Дело №2-254 /2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поддорье ДД.ММ.ГГГГ
Старорусский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Троховой В.А.
при секретаре Харичевой С.П.
с участием истицы Игнатьевой Л.В., представителя ответчика Государственной учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) по доверенности Яблонскене Н.И., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Муниципального учреждения здравоохранения «Поддорская ЦРБ» по доверенности Агеевой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой
Любовь Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного
фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) о включении в
трудовой стаж периодов работы, дающих право на пенсию по старости на льготных
условиях
Установил:
Игнатьева Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о включении в трудовой стаж периодов работы, дающих право на пенсию по старости на льготных условиях период работы в должности участкового фельдшера психо-наркологического кабинета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в командировках, отпусках за работу в профкоме, за свой счет и донорских дней: ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по29 июня 1996 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявления указала, что решением Комиссии Отдела в Поддорском районе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19 января 2011 года (далее по тексту - Комиссия) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии на льготных условиях независимо от возраста в связи с работой в осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности, поскольку комиссия пришла к выводу о том, что ее страховой стаж составляет 22 года 08 месяцев 01 день, льготный 17 лет 9 месяцев 13 дней при требуемом 25 лет.
Комиссией исключен из льготного стажа период: период работы в должности участкового фельдшера психо-наркологического кабинета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения в командировках, учебных отпусках, отпусках за свой счет, за работу в профкоме и донорских дней- ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по29 июня 1996 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по,23 июля 1999 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,29 сентября 2000 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 28 февраля года, с 07 -декабря 2009 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Основание исключения указанных периодов из подсчета льготного стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа - несоответствие наименования ; занимаемой ею в тот период должности списку должностей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Решение пенсионного органа, по мнению заявительницы, является незаконным и нарушает ее права, поскольку она имеет соответствующее должности фельдшера образование, в спорный период исполняла обязанности. фельдшера в муниципальном медицинском учреждении здравоохранения, к моменту обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии более 25 лет осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности и ей должна быть назначена досрочная пенсия по старости.
Истица Игнатьева Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав иск обстоятельствами, изложенными в заявлении. В дополнение пояснила, что в спорный период она выполняла те же должностные обязанности фельдшера по осуществлению лечебной деятельности, какие выполняла в бесспорные периоды до 1999 года и после 2006 года.
Указала, что после окончания в 1988 году Новгородского медицинского училища с ДД.ММ.ГГГГ она работает фельдшером в Поддорской ЦРБ по настоящее время: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером глазного кабинета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участковой терапевтической медсестрой Поддорской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает фельдшером психиатром-наркологом психо-наркогологического кабинета Поддорской ЦРБ, при этом совмещает работу фельдшера офтальмолога с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.
В период отсутствия врача одна осуществляла врачебную деятельность. В командировки она направлялась в связи с необходимостью повышения квалификации. Это непосредственно связано с осуществлением ее врачебной деятельности. Поскольку к моменту обращения с заявлением о назначении пенсии она отработала в сельской местности с учетом льготного исчисления более 25 лет, она просит возложить на пенсионный орган обязанность назначить ей трудовую пенсию по старости.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - орган Пенсионного фонда РФ) по доверенности Яблонскене Н.И. исковые требования не признала. По ее мнению подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 года, на который ссылается истица, гласит, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Согласно пункта 2 статьи 27 вышеназванного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста на основании Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, который утверждаются Правительством Российской Федерации.
29 октября 2002 года было принято Постановление Правительства РФ № 781, согласно которому в разделе средний медицинский персонал приведен исчерпывающий перечень наименований должностей, работа в которых включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Среди них поименована работа в качестве: фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 правом на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения до 1 ноября 1999 года пользовались врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений (организаций) всех форм собственности. "Данное постановление действовало только до 31 октября 1999 года.
Следовательно, оснований для включения периода работы истицы после этой даты (с 01.11.1999 года по 31.12.2006 года) в стаж медицинской работы не имеется.
Также не имеется оснований для включения в льготный стаж периодов нахождения в командировках, так как согласно п.5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости, засчитываются периоды, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы Муниципального учреждения здравоохранения «Поддорская центральная районная больница» (далее по тексту - ЦРБ) по доверенности Агеева Н.М. не возражала против удовлетворения требований истицы и пояснила, что истица на протяжении всех периодов работы в подразделениях ЦРБ выполняла и выполняет функции фельдшера, то есть осуществляла деятельность по охране здоровья населения. Должность истицы в спорный период соответствовала штатному расписанию, утвержденному главным врачом больницы. Фактически истица постоянно работала в одной и той же должности, выполняла одни и те же функции. Функциональные обязанности фельдшера психиатрического кабинета и фельдшера наркологического кабинета не менялись. Администрация МУЗ «Поддорская центральная районная больница» просит о признании тождества профессий фельдшер и участковый фельдшер психонаркологического кабинета, фельдшер психиатр-нарколог и включить исключенный пенсионным фондом стаж работы по данной должности Игнатьевой Л.В. в период работы, который засчитывается в специальный стаж, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. На курсы повышения квалификации она направлялась в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Выслушав стороны, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 27 того же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1
настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о
профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день
вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было
выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого
для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных
условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в
соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на
соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для
выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона,
устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим
федеральным законом..
Как следует из списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунком 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, время работы в должности фельдшера, фельдшера-лаборанта, старшего фельдшера в больницах всех наименований, амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах засчитывается в стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судом установлено, что Игнатьева Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая специальность - фельдшер, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера психиатра-нарколога Поддорского РТМО. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной пенсии по возрасту.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами. Согласно диплома <данные изъяты>, выданного Игнатьевой Л.В. (добрачная фамилия ФИО6, свидетельство о браке №, брак заключен с ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ) следует, что она в 1988 году окончила полный курс Новгородского медицинского училища по специальности фельдшер с присвоением квалификации фельдшера.
Согласно записям в трудовой книжке истицы, уточняющим справкам МУЗ «Поддорская ЦРБ», приказам по Поддорскому РТМО и МУЗ «Поддорская ЦРБ» Игнатьева Л. В. в период с ДД.ММ.ГГГГ принят а на работу в Поддорскую ЦРБ фельдшером глазного кабинета поликлиники, с ДД.ММ.ГГГГ переведена участковой терапевтической медицинской сестрой, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность участкового фельдшера пеихо-наркологического кабинета, с ДД.ММ.ГГГГ переведена фельдшером в наркологический кабинет, где работает в настоящее время.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Отдела ПФ РФ в Поддорском районе Новгородской области (структурном подразделении ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) от 19 января 2011 года № 2 видно, что из подсчета льготного стажа Игнатьевой Л.В. исключен период работы в должности участкового фельдшера психо-наркологического кабинета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы и периоды нахождения в командировках, учебных отпусках, отпусках за свой счет.
Постановлениями Администрации Поддорского района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Поддорская центральная районная больница в 1994 году переименована в Поддорское районное территориальное медицинское объединение, а затем в Муниципальное учреждение здравоохранения «Поддорская центральная районная больница».
Из уставов Поддорского районного территориального медицинского объединения и Муниципального учреждения здравоохранения «Поддорская центральная районная больница» следует, что целью деятельности медицинской организации является удовлетворение общественных потребностей в медицинских услугах, относящихся к предмету ее деятельности, оказание бесплатной медицинской помощи населению, в том числе специализированной, реализация государственных федеральных и целевых программ охраны здоровья населения. Право медицинской организации на осуществление медицинской деятельности в спорный период подтверждено соответствующими лицензиями.
Как видно из штатных расписаний за период 1999 - 2006 годов в штатных расписаниях Поддорского РТМО предусматривалась должность фельдшера психиатра-нарколога.
Из показаний свидетелей ФИО8 она в спорный период работала в должности заместителя главного врача по экономическим вопросам. В ее обязанности входило составление штатного расписания, начисление заработной платы. Игнатьева Л.В. постоянно с момента поступления на работу в Поддорскую ЦРБ и до настоящего времени работала фельдшером психиатром-наркологом.
Как видно из должностных инструкций фельдшера психиатрического кабинета и фельдшера наркологического кабинета, утвержденный приказами главного врача Поддорской ЦРБ, а также-, должностных обязанностях фельдшера, содержащимся в Положении о санитарном фельдшере сельской участковой больницы, утвержденной начальником Главного санйтарно-эпидемиологичского управления Минздрава СССР от 23 июля 1964 года № 496-64, квалификационные требования и функциональные обязанности по этим должностям являются тождественными и предусматривают в том числе: ведение амбулаторного приема, ведение больных на дому, оказание неотложной медицинской помощи, своевременного направления больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения, участие в диспансеризации населения и т.д.
Разрешая спор, связанный с реализацией истицей права на трудовую пенсию, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истицей работы, выполняемых ей функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессии, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности организации, в которой она работала). На основании указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности организации, в которой истица работает, вида организации и выполняемых истицей функций, условия и характер ее деятельности тождественны лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и, как следствие о праве застрахованного лица на пенсионное обеспечение ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью ее трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Обстоятельства, имеющие значения для дела и изложенные в объяснениях истицы, в том числе сведения о стаже работы, связанной с деятельностью по охране здоровья населения, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, и другими письменными доказательствами.
Суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценивает сведения, содержащиеся в объяснениях истицы, представителя третьего лица, показаниях свидетелей, в письменных документах как допустимые и достоверные доказательства, достаточные для разрешения дела по существу, поскольку эти доказательства согласуются друг с другом и получены в установленном законом порядке.
Суд исключает из льготного стажа время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемое как члену месткома, время нахождения в отпусках за свой счет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 1), ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № п.12), ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ № п.16, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № п.6), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № п.6), ДД.ММ.ГГГГ (приказ № № п.5), ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № п.4), ДД.ММ.ГГГГ ( приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к), ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к), ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к).
Поскольку истица не менее 25 лет осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья, она имеет право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Следовательно, имеются основания для удовлетворения требований истицы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд присуждает взыскать с ответчика в пользу истицы судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) зачесть в стаж работы Игнатьевой Любови Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа, независимо от их возраста: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности психиатра-нарколога психоневрологического кабинета МУЗ Поддорской ЦРБ, периоды нахождения в командировках и учебе в связи с повышением квалификации.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) назначить Игнатьевой Любови Викторовны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу Игнатьевой Любови Викторовны судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Старорусский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения -ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий