решение об удовлетворении исковых требований



    Дело №2-1685

                                                   Р Е Ш Е Н И Е

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                        пос. Парфино

Старорусский районный суд Новгородской области под председательством судьи Котенко И.В.,

истца Кротова В.А.,

представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) - Васильевой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Александровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротова В.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода службы в Вооруженных Силах бывшего СССР,

установил:

Кротов В.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода службы в Вооруженных Силах бывшего СССР в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее по тексту - Закон №173-ФЗ) и назначении выплаты страховой части трудовой пенсии по старости с момента возникновения такого права.

Свои требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в рядах Советской Армии. Согласно военному билету, в период прохождения военной службы он работал по вредной должности - «<данные изъяты>». Решением наименование организации обезличено от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого льготного стажа - 6 лет 3 месяца, так как ему в страховой стаж не зачли период прохождения им военной службы. Этим же решением в его льготный стаж были зачтены периоды работы в качестве <данные изъяты>, предшествующие данному периоду (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и периоды работы, которая следовала за окончанием этого периода (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Полагает, что отказ в производстве выплат страховой части трудовой пенсии по старости не обоснован и просит суд обязать ответчика зачесть ему в страховой стаж, дающий право на получение страховой части трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» период прохождения военной службы в Вооруженных Силах бывшего СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за два дня работы и назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права.

В судебном заседании истец Кротов В.А. свои требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Показал, что действительно в ДД.ММ.ГГГГ был призван в ряды Советской Армии для срочной службы. До этого работал <данные изъяты>. После службы в армии в ДД.ММ.ГГГГ был вновь принят на работу в наименование организации обезличено дублером <данные изъяты>. Просит зачесть ему службу в Армии в специальный стаж по действовавшему на тот период законодательству и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с уменьшением возраста.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) Васильева Т.В., действующая по доверенности, против удовлетворения требований Кротова В.А. возражала. Показала в судебном заседании, что для досрочного назначения истцу трудовой пенсии по старости по Списку №2 периодов военной службы в Вооруженных Силах бывшего СССР отсутствуют основания, поскольку истцом не выработан льготный стаж в размере 12 лет и 6 месяцев, а применить в отношении истца новое законодательство об уменьшении пенсионного возраста невозможно, просила в иске отказать.

В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что включение в специальный стаж периодов военной службы и отнесение их к тяжелым условиям труда, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Военная служба является особым видом государственной службы и пенсионное обеспечение военнослужащих (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании специальных законов. Поэтому не имеет правового значения, в качестве кого проходил военную службу истец и какие работы он выполнял. Доводы Кротова В.А. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку №2, незаконны и основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Спорный период - прохождение истцом службы в Армии приходится на время действия Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года, согласно которому служба в составе Вооруженных Сил бывшего СССР приравнивалась к работе, которая предшествовала ей или следовала за ней. На основании записей в трудовой книжке истца периоду прохождения военной службы предшествовала работа по Списку №2 в должности <данные изъяты>. Однако ранее действующим законодательством льготного исчисления (в двойном размере) периодов прохождения военной службы, как и праваграждан на пенсию на льготных условиях с уменьшением возраста в случае выработки не менее половины необходимого специального стажа, также не предусматривалось. На дату обращения с заявлением о назначении пенсии, что не оспаривается истцом, его специальный трудовой стаж составляет менее необходимых 12 лет и 6 месяцев. Возможности одновременного применения и ранее и ныне действующих норм законодательства на сегодняшний день не предусмотрено.

Выслушав стороны, исследовав материалы пенсионного дела, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Истец Кротов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ, за день до достижения возраста 58-ти лет, обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением наименование организации обезличено, вынесенным на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, в назначении досрочно трудовой пенсии по старости истцу было отказано в виду отсутствия на дату обращения необходимого специального стажа, а именно 6 лет и 3 месяцев.

Судом установлено, что в специальный трудовой стаж истца ответчиком не были зачислены периоды прохождения им военной службы в Вооруженных Силах бывшего СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения которой, согласно военному билету, он находился в следующих должностях и воинских званиях: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсант, рядовой; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, рядовой.

Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

К таким нормативным правовым актам относится Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (далее по тексту - Закон от 14 июля 1956 года).

В соответствии с Законом от 14 июля 1956 г., Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590 было утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее по тексту - Положение), действовавшее в спорные периоды.

Пунктом 16 указанного Положения предусмотрено право на пенсию по старости на льготных условиях для рабочих и служащих, занятых на работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, мужчинам - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.

В соответствии с пунктом 92 указанного Положения рабочим и служащим на других работах с тяжелыми условиями труда пенсии по старости назначаются на льготных условиях, если не менее половины всего стажа, необходимого им для назначения пенсии по старости (т.е. в данном случае, не менее 12 лет и 6 месяцев), приходится на эти работы или в общей сложности на эти работы и на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (независимо от места последней работы).

Согласно пункту «к» указанного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с пунктом 109 данного Положения, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

На основании записей в трудовой книжке истца за и , периоду прохождения военной службы Кротова предшествовала работа по Списку №2 от 1956 года, раздел ХХХ «Транспорт» в должности помощника машиниста электропоезда.

Таким образом, период прохождения Кротовым срочной военной службы в рядах Советской Армии в составе Вооруженных Сил бывшего СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть засчитан в льготный стаж работы по Списку № 2, в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590 и действовавшего в период существования СССР, поскольку дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 1992 года № 537, время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, наравне с работами, предусмотренным Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку №2 от 1956 года раздел ХХХ «Транспорт» пользуются машинисты и их помощники паровозов, тепловозов…, мотовозов.

Если до 01 января 1992 год указанные работники выработали не менее половины стажа работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списком № 2 от 1956 года, то вопрос о назначении трудовой пенсии по старости таким работникам может быть рассмотрен в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ гласит, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 Закона №173-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам (то есть не менее 6 лет 3 месяцев).

Поскольку спорный период службы истца в Вооруженных Силах бывшего СССР и засчитанные Пенсионным фондом периоды его работы с тяжелыми условиями труда имели место до 01 января 1992 года, то в отношении Кротова должен быть применен Список № 2 от 1956 года.

Таким образом, специальный стаж истца с учетом зачтенного Пенсионным фондом (4 года 5 месяцев 4 дня) и периода службы в Вооруженных Силах СССР (с 16 мая 1972 года по 19 июня 1974 года, в календарном исчислении - 2 года 01 месяц 03 дня) составляет 06 лет 06 месяцев 07 дней, то есть превышает необходимые 06 лет и 03 месяца.

Условия для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по пп.2 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях» с уменьшением возраста на 2 года соблюдены.

Таким образом, Кротову следует назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из паспорта истца, ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 58 лет. С заявлением в Пенсионный фонд он обратился ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Кротов просил назначить ему льготную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Однако прохождение истцом срочной военной службы в Советской Армии в ... годах, не относится к тому виду военной службы о которой говорится в указанной норме закона, поскольку здесь подразумевается особая служба, связанная с повышенной опасностью для жизни и здоровья (например, служба по призыву в «горячих точках», участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и т.д.). Следовательно, названное положение законодательства, в том числе и зачет военной службы из расчета один день за два дня работы, применено к Кротову быть не может.

Учитывая изложенное, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                       решил:

Исковые требования Кротова В.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода службы в Вооруженных Силах бывшего СССР, из расчета один день службы за два дня работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) включить в трудовой стаж Кротова В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода его службы в Вооруженных Силах бывшего СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) назначить Кротову В.А. досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», с уменьшением возраста, то есть по достижении 58 лет - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Старорусский районный суд п. Парфино Новгородской области.

Судья:                                                                                             И.В. Котенко