Решение об удовлетворении иска



Дело № 2-124

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ пос.Парфино

Старорусский районный суд Новгородской области в лице судьи Давыдовой В.Н.,

с участием заместителя прокурора Парфинского района Новгородской области Смирновой М.В.,

представителя Совета депутатов Полавского сельского поселения Парфинского района Новгородской области Петрова С.М.,

при секретаре Казанской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Полавского сельского поселения о признании недействующим Устава Новодеревенского сельского поселения в части,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Парфинского района Новгородской области обратился в суд с заявлением к Совету депутатов Полавского сельского поселения о признании недействующим Устава Новодеревенского сельского поселения в части. Свои требования прокурор обосновывает тем, что решением Совета депутатов Новодеревенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Устав муниципального образования Новодеревенское сельское поселение (далее Устав), утвержденный решением Совета депутатов Новодеревенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с областным законом от 12 июля 2007 г. №140-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области» (далее областной закон № 140-ОЗ от 12 июля 2007 г.). Изменения прошли регистрацию ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ прокурором Парфинского района в Совет депутатов Новодеревенского сельского поселения вносился протест на указанное решение, но в удовлетворении протеста прокурору района было отказано. Оспариваемое решение Совета, по мнению прокурора, противоречит федеральному законодательству в части и подлежит признанию незаконным. Так, внесенными изменениями, а именно ч.1 ст. 23-1 Устава муниципального образования, установлены социальные гарантии для Главы Новодеревенского сельского поселения в случае прекращения полномочий в связи с преобразованием или упразднением Новодеревенского сельского поселения, не избранием на должность после окончания срока полномочий, отставки, в том числе и по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года, либо в случае увеличения численности избирателей Новодеревенского сельского поселения или объединения. Часть 8 ст. 23-1 Устава предусматривает предоставление социальных гарантий за счет средств бюджета Новодеревенского сельского поселения. Части 1,2 и 3 данной статьи предусматривает выплату Главе денежного содержания до устройства на новое место работы в течение одного года; доплату до уровня прежнего денежного содержания в течение года; доплату до суммы денежного содержания в течение года в случае получения пособия по безработице. Вместе с тем, нормы областного закона № 140-ОЗ от 12 июля 2007 г., на основании которого были приняты оспариваемые изменения, противоречат требованиям федерального законодательства, а именно ст. 12, п.п. «н, к» ч.1 ст. 72, ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, ч. 2 ст. 64, ч.ч. 1,2 и 3 ст. 6, ч. 10 ст. 5, ст.ст. 164, 172 ТК РФ, ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ и ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Последствия выявленного нарушения, по мнению прокурора, противоречат интересам населения района с учетом исторических и иных местных традиций. Ст.1 областного закона Новгородской области от 30 марта 2010 г. №723-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований, входящих в состав территории Парфинского муниципального района, и внесении изменений в некоторые областные законы» предусмотрено преобразовать, в том числе Новодеревенское сельское поселение, во вновь образованное муниципальное образование Полавское сельское поселение. При преобразовании муниципального образования законом субъекта РФ не урегулированы в соответствии с федеральными законами вопросы переходного периода, связанные с этим преобразованием, в том числе вопросы о соотношении муниципальных правовых актов, принятых представительными органами муниципального образования до и после его преобразования. В связи с чем на территории преобразуемого муниципального образования до вступления в силу в установленном порядке муниципальных правовых актов, принятых вновь сформированными представительными органами, могут применяться муниципальные правовые акты, принятые в установленном порядке представительными органами муниципального образования до окончания срока их полномочий. В соответствии с ч.10 ст.85 ФЗ от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих на территории указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению своих полномочий. Таким образом, Совет депутатов преобразованного Новодеревенского поселения и Совет депутатов Полавского сельского поселения связаны между собой отношениями публично-правового правопреемства.

В судебном заседании заместитель прокурора Парфинского района Смирнова М.В. поддержала заявление, сославшись на доводы, изложенные в нем.

Представитель Совета депутатов Полавского сельского поселения Петров С.М. с заявлением согласился и пояснил, что все необходимые изменения уже внесены в Устав Полавского сельского поселения, который будет опубликован в местной печати ДД.ММ.ГГГГ

Суд, выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав представленные материалы, приходит к следующему:

Устав муниципального образования Новодеревенского сельского поселения, зарегистрированный наименование организации обезличено ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный решением Совета депутатов Новодеревенского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ (государственный регистрационный №), принятыми решением Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ был дополнен ст. 23-1 «Социальные гарантии, установленные Главе Новодеревенского сельского поселения», которая фактически содержит не только социальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством РФ, а и меры социальной поддержки Главы Новодеревенского сельского поселения, оставившего свою должность. Так, ч.ч.1,2,3 ст.23-1 Устава предусматривали Главе Новодеревенского сельского поселения осуществляющему свою деятельность на постоянной (штатной) основе, за счет средств бюджета Новодеревенского сельского поселения после прекращения своих полномочий возможность продолжать получать установленное представительным органом денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях: 1) преобразования или упразднения Новодеревенского сельского поселения; 2) не избрания на должность после окончания срока полномочий; 3) отставки Главы Новодеревенского сельского поселения по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года; 4) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Новодеревенского сельского поселения или объединения Новодеревенского сельского поселения с городским округом. В случае если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания, установленного Советом депутатов Новодеревенского сельского поселения, Главе Новодеревенского сельского поселения производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий. В случае получения пособия по безработице, ему производится доплата до прежнего уровня денежного содержания, установленного Советом депутатов Новодеревенского сельского поселения, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Статья 1-1 названного Областного закона в редакции Областного закона Новгородской области от 01 июня 2010 N 762-ОЗ претерпела значительные изменения и текст оспариваемой нормы Устава ей не соответствует. Так Главе муниципального образования осуществляются выплаты компенсации в размере только четырехмесячного денежного содержания, установленного представительным органом соответствующего муниципального образования, в случае досрочного прекращения полномочий Главы только в двух случаях: 1) преобразование или упразднение муниципального образования; 2) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Утверждения прокурора о противоречии оспариваемой нормы Устава требованиям ст. 12, п.п. «н, к» ч.1 ст. 72, ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ; ч. 2 ст. 64, ч.ч. 1,2 и 3 ст. 6, ч. 10 ст. 5, 164, 172 Трудового кодекса РФ; ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ и ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» не оспорены представителем Совета депутатов в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ и не представлены доказательства, подтверждающие необоснованность выводов прокурора, с заявлением прокурора представитель согласен. Так трудовое законодательство находится в совместном ведении субъектов Российской Федерации и самой Российской Федерации, при этом законы субъектов и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Ст.ст.6 и 64 ТК РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Ст. 165 ТК РФ предусматривает случаи предоставления гарантий и компенсаций. Как указано в названной статье иные гарантии и компенсации предоставляются работникам только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Установление каких-либо гарантий законами субъекта РФ, в том числе для лиц, исполняющих государственные обязанности, не предусмотрено.

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Исходя из смысла норм трудового законодательства гарантии работникам, в том числе занимающим выборные должности, могут быть предоставлены только на период выполнения ими полномочий, а не по окончании их выполнения. Вопросы же расторжения трудовых договоров регулируются федеральным законодательством.

Поскольку ТК РФ или иными федеральными законами не предусматриваются для лиц, замещавших муниципальные должности и прекративших выполнение своих полномочий, перечисленных выше гарантий законодательным органом субъекта и ответчиком превышены предоставленные им полномочия.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу ст. 86 Бюджетного кодекса РФ размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления определяются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением норм Бюджетного кодекса, то есть могут определять размеры оплаты труда только действующих должностных лиц.

При этом, в силу ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, при этом вопросы самоуправления должны решаться из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Тогда как оспариваемые пункты ст. 23-1 Устава Новодеревенского сельского поселения явно противоречат интересам населения муниципального образования потому как касаются денежных выплат лицам, не несущих каких - либо обязанностей и не выполняющим каких-либо функций в интересах муниципального образования.

Кроме того, фактически, изменения в пункты названной статьи уже внесены ответчиком в указанном объеме и проходят процедуру регистрации.

Таким образом, в силу ст. 253 ГПК РФ требование прокурора Парфинского района Новгородской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, п.п. «н, к» ч.1 ст. 72, ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, ч. 10 ст. 5, ч.ч. 1,2 и 3 ст. 6, ч. 2 ст. 64, 164, 172 Трудового кодекса РФ, ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 194-199, 245,251, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Полавского сельского поселения о признании недействующим Устава Новодеревенского сельского поселения в части удовлетворить.

Признать части 1,2,3 (в части финансирования указанных в них социальных гарантий) статьи 23-1 Устава межмуниципального образования Новодеревенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Совета депутатов Новодеревенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ недействующими со дня их принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд Новгородской области в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое будет готово ДД.ММ.ГГГГ

Судья: В.Н.Давыдова.