Дело № 12-18/2012 г. РЕШЕНИЕ с. Старая Полтавка 16 октября 2012 года Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области Строгановой С.И., с участием: представителя Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области по доверенности Холодова Г. В., лица, привлекаемого к административной ответственности - главы администрации Гмелинского сельского поселения Бутенина М.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области, административное дело по жалобе главы Гмелинского сельского поселения Бутенина М.П., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление № о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенного Управлением Ветеринарии Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении: главы администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Бутенина М.П., привлечённого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, УСТАНОВИЛ: постановлением главного государственного ветеринарного инспектора Палласовского и Старополтавского районов Худовым Г.Н., № о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, глава администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Бутенин М.П. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, - нарушение ветеринарно - санитарных правил. В жалобе глава Гмелинского сельского поселения Бутенин М.П. указал, что ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным ветеринарным инспектором Палласовского и Старополтавского муниципальных районов Худовым Г.Н. было вынесено постановление № о назначении административного наказания, которым он, как глава Гмелинского сельского поселения был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Считает данное постановление незаконным, необоснованным, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы по следующим основаниям: Во-первых, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности. Более того, он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 г. №13-7-2/469, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Он как глава сельского поселения ни одним из перечисленных субъектов не является, и указанными видами деятельности не занимался и не занимаюсь. Вопросы содержания и оборудования скотомогильника в его должностные обязанности не входят. Согласно статье 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Его служебные обязанности (полномочия) перечислены в статье 26 Устава Гмелинского сельского поселения, оборудование и содержание скотомогильника в эти обязанности не входит. Привлечение должностного лица за неисполнение того, что не входит в его служебные обязанности, нарушает принцип презумпции невиновности, закрепленный в статье 1.5. КоАП РФ, который гласит, что лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6. КоАП РФ, оспариваемым постановлением не установлена. Во-вторых, содержание и оборудование скотомогильников (биотермических ям) не входит в компетенцию сельских поселений. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статьям 3 и 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Частью 5 статьи 19 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ в определении от 26 октября 2011 г. №59-В11-9 указала, что если полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления не передавались, то не имеется оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму). Судебная коллегия Верховного Суда РФ указала также, что правовое регулирование Федерального 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Нахождение на территории сельского поселения скотомогильника не порождает у местной администрации безусловной обязанности по содержанию этого скотомогильника в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил. Администрация сельского поселения может нести ответственность по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ за несоответствующее требованиям Ветеринарно-санитарных правил состояние скотомогильника, находящегося на территории сельского поселения, только в том случае, если законом субъекта Российской Федерации органу местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия (в частности -содержание скотомогильников) и обеспечено надлежащее финансирование этих полномочий. Администрации Гмелинского сельского поселения не передавались государственные полномочия и денежные средства на содержание и оборудование скотомогильника в порядке статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в этой связи считает, что его вина как главы администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.6. КоАП РФ, отсутствует. В- третьих, ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Волгоградской области от 20.07.2012 года № 87_ОД «О внесении изменений в законодательные акты Волгоградской области в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности» Статьей 9 вышеуказанного закона из перечня объектов имущества, предназначенного для организации благоустройства и озеленения территории Гмелинского сельского поселения, передаваемого в порядке разграничения из собственности Старополтавского муниципального района Волгоградской области в собственность Гмелинского сельского поселения исключен скотомогильник, площадью <данные изъяты> га, инвентарный номер № правонарушении. Кроме того, была нарушена процедура привлечения его к административной ответственности, а именно: копия протокола об административном правонарушении ему не направлялась, извещения о месте и времени рассмотрения дела он не получал, так как надлежащим образом уведомлен не был. Просит признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания и прекратить производство по делу. В судебном заседании глава Гмелинского сельского поселения Бутенин М.П. поддержал жалобу в части его невиновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, а в части нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности за данное правонарушение - доводы жалобы не учитывать. В судебном заседании - представитель Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области по доверенности Холодов Г.В., просил постановление по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Гмелинского сельского поселения Бутенина М.П. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав заявителя - главу администрации Гмелинского сельского поселения Бутенина М.П., представителя Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области по доверенности Холодова Г.В., считаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Как усматривается из материалов дела, главе администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Бутенину М.П. инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, то есть нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, что выразилось в ненадлежащем содержании скотомогильника, находящегося на территории администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области. Признавая главу администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Бутенина М.П. виновным в совершении вмененного ему правонарушения, главный государственный ветеринарный инспектор Палласовского и Старополтавского муниципальных районов исходил лишь из установленного факта нарушения пунктов 5.6 - 5.8, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Вместе с тем, глава администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Бутенин М.П., не отрицая наличия скотомогильника на территории сельского поселения и его содержания с нарушением Ветеринарно-санитарных правил, заявлял о своей невиновности в совершения правонарушения по причине отсутствия средств на содержание скотомогильников. В материалах дела сведений о наличии у главы администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области средств, предоставленных соответствующим бюджетом, достаточных для содержания скотомогильника в состоянии, отвечающем Ветеринарно-санитарным правилам, нет. На основании п.5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора органы местной администрации проводят выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы. Согласно положениям ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.ст. 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В ч. 5 ст. 19 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Из приведенных нормативных актов следует, что нахождение на территории сельского поселения скотомогильника не порождает у местной администрации безусловной обязанности по содержанию этого скотомогильника в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил. Глава администрации сельского поселения может нести ответственность по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ за несоответствующее требованиям Ветеринарно-санитарным правилам состояние скотомогильника, находящегося на территории сельского поселения, только в том случае, если законом субъекта Российской Федерации органу местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия (в частности - содержание скотомогильников) и обеспечено надлежащее финансирование этих полномочий. Однако, сведений относительно надлежащего финансирования из бюджета соответствующего уровня скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения, в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах вывод должностного лица административного органа о виновности главы администрации Гмелинского сельского поселения Бутенина М.П. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ, является ошибочным. Учитывая закрепленный в ст.1.5 КоАП РФ принцип презумпции невиновности и изложенные выше в настоящем решении обстоятельства дела, а также положения приведенных нормативных актов, оснований для сомнения в законности решения судьи районного суда не имеется. Довод жалобы представителя Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области по доверенности Холодова Г. В., о том, что в деянии главы администрации Гмелинского сельского поселения Бутенина М.П. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, мотивированный тем, что обязанность местных администраций и их руководителей содержать скотомогильники в соответствии с Правилами обусловлена п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил, несостоятелен, как основанный на неправильном толковании законодательства, анализ которому дан выше в настоящем решении. При таких обстоятельствах судья считает возможным постановление Управления Ветеринарии Администрации Волгоградской области №, вынесенное главным государственным ветеринарным инспектором Палласовского и Старополтавского районов Худовым Г.Н. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении главы администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Бутенина М.П., привлечённого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24,5 КоАП РФ. С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, РЕШИЛ: жалобу главы Гмелинского сельского поселения Бутенина М.П. на постановление Управления Ветеринарии Администрации Волгоградской области №, вынесенное главным государственным ветеринарным инспектором Палласовского и Старополтавского районов Худовым Г.Н. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении главы администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Бутенина М.П., привлечённого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, удовлетворить. Постановление Управления Ветеринарии Администрации Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным ветеринарным инспектором Палласовского и Старополтавского районов Худовым Г.Н. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Бутенина М.П.- отменить, производство по делу - прекратить. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение десяти суток. Судья С.И. Строганова