Решение об отказе в удовлетворении иска



                                                                                            Дело № 2-1339/2011

                                              Р е ш е н и е

                           

                               Именем Российской Федерации

г.Старая Русса                                                      ДД.ММ.ГГГГ               

Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Журбы Н.Г.,

при секретаре Шарниной А.А.,

с участием истца Фёдорова А.В.,

представителя ответчика Администрации Старорусского муниципального района Васильевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фдорова А.В. к Администрации Старорусского муниципального района о признании права на жилое помещение за счёт средств федерального бюджета,обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учёт,включив в списки очередников на получение жилья военнослужащим,уволенным в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями,

                                            у с т а н о в и л:

Фёдоров А.В.являлся военнослужащим,уволенным в запас ДД.ММ.ГГГГ.в связи с организационно-штатными мероприятиями.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился к Администрации Старорусского муниципального района с заявлением о признании за ним права на получения жилья,как военнослужащего уволенного в запас и включении в списки военнослужащих уволенных в запас на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГписьмом заместителя Главы Администрации Старорусского муниципального района ему сообщено,что он не состоит в списке граждан,уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц,вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до1января2005г.,а потому в связи с действующим законодательством он не может быть участником Федеральной целевой программы «Жилище»,утвержденной постановлением правительства РФ от17декабря2010г. №1050.

ДД.ММ.ГГГГг.он обратился в суд с данным иском к Администрации Старорусского муниципального района.Свои требования обосновал тем,что в ДД.ММ.ГГГГ.уволился из вооружённых сил СССР по сокращению штатов (в связи с организационно-штатными мероприятиями),прослужив20лет в льготном исчислении в звании <данные изъяты>.Хотя действовала норма об обеспечении жильём военнослужащих в трёхмесячный срок,квартира ему предоставлена не была.Ранее в Администрацию района и города Старая Русса с просьбой поставить его на квартирный учёт не обращался по причине неразберихи после развала СССР.Неоднократно обращался в различные инстанции с вопросом о реализации своего права на жильё,но безуспешно.Поскольку его не поставили в очередь нуждающихся в жилье военнослужащих,уволенных в запас до2005г.,то им не был получен сертификат на получение жилья.После2005г.по настоящее время жильё ему не предоставлялось по причине отсутствия государственных программ.После обращения к Президенту ДД.ММ.ГГГГ.получил ответ Администрации Старорусского муниципального района,в котором ему было предложено дождаться целевой программы «Жилище» на2011-2015г.г.,или стать на очередь для малоимущих граждан. ДД.ММ.ГГГГг.он обратился к ответчику с заявлением для решения вопроса с жильём,ДД.ММ.ГГГГ.получил ответ,который демонстрирует нежелание ответчика заниматься его нуждами.В настоящее время своим жильём не обеспечен.Ссылаясь на положения Федерального закона «О ветеранах»,Постановление Правительства Российской Федерации от17декабря2010г. № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на2011-2015годы»,Постановление Конституционного Суда РФ от5апреля2007г. № 5-П.просит признать за ним право на жилое помещение за счёт средств федерального бюджета,обязать ответчика признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий,принять на учёт,включив в списки очередников на получение жилья военнослужащим,уволенным в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями,

В судебном заседании Фёдоров А.В.иск поддержал в полном объёме по указанным в нём основаниям.Пояснил,что после увольнения в запас переехал в <адрес>,где прожил <данные изъяты>.Затем ДД.ММ.ГГГГ.переехал на жительство в <адрес>,где проживал некоторое время с семьей,а после <данные изъяты> несколько лет живет в          <адрес> в доме родственников.Своего жилья не имеет.Его семья в настоящее время,состоит из двух человек его и <данные изъяты>,с которой ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак.С вопросами о получении жилья стал обращаться с2008г.,при этом ему предлагалось подать заявление о включении в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий,где в списках состоит значительное число граждан,но перспективы получения жилья по общим основаниям,с учетом его возраста и состояния здоровья,минимальны,а потому он не подавал такого заявления.ДД.ММ.ГГГГ.обратился в Администрацию Старорусского муниципального района с заявлением о включении в список очередников на получение жилья за счет средств федерального бюджета,как военнослужащим,уволенным в запас.Отказ считает необоснованным,нарушающем его право на получение жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации Старорусского муниципального района по доверенности Васильева А.Н.c иском не согласилась,представила письменные возражения,в которых,ссылаясь на положения Федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»,Областного закона Новгородской области от1апреля2011г. № 957-ОЗ «О порядке предоставления гражданам,обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»,Постановления Правительства РФ от17декабря2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на2011-2015годы»,указала,что обязанность по принятию на учет и обеспечению жилыми помещениями граждан,уволенных с военной службы за счёт федерального бюджета возложена на Администрацию Старорусского муниципального района лишь в отношении тех лиц,которые до1января2005г.были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.Поскольку истец на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях на1января2005г.не состоял и не состоит в настоящее время,то права быть поставленным на учет и обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета,как военнослужащий уволенный в запас,не имеет.

Выслушав участников,исследовав,представленные ими документы,суд приходит к следующему.

Как следует из военного билета,выданного18июня1992г.Фёдорову А.В.31декабря1990г.присвоено звание подполковник.

Согласно выписке из приказа Главнокомандующего объединёнными Вооружёнными Силами СНГ по личному составу .,в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооружённых Сил <данные изъяты> Фёдоров А.В.,состоящий <данные изъяты>,был уволен с действительной военной службы в запас по ст.59п. «в» (по сокращению штатов).Выслуга лет в Вооружённых Силах:календарная - <данные изъяты>,в льготном и счислении - <данные изъяты>Подлежит направлению на учёт в <адрес> на жилую площадь <данные изъяты>Увольняется в связи с сокращением Вооружённых Сил.

В соответствии с выпиской из приказа <данные изъяты>,<данные изъяты> Фёдоров А.В.,уволенный приказом Главнокомандующего ОВС СНГ ДД.ММ.ГГГГ. запас по ст.59п. «в» (по сокращению штатов)…исключён из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справок ДД.ММ.ГГГГ.командира <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.рождения,проживал и был прописан по адресу:<адрес>ДД.ММ.ГГГГ.,данное жилое помещение не приватизировано и приватизации не подлежит.В состав его семьи входили:<данные изъяты> ФИО8<данные изъяты>,сын ФИО9.,<данные изъяты>.рождения и дочь ФИО10.,<данные изъяты>.рождения.Занимаемую квартиру по этому адресу он ДД.ММ.ГГГГ.квартирным органам Министерства обороны.

Как следует из справки № ДД.ММ.ГГГГ.Командира <данные изъяты>,<данные изъяты> «запаса» Фёдоров А.В.проходил службу на территории военного городка закрытого типа,по последнему месту жительства жилой площадью не обеспечен.

Согласно справке <данные изъяты> Военного комиссара ДД.ММ.ГГГГ.,<данные изъяты> Фёдоров А.В.в соответствии со ст.4Указа Президента Российской Федерации от19февраля1992г. № 154имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения в домах государственного и ведомственного фонда.

Согласно справкам начальника отдела военного комиссариата <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГистец проходил военную службу в вооруженных силах в период ДД.ММ.ГГГГ,в соответствии с п.21послужного списка личного дела,<данные изъяты>

Согласно справке Администрации <данные изъяты> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ.,Фёдоров А.В.проживает <адрес>

Согласно справке Старорусского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» № ДД.ММ.ГГГГв период ДД.ММ.ГГГГ.Фёдоровым А.В.право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.

Как следует из сведений,представленных государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.,Фёдоров А.В.недвижимого имущества на территории Старорусского,Волотовского и Поддорского районов не имеет.

Данные документы подтверждают,что истец проходил военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР и государств-участников Содружества Независимых Государств,уволен со службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и в настоящее время жилья не имеет.

Согласно ч.3ст.49ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом,указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан,признанных по установленным настоящимКодексом и (или) федеральным законом,указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке,если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом,указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии сп.3ст.2Федерального закона «О статусе военнослужащих» за гражданами,проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР,других воинских формированиях Союза ССР и государств-участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования,организации других государств,ранее входивших в состав Союза ССР,сохраняются льготы,гарантии и компенсации,предусмотренные указанным Федеральным законом,федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Согласно Соглашению государств-участников Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих,лиц,уволенных с военной службы,и членов их семей,подписанному в г.Минске14февраля     1992г.и действовавшему во время увольнения истца из состава вооруженных сил СНГ за военнослужащими сохранены уровня прав и льгот,установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР,в том числе и в вопросах обеспечения жильем.

Согласно ст.3данного Соглашения государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей,не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий,в соответствии с законодательством государства пребывания.

Согласно п.2ст.3,Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федеральногозакона от22августа2004г. № 122-ФЗ) правовая защита военнослужащих,граждан,уволенных с военной службы,и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав,социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты,а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих,граждан,уволенных с военной службы,и членов их семей возлагается на органы государственной власти,органы местного самоуправления,федеральные суды общей юрисдикции,правоохранительные органы в пределах их полномочий,а также является обязанностью командиров (начальников).... (п.4ст.3).

Согласно п.2.1.ст.15Федерального закона «О статусе военнослужащих» (п.2.1введен Федеральнымзаконом от8декабря2010г. № 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан,уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями,общая продолжительность военной службы которых составляет10лет и более и которые до1января2005года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина,уволенного с военной службы,в форме предоставления:жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно ст.2Федерального закона от8декабря2010г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан,уволенных с военной службы,и совместно проживающих с ними членов их семей,предусмотренныепунктом2.1статьи15истатьей15.1Федерального закона от27мая1998года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона),распространяются на следующие категории граждан,которые до1января2005года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,и совместно проживающих с ними членов их семей,являющихся таковыми в соответствии с Жилищнымкодексом Российской Федерации:1) граждане,уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации,Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,содержащихся за счет средств федерального бюджета,по достижении ими предельного возраста пребывания на службе,или по состоянию здоровья,или в связи с организационно-штатными мероприятиями,общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет10лет и более; 2) граждане,уволенные с военной службы,имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

При этом в ст.3названного закона указано,что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан,указанных вабзаце первом пункта2.1статьи15,абзаце третьем пункта3.1статьи24Федерального закона от27мая1998года N76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) истатье2настоящего Федерального закона,жилыми помещениями:1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от17декабря2010 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на2011 - 2015годы,в составе которой содержится подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных федеральным законодательством».При этом предусмотрено,что правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют,в том числе,граждане,уволенные с военной службы,и приравненные к ним лица,которые до1января2005г.были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Областным законом <адрес> от1апреля2011г. -ОЗ «О порядке предоставления гражданам,обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»,жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» определен порядок предоставления гражданам,обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральнымзаконом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»,жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,и органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями.

При этом ст.2названного областного закона предусмотрено,что правом на предоставление жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма либо предоставления единовременной денежной выплаты имеют граждане,указанные вабзаце первом пункта2.1статьи15,абзаце третьем пункта3.1статьи24Федерального закона «О статусе военнослужащих» истатье2Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Органы местного самоуправления согласно п.1ст.8названного областного закона формируют и утверждаютсписки граждан,подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим областным законом,в соответствующем муниципальном районе,городском округе по форме согласно приложению2к настоящему областному закону.

Таким образом,из данных норм следует,что непременным условием для включения военнослужащего,уволенного в запас в списки подлежащих обеспечению жилыми помещениями,является принятие его органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до1января2005г.

То обстоятельство,что истец до1января2005г.не обращался к ответчику с заявлением о включении всписокграждан,подлежащих обеспечению жилыми помещениями,и не был в него включен,подтверждается объяснениями сторон и материалами дела.

Как следует из заявления истца,он обратился к Администрации <данные изъяты>.с просьбой «признать за ним право на получения жилья,как военнослужащего уволенного в запас и включить в списки военнослужащих уволенных в запас на получение жилья за счет средств федерального бюджета».

ДД.ММ.ГГГГписьмом заместителя Главы Администрации Старорусского муниципального района в удовлетворении заявления отказано,по тому основанию,что он не состоит в списке граждан,уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц,вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до1января2005г.

Согласно подпункту1) п. 3ст.8указанного областного закона гражданину отказывается во включении в список в случаях,если лицо,подавшее заявление,не относится к категории граждан,указанных встатье2настоящего областного закона.

При таких обстоятельствах отказ включить истца в список военнослужащих уволенных в запас на получение жилья за счет средств федерального бюджета следует признать правомерным.

Ссылка истца в исковом заявлении на положения Федерального закона «О ветеранах» признается судом несостоятельной.Так,согласно ст.5Федерального закона «О ветеранах» ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР,Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск,воинских формирований и органов,в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба,Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Содружества Независимых Государств,созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств,награжденные орденами или медалями,либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации,либо награжденные ведомственными знаками отличия,при условии,что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет20лет и более,а также военнослужащие,ставшие инвалидами вследствие ранения,контузии,увечья или заболевания,полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.Указанные требования распространяются на военнослужащих,уволенных с военной службы в запас (отставку) (п.1).Для лиц,указанных в настоящей статье,устанавливается звание «Ветеран военной службы» (п.2).

В соответствии сУказом Президента РФ от19мая1995г. «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» лицам,которым присвоено звание "Ветеран военной службы",вручается удостоверение ветерана военной службы.

Однако не представлено документов о наличии у него такого статуса.

Кроме того истец обосновал свои доводы Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от5апреля2007г. № 5-П.которымпункты2и14статьи15Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции пункта8статьи100Федерального закона от22августа2004года N122-ФЗ) признаны не соответствующимиКонституции Российской Федерации,еестатьям19 (часть2) и40,в той мере,в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан,вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до1января2005года,в отличие от граждан,уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после1января2005года,ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Однако данное постановление также не может служить основанием для удовлетворения иска,поскольку касается прежней редакции данных норм Федерального закона «О статусе военнослужащих»,иных правоотношений и обстоятельств.

С учетом изложенного,оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.198,199ГПК РФ,суд

           

                                                  р е ш и л:

В иске Фдорову А.В. к Администрации Старорусского муниципального района о признании права на жилое помещение за счёт средств федерального бюджета,обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий,принятии на учёт,включив в списки очередников на получение жилья военнослужащим,уволенным в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями отказать.

Решение может быть обжаловано в Новгородском областном суде в течение10дней со дня объявления.

Судья: подпись

Копия верна

Судья                                                                                                              Н.Г.Журба