решение об удовлетворении иска



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старая Русса ДД.ММ.ГГГГ

Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Герасимовой Н.Ю.,

с участием помощника Старорусского межрайонного прокурора Гудковой О.В., представителя Администрации Наговского сельского поселения Старорусского района Новгородской области Лукиной В.К., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области Васильевой А.Н., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя 3 лица-Комитета культуры Новгородской области Васильева М.Н., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года № №,

при секретаре Максимовой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Наговского сельского поселения Старорусского района Новгородской области и Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Старорусский межрайонный прокурор Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Наговского сельского поселения Старорусского района Новгородской области об обязании совершить определенные действия. В обоснование требований истец указал, что на территории Наговского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в деревнях <данные изъяты>, <данные изъяты>, находятся воинские захоронения, которые являются объектами культурного наследия, памятниками Великой Отечественной войны, подлежащими особой охране и сохранению.

Вместе с тем указанные объекты не имеют собственника, не включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на балансе в Администрации поселения не находятся. Достаточных мер для надлежащего сохранения объектов культурного наследия никем не принимается. Отсутствие у воинских захоронений собственника препятствует организации их учета, государственной охраны, реставрации и ремонта, сохранению объектов на постоянной основе, контролю за их состоянием, чем нарушаются интересы Российской Федерации, сельского поселения, неопределенного круга лиц, направленные на сохранение памятника в надлежащем виде, в том числе для последующих поколений.

На основании ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Администрация Наговского сельского поселения не предприняла добровольные меры, указанные в ч.3 ст. 225 ГК РФ воинских захоронений, расположенных по адресу: <адрес> в деревнях: <данные изъяты>

Определением судьи Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя Администрации Наговского сельского поселения по делу в качестве соответчика была привлечена Администрация Старорусского муниципального района Новгородской области.

Определением судьи Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве 3 лица привлечен Комитет культуры Новгородской области.

В судебном заседании помощник Старорусского межрайонного прокурора Гудкова О.В. иск поддержала, уточнив исковые требования, просила обязать Администрацию Наговского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет в порядке, предусмотренном ч.3 ст. 225 ГК РФ земельных участков, находящихся по адресу: <адрес> в деревнях: <данные изъяты> и занятых воинскими захоронениями.

Представитель Администрации Наговского сельского поселения Лукина В.К., возражений по заявленным прокурором требованиям не заявила.

Представитель Администрации Старорусского муниципального района Васильева А.Н. возражений по заявленным прокурором требованиям не заявила.

3 лицо- представитель Комитета культуры Новгородской области Васильев М.Н. пояснил, что ответственность за содержание воинских захоронений и обеспечение их сохранности возложена на органы местного самоуправления. Комитет культуры Новгородской области считает целесообразным передачу указанных объектов (воинских захоронений) на баланс Наговского сельского поселения, на территории которого они находятся и оформление права собственности на занятые воинскими захоронениями земельные участки, при условии оформления охранных обязательств с комитетом культуры.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, 3 лицо, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п. 2 и п. 4 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 (ред. от 12.11.2004) принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.п.9 п.2 ст. 50Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 14 января 1993 года N 4292-1 (ред. от 23 июля 2008 года) "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

Согласно п.п. 13 п.1 ст. 14Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества") органы местного самоуправления, в том числе осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;

Согласно ст. 9.3Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2010, с изм. от 13.12.2010) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Согласно п.1 ст. 15 указанного Закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 21 указанного Закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Согласно ст. 27 указанного Закона на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов (п.1 и п.3).

Из представленных суду паспортов, выданных Министерством культуры, Главным управлением охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РСФСР следует, что решением Новгородского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № были приняты под охрану и переданы на баланс и конкретное использование шефам: «<данные изъяты>»- кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, д. <данные изъяты>; «<данные изъяты>» - братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, д. <данные изъяты>; колхозу <данные изъяты> - братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, д. <данные изъяты>; <данные изъяты> - кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, <данные изъяты>; <данные изъяты>- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, <данные изъяты>; совхозу <данные изъяты> - братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, <данные изъяты>; колхозу им. <данные изъяты>- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, д. <данные изъяты>; колхозу им. <данные изъяты>- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, <данные изъяты>; колхозу им. <данные изъяты>- кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, <данные изъяты>. В паспорте на братскую могилу советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, д. <данные изъяты>, шеф не указан.

Постановлением Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № принято предложение комитета культуры, кино и туризма области о включении в Список памятников истории и культуры Новгородской области, находящихся на государственной охране объектов культуры, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

В Перечень объектов культуры, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. входят воинские захоронения: кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, юго-западная окраина деревни; братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>; кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, восточная окраина деревни; памятное место боев воинов-якутов: <адрес>, 1,5 км к юго-востоку от деревни; братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, в центральной части деревни; кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес> д. <адрес>, южная окраина деревни; братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, в центре деревни; братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, восточная окраина деревни; кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, на территории деревни у шоссе; братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, в южной части деревни; братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, юго-западная окраина деревни; братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>); братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, северная окраина деревни.

Указанные воинские захоронения находятся на земельных участках, расположенных в деревнях <данные изъяты>, то есть на территории Наговского сельского поселения Старорусского района, Новгородской области.

Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон, право собственности на земельные участки, на которых находятся указанные воинские захоронения, не зарегистрировано.

Таким образом, в силу ч.1 ст. 225 ГК РФ земельные участки, на которых находятся указанные воинские захоронения не имеют собственника. Отсутствие собственника препятствует организации учета, государственной охраны, реставрации и ремонта, сохранению воинских захоронений.

Для передачи на баланс органа местного самоуправления, в данном случае Наговского сельского поселения, Старорусского района Новгородской области, воинских захоронений, перечисленных выше, необходимо, чтобы земельные участки, занятые воинскими захоронениями, были приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (п. 2 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей",утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 (ред. от 12.11.2004)).

Учитывая, что согласно требованиям ч.3 ст. 225 ГК РФ и «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (п.5) принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, надлежащим ответчиком в данном случае является Администрация Наговского сельского поселения, Старорусского района, Новгородской области на территории которой находятся земельные участки, занятые воинскими захоронениями указанными выше.

Таким образом, уточненные исковые требования Старорусского межрайонного прокурора, заявленные в силу ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 11, 56, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Наговского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации земельных участков, находящихся на территории Наговского сельского поселения, Старорусского района, Новгородской области и занятых воинскими захоронениями:

- кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес> д. <адрес> юго-западная окраина деревни;

- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, <адрес>;

- кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес> д. <адрес> восточная окраина деревни;

- памятное место боев воинов-якутов: <адрес>, 1,5 км к юго-востоку от деревни;

- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, в центральной части деревни;

- кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес> д. Иванцево, южная окраина деревни;

- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес> в центре деревни;

- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, восточная окраина деревни;

- кладбище советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес> д. <адрес>, на территории деревни у шоссе;

- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, в южной части деревни;

- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, юго-западная окраина деревни;

- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес> (территория, бывшей деревни <данные изъяты>)

- братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны: <адрес>, северная окраина деревни.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Старорусский районный суд Новгородской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.Ю.Герасимова