Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Старопромысловский районный суд <адрес> ЧР в составе: председательствующего - судьи Дандаева Р.А., с участием старшего помощника прокурора <адрес> г. ФИО1, при ФИО5 – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № <адрес> об организации горячего питания в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № <адрес> об организации горячего питания в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявления указывает, что в МОУ СОШ № <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование». Проверкой установлено, что горячим питанием, обеспечены ученики первых классов, учащиеся старших классов питаются буфетной продукцией. Часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка. Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Пункт 19 части 2 статьи 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (далее - Закон №) определяет, что к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Часть 5 статьи 51 Закона № предусматривает, что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Пункт 6.8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего образования, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПин 2.4.5.2409-08) определяет, что для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Пункт 7.1. СанПин 2.4.5.2409-08 закрепляет, что горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных. Пункт 6.31 СанПин 2.4.5.2409-08 закрепляет, что наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым настоящими санитарными правилами ассортиментом дополнительного питания. При этом пункт 6.34 указанных СанПин определяет, что не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре. Пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п.1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей постановлено бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности. В соответствии с п. 4.1 Устава СОШ № <адрес>», утвержденным департаментом образования <адрес>, организация питания в образовательном учреждении возлагается на школу по согласованию с учредителем и организации общественного питания. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР – ФИО3 поддержала требования прокурора по доводам, изложенным в заявлении. В судебном заседании представитель МОУ СОШ № <адрес> отсутствовал. В своем заявлении просит рассмотреть дело без своего участия, с требованиями прокурора согласен. Изучив материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора <адрес>, суд находит представленные в суд доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу, а заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Проведенной проверкой выявлено, что, несмотря на вышеуказанные требования закона в СОШ № <адрес> не для всех учащихся организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед), отсутствуют горячее первое и (или) второе блюда, доведенные до кулинарной готовности, порционированных и оформленных. Часть 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет, что прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления. В этой связи прокурор <адрес> счел необходимым обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ. Указанные требования закона руководством МОУ СОШ № <адрес> не соблюдены, что может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде вреда для жизни и здоровья учащихся, вызванного различными заболеваниями у учащихся, связанными с отсутствием своевременного горячего питания. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: 1. Признать незаконным бездействие директора МОУ СОШ № <адрес> ФИО4, выразившееся в непринятии мер по организации для учащихся горячего питания. 2. Обязать МОУ «СОШ № <адрес>» организовать горячее питание в образовательном учреждении с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд ЧР в течение 10-ти дней со дня его вынесения. Председательствующий: /подпись/ Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Подлинник хранится в деле № – 798/11 Копия верна Федеральный судья Р.А. Дандаев ФИО5 ФИО2