решение по делу о понуждении к исполнению требований Федерального закона `О пожарной безопасности`.



Дело № 2-888/10

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

15 октября 2010 года с. Старая Полтавка

Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе судьи Строгановой С.И.,

при секретаре Трусовой Е.В.,

с участием: старшего помощника прокурора Старополтавского района Волгоградской области Панова Д.В.,

представителя ответчика - главы администрации Новотихоновского сельского поселения- Алексеева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданские дела по иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований Федерального закона « О пожарной безопасности»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Старополтавского района Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области с иском о понуждении к исполнению требований Федерального закона « О пожарной безопасности. В обосновании иска прокурор указал, что прокуратурой Старополтавского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» Новотихоновским сельском поселении Старополтавского района. В ходе проверки выявлены нарушения требований противопожарной безопасности в деятельности администрации Новотихоновского сельского поселения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включаетв себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты,] комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 18 июня 2003 года № 313 в соответствии с вышеназванным федеральным законом утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Пунктом 1 указанных Правил установлено, что Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Вместе с тем, в результате проверочных мероприятий установлены нарушения требований пожарной безопасности в Новотихоновском сельском поселении.

Согласно п.31 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, сельские населенные пункты с количеством усадеб ( участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб ( участков ) от 300 до 1000- прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб ( участков ) свыше 1000- не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

В нарушении п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты Новотихоновского сельского поселения не имеют пожарную мотопомпу.

В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны..

В нарушение п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов Новотихоновского сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В нарушение п. 94 ППБ 01-03 отсутствует подъезд с твердым покрытием размером 12 х 12 м. к водоисточникам в населенных пунктах Новотихановского сельского поселения.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 года № 123- ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно - территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, разработку о осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.

В силу ст. 52 названного закона защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, применением объемно- планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага.

Согласно ст. 59 данного закона ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими способами. Среде них устройство противопожарных преград.

Ст. 37 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлена классификация противопожарных преград в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара. К противопожарным преградам относятся противопожарные разрывы, противопожарные минерализованные полосы.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21.12.194 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности», в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

Особый противопожарный режим, в том числе на территории Старополтавского муниципального района, установлен распоряжением администрации Волгоградской области от 06.08.2010 года № 761-р « Об особом противопожарной режиме в Волгоградской области».

04.09.2010 года главой администрации Волгоградской области проведено расширенное заседание комиссии по чрезвычайной ситуации Волгоградской области « О первоочередных мерах по ликвидации последствий пожаров на территории Волгоградской области» с участием глав муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений. На данном заседании от глав сельских и городских поселений потребовано принять дополнительные меры по обеспечению пожарной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе произвести дополнительную опашку населенных пунктов, увеличив ширину опашки до 10-15 метров.

Вместе с тем, указанное дополнительное требование пожарной безопасности по опашке населенных пунктов с. Новый Тихонов, с. Шпаки Старополтавского района администрацией Новотихоновского сельского поселения не исполнено.

Данное требование направлено на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации в виде пожара, снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также сохранению жизни и здоровью людей.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 13_ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Предупреждение чрезвычайной ситуации в виде пожара возможно посредством сооружения минерализованных полос, опашки населенных пунктов со стороны наиболее пожароопасных направлений.

При этом, согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма выражающийся в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.

Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Такие нарушения создают предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации в виде пожара, с угрозой для жизни и здоровья людей с причинением значительного имущественного ущерба имуществу, либо наступления иных общественно опасных последствий.

Как видно, администрацией сельского поселения не созданы необходимые условия, гарантирующие охрану здоровья и жизни граждан, проживающих в населенных пунктах Новотихоновского сельского поселения.

Между тем согласно ч. 4 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Подобные нарушения недопустимы.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Категория лиц, проживающих в Новотихоновском сельском поселении многочисленна, непостоянна и индивидуально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление подается в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора Старополтавского района Панов Д.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика- глава администрации Новотихоновского сельского поселения Алексеев А.В. исковые требования признал в полном объеме.

Суд принял признание иска представителем ответчика Алексеевым А.В., поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

По мнению суда, государственная пошлина, подлежащая взысканию составляет 4 000 рублей, и относится к издержкам, связанным с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.333.20 ч. 2 Налогового кодекса РФ, с учетом материального положения ответчика, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 100 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований Федерального закона « О пожарной безопасности»- удовлетворить.

Обязать администрацию Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области в срок до 01.07.2011 года принять меры к устранению выявленных нарушений требований противопожарной безопасности:

- приобрести переносную пожарную мотопомпу в соответствии с требованиями п. 31 ППБ 01-03,

- установить в насёленных пунктах Новотихоновского сельского поселения Старополтавского муниципального района средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара согласно требований п. 114 ППБ 01-3,

- оборудовать подъезды с твёрдым покрытием размером 12Х12 м. к водоисточникам- населенных пунктов Новотихоновского сельского поселения,

- произвести опашку населенных пунктов Новотихоновского сельского поселения с. Новый Тихонов, с. Шпаки Старополтавского района шириной полосы 10-15 метров.

Государственную пошлину, подлежащую взысканию по данному гражданскому делу уменьшить до 100 ( ста ) рублей.

Взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет с администрации Новотихоновского сельского поселения в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти дней через Старополтавский районный суд Волгоградской области.

Судья: С.И. Строганова

Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Судья: С.И. Строганова