убийство,умышленное причинение смерти другому человеку.



П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Старый Оскол 25 июня 2010 года

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего – судьи Чугуновой М.С.,

при секретаре Агишевой О.В.,

с участием:

государственного обвинителя Климова Н.Н.,

подсудимого Бондаренко Р.Н.,

защитника – адвоката адвокатского бюро «Мельчаков и Партнёры» Бессоновой М.А., представившей удостоверение № 658 от 14.05.2007 года и ордер №009690 от 31.05.2010 года,

потерпевшей У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке уголовное дело по обвинению Бондаренко Р.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Бондаренко Р.Н. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Преступление совершено на открытом участке местности в г.Старый Оскол Белгородской области при таких обстоятельствах.

Вечером 30.08.2009 года Бондаренко Р.Н., М. и Д. распивали спиртные напитки.

М., находившийся в состоянии алкогольного опьянения, отошёл в сторону и уснул.

Через некоторое время Бондаренко Р.Н. разбудил М. и потребовал вернуть принадлежащие ему деньги в сумме 100 рублей. М. ответил отказом и выразился нецензурной бранью, что привело к возникновению у Бондаренко Р.Н. личной неприязни к М. и умысла, направленного на совершение его убийства.

Бондаренко Р.Н. умышленно, с целью убийства, напал на М. и нанёс ему не менее пяти ударов руками в область головы и не менее пяти ударов ногами в область головы и туловища.

После этого Бондаренко Р.Н., вооружившись деревянной палкой и имевшейся у него отвёрткой, умышленно нанёс М. один удар рабочей частью отвертки в область груди слева и не менее восьми ударов деревянной палкой в область головы, туловища и конечностей.

Своими действиями Бондаренко Р.Н. причинил М. множественные телесные повреждения, в том числе рану грудной клетки слева по среднеключичной линии в подключичной области с повреждением подключичной вены, которая квалифицируется как тяжкий вред здоровью человека и находится в прямой причинно-следственной связи с его смертью.

В результате этого ранения М. 30 августа 2009 года скончался на месте происшествия.

В судебном заседании подсудимый Бондаренко Р.Н. виновным себя признал частично.

Не отрицая, что смерть потерпевшего наступила от его действий, пояснил, что М. отказался вернуть принадлежащие ему деньги в сумме 100 рублей, выразился в его адрес нецензурной бранью и схватился за ворот толстовки.

Чтобы освободиться от М. и предупредить возможное нападение, он ударил его рабочей частью отвёртки в область грудной клетки слева.

Затем в присутствии Д. нанёс потерпевшему не менее 8 ударов деревянной палкой в область туловища, лица и конечностей.

Утром 31 августа 2009 года они с Д. ушли с момента происшествия, оставив потерпевшего, который, как ему показалось, был ещё жив.

В последнем слове Бондаренко Р.Н. отказался от своих показаний и заявил, что убийство не совершал.

При проверке показаний на месте Бондаренко Р.Н. показал, что в процессе ссоры он совершил избиение М., нанеся ему множественные удары деревянной палкой, а также руками и ногами в область головы, туловища и конечностей, и удар отвёрткой в область груди (т.2л.д. 23-38).

После просмотра видеозаписи данного следственного действия в судебном заседании Бондаренко Р.Н. подтвердил соответствие записи реальным событиям.

В протоколе явки с повинной Бондаренко Р.Н. признался в том, что нанёс М. множественные удары руками, ногами и деревянной палкой в область головы, туловища и конечностей (т. 1л.д. 48).

Вина подсудимого в умышленном убийстве установлена: показаниями потерпевшей У., свидетелей Д., Ч., К., И., протоколами следственных действий: осмотра места происшествия, выемки и осмотра предметов, заключениями экспертиз, вещественными доказательствами.

Потерпевшая У. пояснила, что о смерти брата М., которого она опознала, ей стало известно 02 сентября 2009 года от сотрудников милиции.

Брата она характеризует с положительной стороны, настаивает на строгом наказании подсудимого.

Свидетель Д. показал, что вечером 30 августа 2009 года после распития спиртных напитков Бондаренко Р.Н. разбудил М., находившегося в сильной степени алкогольного опьянения, чтобы забрать у него деньги в сумме 100 рублей на покупку спиртного.

М. отказался возвратить деньги, после чего Бондаренко Р.Н. стал избивать его, наносил удары руками, ногами, деревянной палкой по голове и туловищу.

Во время избиения М. никакого сопротивления не оказывал. Не видел, как Бондаренко Р.Н. наносил удар отвёрткой, поскольку отходил к костру.

Когда Бондаренко Р.Н. закончил избиение, он подошел к М. и увидел, что лицо его окровавлено, Понял, что Бондаренко Р.Н. убил его, поскольку у него впала грудь.

Утром 31 августа 2009 года они с Бондаренко Р.Н. подошли к М. и увидели, что тот мёртв.

После этого Бондаренко Р.Н. попросил о случившемся никому не рассказывать, и они ушли с места происшествия.

При проверке показаний на месте свидетель Д. показал место совершения преступления и рассказал об обстоятельствах избиения подсудимым М.

Просмотрев видеозапись в судебном заседании, свидетель Д. подтвердил обстоятельства, изложенные им при производстве данного следственного действия.

Из показаний свидетеля Ч., оглашённых в судебном заседании в порядке ч.1 ст. 281 УПК РФ, следует, что 03 сентября 2009 года им был задержан Бондаренко Р.Н., при нём имелся рюкзак, в котором были обнаружены и изъяты ножи, отвертки, ножницы.

Свидетель И. показала, 04 сентября 2009 года она участвовала в освидетельствовании трупа мужчины с признаками насильственной смерти, обнаруженного на участке местности.

В её присутствии У. опознала в трупе своего брата М. по татуировкам и внешним признакам.

Свидетель К. показал, что 01 сентября 2009 года на открытом участке местности был обнаружен труп мужчины с признаками насильственной смерти. Впоследствии было установлено, что это М., у которого имеется сестра У.

Суд доверяет показаниям свидетелей, поскольку никаких оснований оговаривать Бондаренко Р.Н. у них не имеется, они не заинтересованы в исходе дела, предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, их показания не противоречивы и последовательны, взаимно дополняют друг друга.

Утверждение Бондаренко Р.Н. о том, что свидетель Д. оговаривает его, чтобы самому уйти от ответственности, является несостоятельным и опровергается показаниями самого подсудимого как в ходе следствия, так и в судебном заседании.

Из протоколов неоднократных допросов, в том числе с участием защитника видно, что ни от осужденного, ни от его защитника жалоб на незаконные методы ведения следствия или действия следователя не поступало.

В соответствии с протоколом осмотра места происшествия от 01 сентября 2010 года, на участке местности обнаружен лежащий на земле труп неизвестного мужчины с признаками насильственной смерти (т.1л.д. 17-27).

Согласно протоколу дополнительного осмотра места происшествия от

03 сентября 2010 года, была обнаружена и изъята деревянная палка длиной около одного метра (т.1л.д.28-34).

В судебном заседании подсудимый Бондаренко Р.Н. подтвердил, что именно данной палкой наносил удары М.

Из показаний свидетеля Д. следует, что именно эта палка была изъята с его участием, и именно ею подсудимый избивал М.

17 сентября 2009 года при дополнительном осмотре места происшествия была обнаружена и изъята отвёртка с деревянной ручкой (т.1л.д.35-37).

В ходе выемки 02 октября 2009 года рюкзака, принадлежащего Бондаренко Р.Н. были также изъяты находившиеся в нем 2 отвертки, ножницы (т.1л.д. 161-167).

08 декабря 2009 года были осмотрены изъятые: деревянная палка, три отвертки, ножницы, которые приобщены в качестве вещественных доказательств (т.1л.д.171-176).

По заключению судебно-медицинской экспертизы №9/410 от 10.12.2009 года на трупе М. выявлены множественные телесные повреждения, образовавшиеся прижизненно:

- рана грудной клетки слева по среднеключичной линии в подключичной области с повреждением подключичной вены, которая у живых лиц является опасной для жизни, так как по своему характеру непосредственно создаёт угрозу для жизни и по этому признаку квалифицируется как тяжкий вред здоровью человека;

- открытый перелом правой скуловой кости, открытый перелом нижней челюсти, перелом 3-го ребра справа по окологрудинной линии на границе хрящевой и костной части, переломы рёбер слева; 2-го по передней подмышечной линии, 3,4,5,7 и 8 рёбер по среднеключичной линии; 9-го по задней подмышечной линии, которые влекут за собой длительное расстройство здоровья на срок свыше 21 дня, и по этому признаку квалифицируются как повлекшие вред здоровью человека средней тяжести;

- рана в лобной области справа, рана под нижним веком правого глаза, оскольчатый перелом костей носа, раны обеих голеней, которые влекут за собой кратковременное расстройство здоровья на срок до 21 дня, и по этому признаку квалифицируются как повлекшие лёгкий вред здоровью человека;

- ссадины на грудной клетке справа по передней подмышечной и среднеключичной линиям в проекции 6-го ребра, 7-го ребра, 8-9-го рёбер, по краю рёберной дуги; ссадины правой голени, которые у живых лиц не влекут за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, поэтому расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью человека. Смерть М. могла наступить в августе 2009 года (т.1л.д.61-64).

Как следует из заключения медико-криминалистической экспертизы №185 от 22.10.2009 года, рана грудной клетки слева по среднеключичной линии в подключичной области с повреждением подключичной вены, могла образоваться от действия ножниц, отвертки с серой рукоятью и отвертки с отломанной рукояткой белого цвета (т.1л.д.71-79).

По заключению биологической судебной экспертизы №295 от 28.10.2009 года, на ножницах и отвертке, изъятых в ходе выемки из рюкзака Бондаренко Р.Н., обнаружена кровь (т.1л.д.91-97).

Выводы данных экспертиз основаны на результатах непосредственного экспертного исследования, научно обоснованы, и их правильность не вызывает у суда сомнений.

Представленные сторонами доказательства суд оценивает с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности – достаточности для разрешения настоящего уголовного дела.

Все доказательства по делу суд признаёт допустимыми, имеющими юридическую силу.

Оценив доказательства, исследованные в судебном заседании, как каждое в отдельности, так и их в совокупности, суд приходит к выводу о доказанности вины Бондаренко Р.Н. в совершении преступления.

Действия подсудимого Бондаренко Р.Н. суд квалифицирует по ст. 105 ч.1 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

О направленности умысла подсудимого на убийство свидетельствует использование орудия преступления - металлической части отвёртки, характер его действий и локализация повреждений – нанесение удара в область грудной клетки, то есть жизненно важный орган, а также последующее поведение подсудимого, который не оказал М. необходимой медицинской помощи, продолжив избиение потерпевшего деревянной палкой до тех пор, пока тот не перестал дышать.

В связи с изложенным, несостоятельна позиция защитника о переквалификации действий подсудимого на ч.4 ст. 111 УК РФ.

Между действиями Бондаренко Р.Н. и наступившими последствиями имеется прямая причинная связь.

По заключению судебно-медицинской экспертизы трупа М., его смерть могла наступить в августе 2009 года.

В судебном заседании из показаний свидетеля Д. достоверно установлено, что смерть М. наступила вечером 30 августа 2009 года.

Анализ обстоятельств дела позволяет сделать вывод, что подсудимый совершил убийство с косвенным умыслом - нанося удар металлической частью отвёртки потерпевшему в область грудной клетки слева, Бондаренко Р.Н. сознавал общественно опасный характер своих действий, предвидел наступление общественно-опасных последствий в виде смерти потерпевшего М. и безразлично отнёсся к последствиям.

Умысел на убийство у Бондаренко Р.Н. возник внезапно, после отказа М. вернуть деньги.

Об этом свидетельствуют обстоятельства, предшествовавшие преступлению.

Довод подсудимого о том, что он не желал смерти потерпевшего, а удар отвёрткой нанёс М., пытаясь предупредить его возможное нападение, суд считает неубедительным, поскольку это опровергается показаниями свидетеля Д. о том, что М. находился в сильной степени опьянения и был не в состоянии не только оказывать сопротивление, но и вообще стоять на ногах.

Сам подсудимый подтвердил, что М. не нанёс ему ни одного удара и в руках у него не было никаких предметов.

По заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы №1181 от 05.11.2009 года, Бондаренко Р.Н. хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики ни в момент совершения инкриминируемого ему деяния, ни в настоящее время не страдал и не страдает. Следовательно, мог во время правонарушения и может в настоящее время в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

По состоянию своего психического здоровья способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. В принудительном лечении не нуждается. В момент совершения преступления не находился в состоянии физиологического аффекта (т.1л.д.111-113).

Данное заключение дано комиссией специалистов в области психиатрии, имеющих значительный стаж работы, на основании полного и всестороннего исследования личности Бондаренко Р.Н.

Заключение соответствует требованиям ст.204 УПК РФ, согласуется с материалами дела и не содержит противоречий, поэтому у суда не вызывает сомнения.

В судебном заседании Бондаренко Р.Н. всесторонне ориентирован, отвечает на вопросы по существу, проявляет логическое мышление, что не позволяет усомниться в его психическом статусе.

С учётом изложенного, материалов дела, касающихся личности Бондаренко Р.Н. и обстоятельств совершения им преступления, суд считает необходимым признать его вменяемым в отношении инкриминируемого ему деяния.

При назначении наказания Бондаренко Р.Н. суд учитывает данные о его личности, обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание.

Обстоятельством, отягчающим наказание Бондаренко Р.Н., является рецидив преступлений.

Бондаренко Р.Н. имеет две непогашенные судимости по приговорам от 10.06.2008 года и от 30.04.2009 года.

В соответствии с п. «а» ч.4 ст. 18 УК РФ, судимость по приговору от 30.04.2009 года не учитывается при признании рецидива, поскольку Бондаренко Р.Н. был осужден за преступление небольшой тяжести.

По данному делу Бондаренко Р.Н. совершил умышленное особо тяжкое преступление, поэтому в его действиях имеется рецидив преступлений, предусмотренный ч.1 ст.18 УК РФ.

Обстоятельством, смягчающим наказание Бондаренко Р.Н., суд признаёт явку с повинной и активное способствование раскрытию преступления в период предварительного следствия.

Бондаренко Р.Н. по месту содержания под стражей характеризуется удовлетворительно, однако допускал нарушения правил внутреннего распорядка, неоднократно помещался в медицинский вытрезвитель и привлекался к административной ответственности, не работает, злоупотребляет спиртными напитками и ведёт бродяжнический образ жизни.

Учитывая тяжесть совершённого преступления, конкретные обстоятельства дела, данные, характеризующие личность подсудимого, мнение потерпевшей о назначении строгого наказания, суд считает, что исправление Бондаренко Р.Н. возможно только в условиях изоляции от общества и назначает ему наказание в виде лишения свободы на длительный срок, с учётом рецидива преступлений.

Преступление Бондаренко Р.Н. совершено до внесения изменений часть 1 ст. 10 УК РФ, при назначении наказания Бондаренко Р.Н. следует руководствоваться уголовным законом в старой редакции.

Оснований для применения к Бондаренко Р.Н. положений ст. 73 УК РФ суд не усматривает.

Из справки начальника ФБУ МРУИИ №2 УФСИН России по Белгородской области № 2837 от 17.09.2009 года следует, что отбытого срока наказания по приговорам от 10.06.2008 года и 30.04.2009 года Бондаренко Р.Н. не имеет.

Поэтому окончательное наказание Бондаренко Р.Н. следует назначить по правилам ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путём частичного присоединения неотбытого наказания по приговорам от 10.06.2008 года и 30.04.2009 года.

В соответствии с пунктами «в,г» ч.1 ст. 71 УК РФ, 1 год 9 месяцев исправительных работ соответствуют 7 месяцам лишения свободы, а 150 часов обязательных работ – 17 дням лишения свободы.

На основании пункта «в» ч.1 ст. 58 УК РФ, наказание Бондаренко Р.Н. должен отбывать в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания Бондаренко Р.Н. следует исчислять с учётом предварительного заключения – с 15 сентября 2009 года.

По делу имеются процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката Бессоновой М.А. по назначению суда в сумме 3282 рубля 12 копеек, которые в силу требований ч.2 ст.132 УПК РФ, следует взыскать с осужденного.

Оснований, предусмотренных ст. 132 ч.6 УПК РФ, для освобождения подсудимого Бондаренко Р.Н. от уплаты процессуальных издержек, суд не усматривает.

Вещественные доказательства: деревянную палку, три отвёртки, ножницы, хранящиеся при уголовном деле, следует уничтожить по вступлению приговора в законную силу.

Гражданский иск потерпевшей не заявлен.

Руководствуясь ст.ст.304, 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Бондаренко Р.Н. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (в редакции федерального закона от 13.06.1996 года № 63-ФЗ) и назначить ему по этой статье наказание в виде лишения свободы сроком на 8 (восемь) лет 6 (шесть) месяцев.

С применением правил ст. 70 УК РФ, к вновь назначенному наказанию частично присоединить неотбытое наказание по приговорам от 10.06.2008 года и 30.04.2009 года и окончательно определить Бондаренко Р.Н. наказание в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Бондаренко Р.Н. исчислять с 15 сентября 2009 года.

Меру пресечения Бондаренко Р.Н. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю – заключение под стражу.

Вещественные доказательства: деревянную палку, отвёртки в количестве трёх штук, ножницы, хранящиеся при уголовном деле – уничтожить по вступлению приговора в законную силу.

Взыскать с Бондаренко Р.Н. в доход федерального бюджета процессуальные

издержки, связанные с оплатой труда адвоката в сумме 3282 (три тысячи двести восемьдесят два) рубля 12 копеек.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда через Старооскольский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Бондаренко Р.В. – в тот же срок со дня вручения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденный Бондаренко Р.Н. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, о чем должен указать в своей кассационной жалобе.

Судья подпись М.С.Чугунова

Приговор вступил в законную силу 13 июля 2010 года.