12-49/11 по жалобе Шевченко Г.И. на постановление государственного инспектора по геологическому контролю. Решение, жалоба удовлетворена.



       Дело № 12-49/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

       с. Старая Полтавка                                                                02 ноября 2011 года

       Судья Старополтавского районного суда Волгоградской области Власов Е.Н.,

с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Шевченко Г.И.,                         

       рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области, административное дело по жалобе Шевченко Г.И. на постановление государственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю Селезнёва А.Г. - н от ДД.ММ.ГГГГ,

                                                 У С Т А Н О В И Л:

        

Постановлением государственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю Селезнёвым А. Г. - н от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского района Волгоградской области Шевченко Г.И. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

      В обосновании жалобы Шевченко Г.И. указывает, что постановление является незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Администрация Валуевского сельского поселения осуществляет водоснабжение питьевой водой население из водозаборной скважины, которая на данный момент не имеет собственника, но в настоящее время администрация Валуевского сельского поселения ведёт работу по постановке объекта в собственность.

      Рассматривая дело об административном правонарушении государственный инспектор по геологическому контролю по Волгоградской области не учёл тех обстоятельств, что приостановление водоснабжения населённого пункта до получения лицензии на права пользования недрами может повлечь причинение материального и морального вреда населению этого населённого пункта, приостановление деятельности социально - значимых учреждений (школы, фельдшерско - акушерского пункта), а также причинение убытков юридическим лицам- пользователям воды, в связи с отсутствием иных источников водопользования.

      Осуществляя пользование скважиной в целях водоснабжения питьевой водой населения <адрес>, он действовал в состоянии крайней необходимости.

      В соответствии с требованиями законодательства потребители - граждане - имеют гарантированное право на получение качественных коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению. Таким образом, Шевченко Г.И., как глава администрации Валуевского сельского поселения, обязан предоставить указанные услуги и иным потребителям, к числу которых относятся учреждения образования, здравоохранения и другие учреждения, отключение которых от водоснабжения повлечёт для них негативные последствия.

При этом, у потребителей, пользующихся водой из скважины, отсутствует возможность получать услуги водоснабжения из других источников, поскольку таковых на территории <адрес> не имеется.

Согласно ст. 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, указанные доводы во внимание приняты не были.

В судебном заседании Шевченко Г.И. поддержал доводы жалобы, пояснив при этом, указанная скважина действует с семидесятых годов прошлого века, является единственным источником питьевой воды на территории <адрес>. В настоящее время администрация Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области проводит работы по постановке скважины питьевой воды на баланс поселения, выполнены следующие виды работ: заключён договор с ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по изготовлению технической документации, в течение ДД.ММ.ГГГГ будет решён вопрос о праве собственности и постановке на баланс Валуевского сельского поселения водозаборной скважины, с последующим оформлением лицензии. Просил суд признать незаконным и отменить постановление государственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю - н от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

         Государственный инспектор по геологическому контролю Волгоградской области Селезнев А.Г., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в суд не прибыл, в письменном заявлении просил рассмотреть жалобу в его отсутствие в связи с занятостью на работе, указав, что реальная возможность причинения материального имморального вреда населению Валуевского сельского поселения, приостановление деятельности социально значимых объектов и причинение убытков юридическим лица отсутствует. Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будет крайней необходимости, если угроза указанным интересам может возникнуть в будущем. Считает, что Шевченко Г.И. в результате бездействия допустил нарушение Российского законодательства о недрах и правильно привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

      Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, озыв на поданную жалобу, судья считает жалобу Шевченко Г.И. на постановление государственного инспектора по геологическому контролю Волгоградской области Селезнева А.Г. обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

      Часть 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

      В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющая право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условиях.

      В судебном заседании установлено, что администрация Валуевского сельского поселения осуществляет безлицензионное пользование недрами с целью добычи подземных вод в <адрес> из единственной скважины, расположенной в 5 км западнее <адрес>, из которой осуществляется забор питьевой воды для населения и социальных объектов. Собственника указанная скважина не имеет, однако, ведутся работы по оформлению права собственности и постановке указанного объекта на баланс администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области, с дальнейшим оформлением лицензии.

      Из объяснений главы администрации Валуевского сельского поселения следует, что с семидесятых годов прошлого века, пользования недрами с целью добычи подземных вод осуществляется для нужд населения и нормального функционирования социально - значимых учреждений (школы, детского сада, фельдшерско - акушерского пункта и других объектов). Лицензия на пользование недрами отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Валуевского сельского поселения Шевченко Г.И. был привлечён к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. В постановлении об административном правонарушении и в отзыве на поданную жалобу государственный инспектор указал, что реальная возможность причинения материального и морального вреда населению приостановлением деятельности социально значимых объектов, а также причинения убытков юридическим лицам не установлена, в бездействиях должностного лица не усматривается состояние крайней необходимости, так как отсутствует опасность, непосредственно угрожающая его личности и правам, а также другим лицам и интересам общества или государства.

Вместе с тем, при вынесении данного постановления должностным лицом не было учтено, что приостановление водоснабжения населенного пункта до получения лицензии на право пользования недрами, повлечёт причинение материального и морального вреда населению <адрес> и социально значимым объектам, а именно: школе, фельдшерско-акушерскому пункту, так как в <адрес> отсутствуют другие источники водопользования, что подтверждается справкой, выданной администрацией Валуевского сельского поселения, где указано, что на территории Валуевского сельского поселения забор питьевой воды производится из единственной водозаборной скважины, альтернативных способов удовлетворения потребности граждан и социальных объектов в воде на данный момент нет. Отсутствие воды либо ограничение её потребления, непосредственно угрожает личности, правам и свободам гражданина, а также охраняемым законом его интересам.

     Доводы государственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю Селезнёва А.Г., изложенные в отзыве на поданную жалобу, о том, что реальная возможность причинения вреда населению Валуевского сельского поселения и причинение убытков юридическим лицам отсутствует, следовательно, не возникает состояния крайней необходимости, несостоятельны.

     В соответствии с требованиями законодательства потребители граждане имеет гарантированное право на получение качественных коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению, следовательно, глава администрации Валуевского сельского поселения Шевченко Г.И. обязан был предоставлять указанные услуги и иным потребителям, к числу которых относятся учреждения образования, здравоохранения, отключение которых от водоснабжения повлечёт для них негативные последствия. Таким образом, Шевченко Г.И. действовал в состоянии крайней необходимости, поскольку не мог отказаться от предоставления услуг по водоснабжению, так как забор воды был необходим для осуществления функций водоснабжения поселения, отсутствие водоснабжения привело бы к негативным последствиям, так как у потребителей, пользующихся водой из указанной скважины, отсутствует возможность получить услуги водоснабжения из других источников, так как таких источников в <адрес> нет.

      Согласно ст. 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

      Тем не менее, при рассмотрении обжалуемого постановления должностным лицом указанные обстоятельства не были приняты во внимание.

      В соответствии с п.3 ч. 1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: действие лица в состоянии крайней необходимости.

      Помимо этого, главой администрации Валуевского сельского поселения Швеченко Г.И. принимаются меры по постановке скважины питьевой воды на баланс поселения, с последующим оформлением лицензии, что подтверждается представленными Шевченко Г.И. документами: договором на выполнение работ по технической инвентаризации, заключённым ДД.ММ.ГГГГ администрацией Валуевского сельского поселения с ФГУП, основанном на праве хозяйственного ведения «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», актом приёмки - сдачи выполненных работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ, платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

    При таких обстоятельствах, суд, считает возможным жалобу главы администрации Валуевского сельского поселения Шевченко Г.И. на постановление государственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю -н от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить, постановление от ДД.ММ.ГГГГ- отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3.ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд;

Р Е Ш И Л :

    Жалобу, поданную Шевченко Г.И. на постановлениегосударственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю -н от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главы администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Шевченко Г.И., удовлетворить.

     Постановлениегосударственного инспектора по Волгоградской области по геологическому контролю -н от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главы администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Шевченко Г.И. - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3.ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти дней.

Судья                                                                                                                  Е.Н. Власов