решение об удовлетворении исковых требований



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Старая Русса ДД.ММ.ГГГГ

Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Разоренов В.В.,

с участием помощника Старорусского межрайонного прокурора Гудковой О.В.,представителя Администрации Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области Петровой М.Н.,представителя Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области Васильевой А.Н.,представителя комитета культуры Новгородской области Васильева М.Н.,

при секретаре Ивановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области и Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Старорусский межрайонный прокурор Новгородской области,действуя в интересах неопределенного круга лиц,обратился в суд с иском к Администрации Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области об обязании обратиться в орган,осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,для постановки на учет в порядке,предусмотренном ч.3ст.225ГК РФ воинских захоронений,расположенных по адресу:<адрес> (вдоль железной дороги <адрес>

В обоснование исковых требований указал,что на территории Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в указанных выше деревнях находятся воинские захоронения и братские могилы,которые являются объектами культурного наследия,памятниками Великой Отечественной войны,подлежащими особой охране и сохранению.

Вместе с тем указанные объекты не имеют собственника,не включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,на балансе в Администрации поселения не находятся.Достаточных мер для надлежащего сохранения объектов культурного наследия никем не принимается.Отсутствие у воинских захоронений собственника препятствует организации их учета,государственной охраны,реставрации и ремонта,сохранению объектов на постоянной основе,контролю за их состоянием,чем нарушаются интересы Российской Федерации,сельскогопоселения,неопределенного круга лиц,направленные на сохранение памятника в надлежащем виде,в том числе для последующих поколений.

На основании ч.3ст.225ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учеторганом,осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество,по заявлению органа местного самоуправления,на территории которого они находятся.

Администрация Медниковского сельского поселения не предприняла добровольные меры,указанные в ч.3ст.225ГК РФ,а потому истец просит обязать Администрацию Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в срок ДД.ММ.ГГГГобратиться в орган,осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,для постановки на учет в порядке,предусмотренном ч.3ст.225ГК РФ воинских захоронений,расположенных по адресу:<адрес> и в окрестностях деревень:<адрес> <адрес>.

Определением судьи Старорусского районного суда по делу в качестве соответчика была привлечена Администрация Старорусского муниципального района Новгородской области и в качестве3лица привлечен комитет культуры Новгородской области.

ДД.ММ.ГГГГпомощник Старорусского межрайонного прокурора Гудкова О.В.уточнила исковые требования,и просила обязать Администрацию Медниковского сельского поселения обратиться в орган,осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,для постановки на учет в порядке,предусмотренном ч.3ст.225ГК РФ,земельных участков на которых расположены указанные в исковом заявлении воинские захоронения,относящиеся к объектам культурного наследия,памятникам Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ судебном заседании помощник Старорусского межрайонного прокурора Гудкова О.В.вновь уточнила исковые требования,и просила обязать Администрацию Медниковского сельского поселения обратиться в орган,осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,для постановки на учет в порядке,предусмотренном ч.3ст.225ГК РФ,воинских захоронений,расположенных на территории Мендниковского сельского поселения,относящихся к объектам культурного наследия,памятникам Великой Отечественной войны.

В судебном заседании представитель истца помощник Старорусского межрайонного прокурора Гудкова О.В.исковые требования поддержала,по основаниям,изложенным в иске,и кроме того,в порядке ст.206ГПК РФ просила установить срок исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Представитель Администрации Медниковского сельского поселения Петрова М.Н.иск не признала и пояснила,что Администрация Медниковского сельского поселения не является правопреемником Медниковского сельского совета.Администрация не оспаривает расположение воинских захоронений указанных в исковом заявлении,но они никогда не передавались им.При этом администрация никогда не снимала с себя обязательства о поддержании всех воинских захоронений в надлежащем состоянии,и всегда выделяет на это средства денежные средства.Для постановки на учет воинских захоронений необходимо проведение геодезических работ,которые требую значительных денежных средств.Проведение геодезии в лесных массивах возможно только через спутник,для чего на проведение геодезических работ только по одному захоронению в лесу потребуется <данные изъяты>,которых у Администрации поселения нет.

Представитель Администрации Старорусского муниципального района Васильева А.Н.пояснила,что Администрация Старорусского муниципального района не является надлежащим ответчиком и что на балансе у них указанные в иске воинские захоронения не стоят.Полагает,что обязанность на постановке на учет воинских захоронений лежит на администрации Медниковского сельского поселения.

Представитель Комитета культуры Новгородской области Васильев М.Н.исковые требования признал обоснованными и пояснил,что ответственность за содержание воинских захоронений и обеспечение их сохранности возложена на органы местного самоуправления.Комитет культуры Новгородской области считает целесообразным передачу указанных объектов (воинских захоронений) на баланс Медниковского сельского поселения,на территории которого они находятся и обязании сельского поселения поставить их на учет.

Суд,выслушав стороны,представителя3лица,изучив материалы дела,приходит к следующему решению.

Согласно ч.1ст.225ГК РФ бесхозяйной является вещь,которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо,если иное не предусмотрено законами,от права собственности,на которую собственник отказался.

В соответствии с п.2и п.4 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей",утвержденного Постановлением Правительства РФ от17сентября2003года N580 (ред.от12.11.2004) принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:Федеральная регистрационная служба-в отношении объектов недвижимого имущества,расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы-в отношении иных объектов недвижимого имущества,расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

На учет принимаются объекты недвижимого имущества,которые не имеют собственников,или собственники которых неизвестны,или отправа собственности,на которые собственники отказались,в порядке,предусмотренномст.ст.225,236ГК РФ.

Согласно ч.3ст.225ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учеторганом,осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество,по заявлению органа местного самоуправления,на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган,уполномоченный управлять муниципальным имуществом,может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.п.9п.2ст.50ФЗот06октября2003г.N131-«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться:объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

Согласно ст.5Закона РФ от14января1993г.N4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету.На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления,а на территориях других государств-представительствами Российской Федерации.На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от12августа1949г.и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления,а на закрытых территориях воинских гарнизонов-на начальников этих гарнизонов.Содержание и благоустройство воинских захоронений,находящихся на территориях других государств,осуществляются в порядке,который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

Согласно п.п.13п.1ст.14ФЗ от06октября2003г.N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение,использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры),находящихся в собственности поселения,охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения,расположенных на территории поселения.

В соответствии со ст.11Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества») органы местного самоуправления,в том числе осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений,мемориальных сооружений и объектов,увековечивающих память погибших при защите Отечества,которые находятся на их территориях,а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;

Согласно ст.9.3ФЗот25июня2002г.N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»(далее Закона) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения,использования,популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:сохранение,использование и популяризация объектов культурного наследия,находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Согласно п.1ст.15Закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее-реестр),содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Согласно п.1и п.2ст.21Закона на объект культурного наследия,включенный в реестр,собственнику данного объекта соответствующим органомохраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.В указанный паспорт вносятся сведения,составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия,и иные сведения,содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательныхдокументов,представляемых в орган,осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком,в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Согласно ст.27Закона на объектах культурного наследия,включенных в реестр,должны быть установлены надписи и обозначения,содержащие информацию об объекте культурного наследия.Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов (п.1и п.3).

Из представленных суду паспортов,выданных Министерством культуры,Главным управлением охраны,реставрации и использования памятников истории и культуры РСФСР следует,что решением Новгородского облисполкома ДД.ММ.ГГГГ под охрану и переданы на баланс и конкретное использование шефам:наименование организации -кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны <адрес>; наименование организации1 -кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны в деревнях:<адрес>; наименование организации 2 -кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны в <адрес>; наименование организации 3-кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны в <адрес>; наименование организации4-братская могила советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны <адрес>; наименование организации 5-кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны в <адрес> наименование организации 6-памятник № стрелковой дивизии; братские могилы советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны в <адрес> по сведениям,содержащимся в паспортах,шефам не передавались.

Постановлением Администрации Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ № предложение комитета культуры,кино и туризма области о включении в Список памятников истории и культуры Новгородской области,находящихся на государственной охране объектов культуры,связанных с событиями Великой Отечественной войны1941-1945г.г.В Перечень объектов культуры,связанных с событиями Великой Отечественной войны1941-1945г.г.входят воинские захоронения:кладбища советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны,расположенные в Новгородской области,Старорусского района:<адрес> <адрес> направлении от <адрес> в лесном массиве <адрес> братские могилы советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны,расположенные в <адрес>,<адрес>,при въезде со стороны <адрес>; в поле <адрес>; на <адрес>,<адрес>; памятник № стрелковой дивизии,расположенный по адресу:<адрес>

Указанные воинские захоронения находятся на территории Медниковского сельского поселения Старорусского района,Новгородской области.

Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон,право собственности на воинские захоронения не зарегистрированы и на учет они не поставлены.Отсутствие собственника препятствует организации учета,государственной охраны,реставрации и ремонта,сохранению воинских захоронений.

Для передачи на баланс органа местного самоуправления,в данном случае Медниковского сельского поселения,Старорусского района Новгородской области,воинских захоронений,перечисленных выше,необходимо,чтобы земельные участки,занятые воинскими захоронениями,были приняты на учет органом,осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (п.2 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей»,утвержденного Постановлением Правительства РФ от17сентября2003г.N580).

Учитывая требования ч.3ст.225ГК РФ и «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (п.5) принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления,на территории которого находится объект недвижимого имущества,надлежащим ответчиком в данном случае является Администрация Медниковского сельского поселения Старорусского района,Новгородской области,на территории которой находятся воинские захоронения и памятник указанные выше.

Таким образом,уточненные исковые требования Старорусского межрайонного прокурора,заявленные в силу ст.45ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц,подлежат удовлетворению.

При установлении в соответствии со ст.206ГПК РФ срока,до истечения которого должна быть исполнена возложенная судом обязанность по постановке на учет в орган,осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,для постановки на учет в порядке,предусмотренном частью3статьи225Гражданского кодекса Российской Федерации воинских захоронений,суд учитывает финансовое и экономическое положения Администрации Медниковского сельского поселения,а также требования разумности,определяет его срок ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая,что ответчик освобожден от уплаты гос.пошлины,то суд относит судебные издержки по настоящему делу на счет средств федерального бюджета.

Суд,руководствуясь ст.ст.197-199ГПК РФ,суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в срок ДД.ММ.ГГГГобратиться в орган,осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,для постановки на учет в порядке,предусмотренном частью3статьи225Гражданского кодекса Российской Федерации воинских захоронений,расположенных на территории Медниковского сельского поселения,относящихся к объектам культурного наследия,памятникам Великой Отечественной войны:кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес> братская могила советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес> памятник № стрелковой дивизии:<адрес>; братская могила советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес> братская могила советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес>; братская могила советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес> кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес>; кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес> кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес>; кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес>; братская могиласоветских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:Новгородская <адрес>; кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес> кладбище советских воинов,погибших в годы Великой Отечественной войны:<адрес>

В удовлетворении иска к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Старорусский районный суд Новгородской области в течение10дней со дня составления мотивированного решения,то есть ДД.ММ.ГГГГ

Судья: В.В.Разоренов

Дело № 2-348/2011