Колыхалов И.А. совершил покушение на убийство.



П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Старый Оскол 18 марта 2011 года

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего – судьи Чугуновой М.С.,

при секретаре Полежаевой Ю.В.,

с участием:

государственного обвинителя – помощника Старооскольского городского прокурора Стёпичева А.М.,

подсудимого Колыхалова И.А.,

защитника - адвоката Бессоновой М.А., представившей удостоверение №658от 14.05.2007 года и ордер № 034553 от 26.01.2011 года,

потерпевшей С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению:

Колыхалова И.А., в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Колыхалов И.А. совершил покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от Колыхалова И.А. обстоятельствам.

Преступление им совершено в г.Старый Оскол Белгородской области при следующих обстоятельствах.

14 октября 2010 года около 23 часов Колыхалов И.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения во времянке домовладения №*** по улице ****, на почве личных неприязненных отношений, возникших в результате ссоры с сожительницей С., имея умысел на причинение смерти, нанёс потерпевшей один удар лезвием ножа в область туловища.

В результате преступных действий Колыхалова И.А. потерпевшей С. были причинены телесное повреждение, которое является опасным для жизни, так как по своему характеру непосредственно создаёт угрозу для жизни и по этому признаку квалифицируется как тяжкий вред здоровью человека.

Смерть потерпевшей С. не наступила по независящим от воли Колыхалова И.А. обстоятельствам, поскольку ей своевременно была оказана медицинская помощь.

Подсудимый Колыхалов И.А. в судебном заседании, не отрицая факт причинения С. ножевого ранения, вину в покушении на убийство не признал.

Показал, что 14 октября 2010 года в течение дня употребил бутылку водки, что не понравилось С.

Она стала оскорблять и выгонять его из дома, заявив, что больше жить с ним не будет. Разозлившись, он прижал её к стене и потребовал, прекратить оскорбления, но она продолжала обзывать его.

От её высказываний у него «помутнело» в голове. Он решил припугнуть и причинить ей боль. С этой целью он взял на кухне раскладной нож, прошёл в комнату к С., лежавшей на диване и нанёс ей один удар лезвием ножа в область туловища.

Желая покончить жизнь самоубийством, этим же ножом он нанёс себе один удар в область живота.

Опасаясь за жизнь С., он вызвал скорую помощь.

Вина Колыхалова И.А. в покушении на убийство установлена: показаниями потерпевшей С., свидетелей Т., С., Т., Д., заявлением потерпевшей в УВД по г.Старый Оскол, протоколами осмотра места происшествия и осмотра предметов, заключениями экспертиз, вещественными доказательствами.

Потерпевшая С. пояснила, что около 21 часа 14.10.2010 года вернулась с работы в лёгкой степени алкогольного опьянения. Во время ужина с Колыхаловым И.А. выпила бутылку вина.

Заметив пустую бутылку из-под водки, она стала предъявлять сожителю претензии по поводу употребления спиртного в одиночку. Из-за этого между ними возникла ссора, в ходе которой она обзывала его и заявила, что больше не хочет жить с ним совместно, предложив покинуть её дом в течение двух дней.

В ответ на это Колыхалов И.А. прижал её к стене и сказал, чтобы она прекратила оскорблять его и выгонять из дома. Она оттолкнула его и легла на диван в зале на левый бок, лицом к стене.

Через непродолжительное время Колыхалов И.А. подошёл к ней и сказал: «Если ты не будешь моей, то не достанешься никому!» Она стала поворачиваться на правый бок и в этот момент ощутила жар и кровотечение в области груди справа. Пытаясь встать, почувствовала в груди резкую боль и поняла, что сожитель ранил её.

Испугавшись, Колыхалов И.А. прикладывал к её ране полотенце и вызвал скорую помощь, после чего она была госпитализирована в МУЗ городская больница №1.

Считает, что сожитель не хотел её убивать, поскольку в доме они находились вдвоём, сопротивления она не оказывала, и он имел реальную возможность лишить её жизни.

Свидетель Т. - сотрудник ОВО УВД по г.Старый Оскол, показал, что в 24-м часу 14 октября 2010 года прибыл по вызову в дом №*** по ул.****, где их встретил Колыхалов И.А. и пояснил, что в ходе ссоры причинил ножевое ранение своей сожительнице.

Во времянке домовладения он увидел С., которая сидела на полу и держалась за правый бок. На кухонном столе лежал раскладной нож со следами крови на лезвии.

И Колыхалов И.А., и С. находились в состоянии алкогольного опьянения. Он обратился к дежурному, чтобы тот вызвал скорую помощь, однако Колыхалов И.А. сообщил, что уже сделал это. Действительно, вскоре приехали врачи, и потерпевшая была госпитализирована.

Свидетель С. - сын потерпевшей, показал, что о причинении Колыхаловым И.А. матери ножевого ранения он узнал сначала от сотрудников милиции, а затем от матери.

Свидетели Т. и Д. – соседи потерпевшей, подтвердили, что от С. им известно о причинении ей Колыхаловым И.А. ножевого ранения.

В заявлении от 18.10.2010 года на имя начальника УВД по г.Старый Оскол С. сообщила о причинении ей ножевого ранения сожителем Колыхаловым И.А. и просила привлечь его к уголовной ответственности (том 1, л.д.21)

При осмотре места происшествия 14.10.2010 года – дома №*** по ул.*** г.Старый Оскол на кухонном столе были изъяты нож и марлевый тампон со смывом вещества красно-бурого цвета с ковра в комнате (том 1, л.д.11-15).

В ходе выемки 15.10.2010 года в помещении МУЗ горбольницы №1 была изъята ночная рубашка потерпевшей белого цвета с рисунком в виде цветов со следами вещества красно-бурого цвета (том 1, л.д.16).

Изъятые предметы 24.12.2010 года были осмотрены и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (том 1, л.д.68-71).

Биологическая экспертиза №8-1096 от 23.12.2010 года установила следы крови С. на фрагменте марлевой ткани и ноже (том 1, л.д.62-65)

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы С. №3398 от 09.11.2010 года, у неё обнаружено повреждение, которое является опасным для жизни, так как по своему характеру непосредственно создаёт угрозу для жизни и по этому признаку квалифицируется как повреждение, повлекшее тяжкий вред здоровью человека.

Данное повреждение образовалось от однократного воздействия предмета, обладающего колюще-режущими свойствами, незадолго до поступления в стационар.

В момент причинения повреждений С. была обращена передней поверхностью грудной клетки по отношению к травмирующему предмету, при этом могла совершать активные действия как во время их причинения, так и после их нанесения, при условии, если не была в бессознательном или каким-либо образом фиксированном состоянии.

(том 1, л.д.47-48)

Давая оценку вышеприведённым заключениям экспертов, суд считает, что они объективно подтверждают причастность Колыхалова И.А. к совершению преступления. Данные экспертизы выполнены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, специалистом, компетентным в области судебной медицины. Их выводы научно обоснованы. Оснований сомневаться в их достоверности не имеется.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд считает их допустимыми, так как они получены в соответствии с требованиями закона, достоверными, относимыми и достаточными для признания доказанной вины Колыхалова И.А. в совершении вышеуказанного преступления.

В ходе судебного следствия подсудимым был выдвинут довод о том, что его настолько возмутили оскорбления потерпевшей, что он пришёл в сильное эмоциональное возбуждение, у него «помутнело» в голове, обстоятельства причинения ножевого ранения сожительнице и себе он отчётливо не помнит, так как в тот момент не отдавал отчёта своим действиям.

Данные утверждения были предметом проверки, судом была назначена дополнительная амбулаторная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Довод подсудимого Колыхалова И.А. опровергается заключениями амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы №1038 от 01.12.2010 года и дополнительной комплексной психолого-психиатрической экспертизы №162 от 02.03.2011 года, согласно которым на момент совершения деликта и в настоящее время Колыхалов И.А. не страдал и не страдает хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики. У него нет психических расстройств, которые могли бы лишать его возможности и способности ко времени производства уголовному делу осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и целенаправленно ими руководить.

Колыхалов И.А. совершил инкриминируемое деяние в состоянии алкогольного опьянения, которое не лишало его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и целенаправленно руководить ими.

В мерах принудительного медицинского воздействия Колыхалов И.А. не нуждается.

На период инкриминируемого ему деяния Колыхалов И.А. в состоянии аффекта не находился. (том 1 л.д.77-81, том 2 л.д.61-68)

Заключения первоначальной и дополнительной экспертиз даны комиссией специалистов в области психологии и психиатрии, имеющих стаж работы в указанных областях, на основании полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и личности Колыхалова И.А., не противоречат друг другу, в связи с чем не вызывают у суда сомнения.

С учётом изложенного, материалов дела, касающихся личности Колыхалова И.А., его поведения в судебном заседании, суд считает необходимым признать его вменяемым в отношении инкриминируемого деяния.

Действия Колыхалова И.А. суд квалифицирует по ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ как покушение на убийство.

Высказывание подсудимого: «Если ты не будешь моей, то не достанешься никому!» перед нанесением потерпевшей удара ножом в область жизненно важных органов (туловище), свидетельствует о прямом умысле на причинение смерти потерпевшей.

Нанося удар ножом в область нахождения жизненно важных органов человека, Колыхалов И.А. сознавал общественно опасный характер своих действий, предвидел возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде наступления смерти С. и желал их наступления.

Умысел подсудимого не был доведён до конца по причинам, не зависящим от его воли.

Доводы защиты о том, что об отсутствии у подсудимого умысла на убийство свидетельствует нанесение им одного удара ножом, отказ от продолжения преступления и активные действия, направленные на спасение С., в связи с чем он должен нести уголовную ответственность лишь за наступившие последствия – по ч.1 ст.111 УК РФ, суд считает необоснованными.

Для освобождения от уголовной ответственности за покушение необходимым условием является добровольность отказа от доведения преступления до конца.

Удар ножом, произведённый Колыхаловым И.А., помимо его воли не привёл к таким повреждениям внутренних органов, которые повлекли бы немедленное наступление смерти С., и впоследствии ей была оказана медицинская помощь.

Таким образом, смерть потерпевшей не наступила по причинам, не зависящим от воли Колыхалова И.А.

У потерпевшей выявлены телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью, что подтверждается судебно-медицинским исследованием.

При таких обстоятельствах суд считает, что фактически совершенные Колыхаловым И.А. действия содержат состав оконченного покушения на убийство.

Мотивом совершённого деяния, как установлено в судебном заседании, явились личные неприязненные отношения, возникшие в результате ссоры на почве злоупотребления подсудимым спиртными напитками, а также провоцирующего поведения потерпевшей, высказывавшей в его адрес оскорбления.

При назначении наказания Колыхалову И.А., суд учитывает данные о его личности и личности потерпевшей, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного, мнение потерпевшей о снисхождении к подсудимому.

До совершения преступления Колыхалов И.А. привлекался к уголовной ответственности, судим приговором мирового судьи судебного участка №2 Красногвардейского района Белгородской области от 13.07.2009 года за преступления небольшой тяжести к наказанию в виде обязательных работ, которое согласно справке УИИ №19 МРУИИ №2 УФСИН России по Белгородской области отбыл 01.11.2009 года (том 1 л.д. 171, 173-174, 176).

В соответствии со ст. 86 ч. 3 п. «б» УК РФ данная судимость на момент совершения преступления по настоящему делу являлась не погашенной.

Колыхалов И.А. по месту жительства и учёбы характеризуется положительно, на учёте у психиатра и нарколога не состоит, однако привлекался к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (том 1 л.д.177, 198, 179, 181, 183, 185, 186, 200).

Исследовав данные о личности потерпевшей С., суд установил, что она к уголовной ответственности не привлекалась, на учёте у врачей нарколога и психиатра не состоит, характеризуется исключительно положительно, один раз привлекалась к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения (том 1 л.д.119, 121, 123, 125, 128).

Обстоятельств, отягчающих наказание Колыхалова И.А., не имеется.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Колыхалова И.А., суд признаёт наличие у него малолетнего ребёнка, активное способствование раскрытию преступления, оказание медицинской помощи потерпевшей непосредственно после совершения преступления, добровольное частичное возмещение материального ущерба и морального вреда.

С учётом характера и степени общественной опасности совершённого преступления, относящегося к категории особо тяжких, суд считает, что Колыхалову И.А. следует назначить наказание с изоляцией от общества.

Дополнительный вид наказания в виде ограничения свободы суд считает возможным не применять, с учётом назначения реального вида наказания.

Противоправность поведения потерпевшей, явившегося поводом для преступления, заявление С. о том, что она простила подсудимого, проживает с ним единой семьёй и просит о назначении ему нестрогого наказания, поведение Колыхалова И.А. после совершения преступления, свидетельствующее о его деятельном раскаянии, существенно снижают общественную опасность совершённого преступления и личности виновного.

Данные обстоятельства суд признаёт исключительными, что позволяет суду назначить Колыхалову И.А. наказание с применением положений ч.1 ст. 105 УК РФ.

Вид исправительного учреждения для отбывания наказания Колыхалову И.А. назначается с учётом требований п. «в» части 1 ст. 58 УК РФ – исправительная колония строгого режима.

Срок отбывания наказания Колыхалову И.А. следует исчислять со дня провозглашения приговора.

Вещественные доказательства: орудие преступления - нож и ночную рубашку потерпевшей, непригодную для использования - следует уничтожить по вступлению приговора в законную силу.

Процессуальных издержек по делу не имеется.

Производство по гражданскому иску С. прекращено отдельным определением в связи с отказом от иска.

Руководствуясь ст.ст.304, 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Колыхалова И.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 64 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 4 (четыре) года без ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Колыхалову И.А. исчислять с 18 марта 2011 года - с момента провозглашения приговора.

Меру пресечения Колыхалову И.А. до вступления приговора в законную силу изменить с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу.

Взять Колыхалова И.А. под стражу в зале суда.

Вещественные доказательства - нож и ночную рубашку - уничтожить по вступлению приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в

судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда через Старооскольский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Колыхаловым И.А. – в тот же срок со дня вручения копии приговора.

В этот же срок осужденный Колыхалов И.А. вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении жалобы или представления судом кассационной инстанции.

Судья подпись М.С. Чугунова