Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Старая Русса ДД.ММ.ГГГГ
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Герасимовой Н.Ю.,
с участием истицы Абрамовой И.М., представителя Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области юрисконсульта Семенова Ю.Б., представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Максимовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой И.М. к Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области о признании незаконным частично постановления Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, обязании восстановить в списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также включении в список граждан, которым предоставляется жилое помещение вне очереди,
У С Т А Н О В И Л:
Абрамова И.М. обратилась в суд с иском к Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области о признании бездействия Администрации Новосельского сельского поселения в части улучшения ее жилищных прав; признании комнаты, в которой она зарегистрирована по месту жительства- жилым помещением, ветхим и непригодным для проживания, а также признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения по Государственной программе переселения из ветхого жилья ввиду того, что реконструкция жилого помещения невозможна.
В обоснование требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в комнате, расположенной на чердачном этаже бывшего школьного интерната по адресу: <адрес>, используемого как учительское общежитие, в котором зарегистрирована по месту жительства.
Осенью ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к ответчику с заявлением об улучшении жилищных условий по Государственной программе переселения из ветхого жилья, однако ей было отказано.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Абрамова И.М. уточнила исковые требования, просит признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, согласно п.п. 1,3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ и включить в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
В судебном заседании истица Абрамова И.М. с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным постановление Администрации Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Новосельского сельского поселения восстановить ее в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также включить в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Представитель ответчика Семенов Ю.Б. иск не признал, пояснил, что здание, расположенное в <адрес>, является нежилым. Чердачное помещение в указанном здании использовалось для временного проживания. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Абрамова И.М. обоснованно была исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в соответствии со ст. 56 ЖК РФ она должна была ежегодно подтверждать статус малоимущей. Однако документы, подтверждающие основания для сохранения за истицей права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, она в Администрацию не представила.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Из объяснений истицы, показаний свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, справки Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ, письма Администрации Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, письма Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, карточки регистрации, письма Администрации Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ Абрамовой И.М. была приватизирована <адрес> по <адрес>, которую она продала, и в ДД.ММ.ГГГГ году переехала в <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства в комнате № <адрес> в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году Абрамова И.М. подала заявление в Новосельский сельский совет и была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим на тот момент Жилищным кодексом РСФСР. На ДД.ММ.ГГГГ Абрамова И.М. состояла на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий под № №. В настоящее время Абрамова И.М. работает и проживает в <адрес>, снимает частую квартиру по договору поднайма. В других жилых помещениях, расположенных в светелке, фактически также никто не проживает.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> обратился с заявлением в филиал «<данные изъяты>» ГОУП «<данные изъяты>» о выдаче инвентаризации объекта муниципального здания, расположенного по адресу: <адрес> документов на встроенные помещения: 1 этаж амбулатория; 2 этаж филиал музыкальной школы и квартира; 3 этаж чердачное помещение 4 комнаты.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, из которого следует, что жилой <адрес>, год постройки ДД.ММ.ГГГГ, имеет 2 этажа, кроме того светелку, жилая площадь в квартирах-<данные изъяты> кв.м, в светелках- <данные изъяты> кв.м. Из поэтажного плана и экспликации технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что светелка состоит из 4-х жилых комнат, кухни и прихожей
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ светелка (мансарда) - жилые помещения, которые устроены в габаритах чердачного пространства и находятся под общей крышей здания.
Распоряжением Администрации <данные изъяты> муниципального района №-рг от ДД.ММ.ГГГГ было разрешено Администрации Новосельского сельского поселения изменить целевое назначение двухэтажного здания, расположенного по адресу: <адрес>, в здание жилого дома со встроенными помещениями. Считать вышеуказанное двухэтажное здание жилым домом со встроенным на втором этаже помещением филиала муниципального учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты>».
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ комната № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная в светелке (мансарде) жилого <адрес> в <адрес>, является жилым помещением, так как отвечает требованиям ч. 4 ст. 16 ЖК РФ.
Согласно ч.1 и ч. 4 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств о переводе жилого дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: <адрес> нежилое, суд исходит из того, что занимаемое Абрамовой И.М. помещение является жилым помещением.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рз «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и Старорусским муниципальным районом, в границах которого они образованы» утвержден перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, передаваемого Старорусским муниципальным районом Новгородской области в собственность Новосельского сельского поселения, Старорусского района, Новгородской области.
Согласно указанному Перечню в собственность Новосельского сельского поселения передано здание: 2-х этажное кирпичное, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, находящееся по адресу: <адрес>, то есть Новосельское сельское поселение является собственником жилых помещений в <адрес> в <адрес>.
Ранее действовавшим Уставом Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу с последующими изменениями (п.п.6 п.1 ст. 4 Устава), также как и ныне действующим Уставом Новосельского сельского поселения, зарегистрированном Управлением юстиции Российской Федерации по Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ (п.п.6 п.1 ст.4 Устава) к вопросам местного значения Новосельского сельского поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в Новосельском сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Как следует из постановления Администрации Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Абрамова И.М., проживающая в <адрес> была исключена «из списка граждан нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 ст. 56 ЖК РФ».
В соответствии с ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как пояснил представитель ответчика Семенов Ю.Б., Абрамова И.М. исключена из списка граждан нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой истицей оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (в редакции от 30 июля 2010 года) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П.
Кроме того, как следует из письма Главы Администрации Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя местной общественной приемной партии «Единая Россия» в Старорусском муниципальном районе, письма заместителя председателя областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, а также общего списка на получение жилья по договору социального найма на ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии Администрации Новосельского сельского поселения, на ДД.ММ.ГГГГ, а также на ДД.ММ.ГГГГ, Абрамова И.М. состояла в списке на получение жилья по договору социального найма под номером «№». Объяснить противоречия между постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения истицы из списка и утверждением ответчика в письмах, что истица на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди под № №, представитель ответчика в судебном заседании не смог.
Таким образом, постановление Администрации Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения Абрамовой И.М. из списка граждан нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, незаконно, а потому требование Абрамовой И.М. об обязании восстановить ее в списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий обоснованно и подлежит удовлетворению.
Статья 57 ЖК РФ наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).
Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.
В силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, в данном случае органом местного самоуправления.
Из письма Администрации Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация Новосельского сельского поселения в ДД.ММ.ГГГГ году принимала участие в адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». На основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых домов непригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Администрацией муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рг признаны <адрес> № по <адрес> в <адрес>.
Таким образом, межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, <адрес> в <адрес> и, расположенные в доме жилые помещения не признаны аварийными или подлежащими сносу, а потому денежные средства по адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не были предусмотрены для переселения граждан, в том числе и Абрамовой И.М., из указанного дома.
Поскольку в судебном заседании истица Абрамова И.М. настаивала на том, что занимаемое ею жилое помещение является непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции, а потому ей должно быть предоставлено жилое помещение в порядке, предусмотренном п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на момент обследования комната № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная в светелке (мансарде) жилого <адрес> в <адрес>, является непригодной для проживания.
По результатам проведенного исследования эксперт пришел к заключению о необходимости реконструкции помещений мансардного этажа (светелки). При реконструкции должны быть выполнены следующие виды работ: перепланировка помещений с выделением мест общего пользования-прихожей, кухни, туалета, ванной или душевой; теплоизоляция дощатых стен и потолков; увеличение высоты помещений; установка отопительных приборов; подведение инженерных коммуникаций - водопровода и канализации со второго этажа с установкой приборов учета. Кроме того, необходимо предусмотреть мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности и эвакуации людей.
Реконструкцию следует выполнять на основании проекта, разработанного проектной организацией и согласованного с компетентными органами.
Таким образом, спорное жилое помещение, находящееся в указанном доме признано непригодным для проживания, но подлежащем реконструкции.
В силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если жилые помещения не подлежат ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.
Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.
Если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции.
После проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи вправе вселиться в жилое помещение, общая площадь которого в результате проведения капитального ремонта или реконструкции уменьшилась.
Таким образом, право на предоставление жилого помещения, а также вид предоставляемого жилого помещения (другое благоустроенное жилое помещение или жилое помещение маневренного фонда) возникает после разрешения вопроса о реконструкции жилого помещения. Как установлено в судебном заседании, истица с заявлением о проведении реконструкции занимаемого жилого помещения к ответчику не обращалась. Оснований для предоставления истице жилого помещения вне очереди в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ в судебном заседании не установлено, поскольку жилое помещение должно быть не только непригодным для проживания, но также не подлежащим ремонту или реконструкции. Жилое помещение, занимаемое истицей, подлежит реконструкции, а потому у истицы не возникло право требовать предоставления жилого помещения во внеочередном порядке до разрешения вопроса о проведении реконструкции спорного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 51, 56, 57 ЖК РФ, ст. 11, 56, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Абрамовой И.М. удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списка граждан нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Абрамову И.М., проживающую по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области восстановить Абрамову И.М. в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ через Старорусский районный суд.
Судья: Н.Ю.Герасимова