решение об удовлетворении исковых требований



Дело №2-114 (2-1371/2010)

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ поселок Парфино

Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Саламатиной Г.А

с участием заместителя прокурора Парфинского района Смирновой М.В.

представителя ответчика Маттис В.И., действующей на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ председателем Совета депутатов Федорковского сельского поселения,

при секретаре Заригиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Парфинского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов Федорковского сельского поселения о признании недействующим Устава Юрьевского сельского поселения в части,

установил:

Решением Совета депутатов Юрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Устав муниципального образования Юрьевское сельское поселение, утвержденный решением Совета депутатов Юрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №,

в соответствии с Областным законом от 12 июля2007 года №140-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области». Указанные изменения зарегистрированы в наименование организации обездичено ДД.ММ.ГГГГ№ № соответственно действуют и применяются в полном объёме.Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов Юрьевского сельского поселения вносился протест на указанное решение. Однако ДД.ММ.ГГГГ удовлетворении протеста прокурору района было отказано.Решение Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ № противоречит требованиям федерального законодательства в части и должно быть признано незаконным.Поэтому прокурор Парфинского района, защищая права, свободы и интересы неопределенного круга лиц, обратился о признании недействующими со дня принятия частей 1,2 и 3 (в части финансирования указанных в них социальных гарантий) статьи 23-1 Устава муниципального образования Юрьевское сельское поселение, утвержденного решением

Совета депутатов Юрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Совета депутатов Юрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебном заседании заместитель прокурора Парфинского района Смирнова М.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Маттис В.И. с исковыми требованиями согласилась и не возражала против их удовлетворения. Вместе с тем просила учесть, что в связи с преобразованием Юрьевского сельского поселения оспариваемые положения Устава фактически не применяются, поскольку должность Главы Администрации сельского поселения уже ликвидирована и социальными гарантиями, предусмотренными статьей 23-1 Устава, воспользоваться никто не может.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 23-1 Устава муниципального образования Юрьевское сельское поселение, утвержденного решением Совета депутатов Юрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированного в наименование организации обезличено ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в редакции решения Совета депутатов Юрьевского сельского поселения

от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрированного в наименование организации обездичено

наименование организации обездичено ДД.ММ.ГГГГ предусматривает социальные гарантии для Главы Юрьевского сельского поселения после прекращения своих полномочий в связи с преобразованием или упразднением Юрьевского сельского поселения, неизбранием на должность после окончания срока полномочий, отставки Главы Юрьевского сельского поселения, в том числе

в случае отставки по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года, либо в случае увеличения численности избирателей Юрьевского сельского поселения или объединения Юрьевского сельского поселения.

Согласно части 8 статьи 23-1 Устава установлено, что предоставление данных социальных гарантий осуществляется за счёт средств бюджета Юрьевского сельского поселения.

В силу части 1 статьи 23-1 Устава Глава Юрьевского сельского поселения продолжает получать установленное Советом депутатов Юрьевского сельского поселения денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года.

В соответствии с частью 2 указанной статьи Устава, в случае, если заработная плата на новом месте работы будет, ниже размера денежного содержания, установленного Советом депутатов Юрьевского сельского поселения, Главе Юрьевского сельского поселения производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Из текста части 3 статьи 23-1 Устава следует, что в случае если Глава Юрьевского сельского поселения получает пособие по безработице, то ему производится доплата до прежнего уровня их денежного содержания, установленного Советом депутатов Юрьевского сельского поселения, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Вместе с тем, нормы областного закона от 12 июля 2007 года №140-ОЗ, на основании которых были внесены и приняты изменения в Устав, противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами «н» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

При заключении трудового договора не допускается установление прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Указанное требование предусмотрено частью 2 статьи 64 Трудового кодекса РФ.

Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса

РФ относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 6 Трудового кодекса РФ, предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов. Содержащих нормы трудового права, но только по вопросам, не отнесённым к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, указанными нормами Трудового кодекса РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 164 Трудового кодекса РФ применительно к трудовым отношениям гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций установлены статьей 165 Трудового кодекса РФ, определившей, что иные гарантии и компенсации работникам предоставляются только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Установление гарантий законами субъекта Российской Федерации, в том числе для лиц, исполнявших государственные обязанности, не предусмотрено.

В соответствии со статьей 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

По смыслу перечисленных выше норм Трудового кодекса РФ гарантии работникам, в том числе занимающим выборные должности, могут быть предоставлены только на период выполнения полномочий, а не по окончании срока полномочий, как это предусмотрено в оспариваемой норме Устава.

Следовательно, вопросы расторжения трудовых договоров отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти и регулируются нормами федерального законодательства.

Поскольку ни Трудовой кодекс РФ, ни иной федеральный закон не предусматривает для лиц, замещавших муниципальные должности и прекративших выполнение своих полномочий, гарантий, предоставленных частями 3-8 статьи 1.1 областного закона от 12 июля 2007 года №140-ОЗ, при их установлении представительным органом превышены предоставленные ему полномочия.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 10 статьи 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, компетенция органов местного самоуправления в сфере трудовых отношений определена также нормами Бюджетного кодекса РФ.

Частью 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, законодатель наделяет органы местного самоуправления правом устанавливать за счет муниципального бюджета размеры и условия оплаты труда только действующих выборных должностных лиц.

В связи с этим у Совета депутатов Юрьевского сельского поселения отсутствовали основания для закрепления вышеуказанных норм в Уставе.

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. При этом обязательно принимаются во внимание интересы населения, исходя из исторических и иных местных традиций. Данное положение предусмотрено частью 2 статьи 1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»

Применение оспариваемых положений Устава является неправомерным, поскольку фактическое использование социальных гарантий, требующих значительных бюджетных средств, лицами, не несущими никаких обязанностей по решению вопросов местного значения и не выполняющими каких-либо функций в интересах муниципальных образований, не соответствует интересам населения.

В связи с чем, обращение прокурора района, направленное на защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, признается обоснованным, поскольку осуществлено в рамках полномочий, предоставленных статьей 45 ГПК РФ.

Статья 1 Областного закона Новгородской области от 30 марта 2010 года №723-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований, входящих в состав территории Парфинского муниципального района, и внесении изменений в некоторые областные законы» предусматривает преобразование <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения и <данные изъяты> поселения во вновь образованное муниципальное образование <данные изъяты> сельское поселение с определением административного центра в <данные изъяты>.

При преобразовании муниципального образования законом субъекта Российской Федерации не урегулированы вопросы переходного периода относительно соотношения муниципальных правовых актов, принятых представительными органами муниципального образования до и после преобразования муниципального образования. В связи с этим, на территории преобразуемого муниципального образования впредь до вступления в силу в установленном порядке муниципальных правовых актов, принятых вновь сформированными представительными органами, могут применяться муниципальные правовые акты, принятые в установленном порядке представительными органами муниципального образования до окончания срока их полномочий.

В то же время согласно положениям части 2 статьи 43 и части 2 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ

устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. При этом уставом муниципального образования регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших

на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Совет депутатов преобразованного Юрьевского сельского поселения и Совет депутатов Федорковского сельского поселения связаны между собой отношениями публично-правового правопреемства. Поэтому доводы представителя ответчика о том, что оспариваемые положения Устава в связи с преобразованием муниципального образования не действуют, признаются несостоятельными.

Суд, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

решил:

Иск прокурора Парфинского района удовлетворить.

Признать части 1, 2, 3 (в части финансирования указанных в них социальных гарантий) статьи 23-1 Устава муниципального образования Юрьевское сельское поселение, утвержденного решением Совета депутатов Юрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции решения Совета депутатов Юрьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, недействующими со дня их принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новгородский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения в 14 часов ДД.ММ.ГГГГ мотивированного решения суда.

Председательствующий судья: Г.А. Саламатина