Совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.



ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Старый Оскол 31 мая 2012 года

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Орищенко С.П., с участием:

государственного обвинителя – помощника Старооскольского городского прокурора Старобинской Я.И.,

потерпевшей М.,

подсудимого Борисова О.Н.,

защитника – адвоката Бессоновой М.А., представившей удостоверение №658, ордер №002311,

при секретаре Бурове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке судебного разбирательства уголовное дело в отношении Борисова О.Н., обвиняемого органом предварительного следствия в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Борисов О.Н., будучи в состоянии алкогольного опьянения, совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей Н.

Преступление совершено 15 декабря 2011 года, во второй половине дня, в г.Старый Оскол Белгородской области, при таких обстоятельствах.

Борисов, находясь по месту жительства - в кв. * д.** мкр.***, распивал спиртные напитки с Н. и иными лицами.

Не желая ее нахождения по своему месту жительства, Борисов потребовал от нее покинуть квартиру.

Получив отказ и в результате возникшей на этой почве ссоры, Борисов из личных неприязненных отношений, умышленно нанес Н. 13 ударов кулаками в область головы и тела.

В результате этих умышленных действий Борисов причинил телесные повреждения, повлекшие по неосторожности смерть Н., наступившую 15.12.2011 г. на месте происшествия.

Борисов признал себя виновным в причинении Н. тяжкого вреда здоровью, что повлекло ее смерть.

В суде показал, что 15.12.2011 г. по месту своего жительства распивал спиртные напитки с К., К., Х. и Н. Потребовал от Н. покинуть квартиру. Последняя отказалась выполнить это требование. Желая заставить Н. покинуть квартиру, нанес ей 6-7 ударов кулаками в область головы. Не исключает, что один из ударов мог попасть в область шеи, а какие-то удары - в область рук и плеча, поскольку Н. прикрывалась руками. Н., подававшую признаки жизни, первоначально оставил в зале квартиры, а затем вынес на балкон, чтобы та отрезвела и пришла в сознание. Впоследствии обнаружил, что Н. скончалась.

В явке с повинной Борисов сообщил о том, что 15.12.2011 г., во второй половине дня, по месту своего жительства нанес Н. удары кулаками в область головы, после чего из ее рта пошла кровь. Когда понял, что Н. умерла, ее труп вынес на балкон.

В ходе проверки показаний на месте, что следует из протокола и фототаблицы этого следственного действия, Борисов сообщил обстоятельства совершенного им преступления, продемонстрировал каким образом и куда наносил Н. удары.

Виновность Борисова в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни Н., повлекшем по неосторожности ее смерть, наряду с признательными показаниями подсудимого и его явкой с повинной, подтверждают показания свидетелей К., К., Х., протокол осмотра места происшествия, заключение судебно-медицинской экспертизы в отношении трупа Н. и показания эксперта М., заключение судебной генетической экспертизы, а также показания потерпевшей М. и иные письменные доказательства, представленные в суде.

Потерпевшая М. в суде показала, что ее сестра Н. злоупотребляла спиртными напитками, встречалась с различными мужчинами. Узнав о том, что та погибла, опознала ее труп. На лице погибшей имелись многочисленные телесные повреждения.

По показаниям Х., услышав крик Н. и звуки ударов, забежал в спальную комнату квартиры Борисова. Увидел, что подсудимый наносит Н. удары кулаками в лицо. С К. оттащил Борисова от пострадавшей. После этого видел на лице последней кровь и кровоподтеки.

К. в суде показал, что после того, как Борисов зашел в спальную комнату, услышал звуки ударов. Забежав за Х. в эту комнату, увидел, как последний стал оттаскивать Борисова от Н. Борисов кричал на Н., требовал покинуть его квартиру. На лице Н. были следы побоев и кровь, которых до этого не имелось. После того, как вновь пришел в квартиру Борисова, увидел, что Н. лежит на балконе. Предложил Борисову вызвать скорую помощь, но тот отказался, сославшись на то, что Н. отрезвеет и придет в себя.

Из показаний К. следует, что услышав в спальной комнате, где находились Борисов и Н., звуки ударов, зашел туда. Увидел, что Х. и К. оттаскивают Борисова от Н.. Последний требовал от Н. покинуть квартиру, угрожал ей физической расправой. Увидел на лице Н. телесные повреждения, из ее рта шла кровь. Впоследствии, на предложение вызвать скорую помощь, Борисов сообщил, что с Н. будет все нормально без медицинской помощи.

Согласно показаниям Х., К., К. и самого подсудимого, кроме последнего иные лица не применяли к Н. насилие, до избиения Борисовым в области головы и шеи потерпевшей видимых телесных повреждений не было.

Имеющиеся в показаниях этих свидетелей и подсудимого противоречия о месте в квартире, где Борисов применил насилие к Н., не ставят под сомнение доказанность виновности подсудимого в совершении рассматриваемого преступления и не влияют на квалификацию его действий.

Факт обнаружения трупа Н. с признаки насильственной смерти подтверждают рапорта следователя и начальника дежурной смены УМВД по г.Старому Осколу.

В ходе осмотра места происшествия, на балконе квартиры Борисова обнаружен труп Н. с видимыми множественными телесными повреждениями в области головы, а под балконом – два фрагмента материи, свитер, женская водолазка со следами вещества, похожего на кровь. В помещениях квартиры обнаружены тапочки, фрагмент материи, палас со следами вещества, похожего на кровь. Изъятые объекты были осмотрены, что следует из протокола осмотра предметов.

По заключению судебной генетической экспертизы, на изъятых в ходе осмотра места происшествия тапочках, трех фрагментах материи, фрагменте паласа имеются следы крови Н., а на свитере – смешанные следы биологического материала (кровь, пот), которые произошли от Н. и Борисова.

Согласно заключению судебной медицинской экспертизы, при исследовании трупа Н. выявлены повреждения прижизненного образования.

Эти повреждения образовались от воздействия тупых твердых предметов незадолго до наступления смерти (за 1-3 часа), что соответствует также показаниям эксперта М. в суде.

Причиной смерти Н. явились указанные телесные повреждения.

Выводы эксперта бюро СМЭ, имеющего высшее медицинское образование, сертификат специалиста, значительный стаж экспертной работы, научно обоснованы, даны на основании непосредственного судебно -медицинского исследования трупа Н. и результатов дополнительного исследования.

У Борисова не выявлено телесных повреждений, о чем свидетельствует его обследование при проведении судебной медицинской экспертизы.

Указанные доказательства являются относимыми и допустимыми, в своей совокупности и учетом показаний подсудимого – достоверными и достаточными для признания Борисова виновным в умышленном причинении Н. тяжкого вреда здоровью, что повлекло по неосторожности подсудимого смерть потерпевшей.

Государственный обвинитель, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, обоснованно предложила переквалифицировать действия Борисова со ст.105 ч.1 УК РФ на ст.111 ч.4 УК РФ, поскольку смерть Н. наступила через 1-3 часа после причинения телесных повреждений, опасных для жизни, в указанный период, а также немедленно после применения насилия, подсудимый не совершал действий, направленных на лишение потерпевшей жизни.

Действия Борисова О.Н. суд квалифицирует по ст.111 ч.4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Подсудимый действовал умышленно, он желал применить к Н. физическое насилие, что реализовал. Нанося со значительной силой множественные удары в область головы потерпевшей, Борисов сознавал, что совершает действия, опасные для жизни человека, предвидел возможность причинения Н. вреда здоровью, безразлично относясь к этому. В результате умышленных действий Борисова был причинен тяжкий вред здоровью Н., опасный для жизни человека, что повлекло ее смерть.

При необходимой внимательности и предусмотрительности Борисов в состоянии был предвидеть, что в результате получения от его действий черепно-мозговой травмы может наступить смерть Н. Однако, без достаточных к тому оснований подсудимый легкомысленно отнесся к возможному смертельному исходу, не приняв требуемые меры к оказанию потерпевшей своевременной и квалифицированной медицинской помощи, что образует неосторожную форму его вины к последствиям - наступлению смерти Н.

Назначая Борисову наказание, суд учитывает следующее.

Н. привлекалась к административной ответственности.

Санкция ст.111 ч.4 УК РФ предусматривает наказание только в виде лишения свободы на длительный срок. Это преступление относится к категории особо тяжких, его Борисов совершил в состоянии алкогольного опьянения. Привлекался к административной ответственности, рассматриваемое преступление совершил, имея судимость, в период отбывания наказания за совершение умышленного преступления, участковым уполномоченным полиции характеризуется отрицательно.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым назначить Борисову наказание в виде лишения свободы реально, которое ему надлежит отбывать, согласно п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ, в исправительной колонии строгого режима.

Поскольку Борисов судим за преступление небольшой тяжести, его действия не образуют рецидива преступлений, т.е. отягчающего наказание обстоятельства.

Учитывая, что рассматриваемое преступление Борисов совершил после постановления в отношении него приговора суда от 9.02.2011 г. и не имеет отбытого срока наказания по этому приговору, что следует из сообщения заместителя начальника филиала УИИ, окончательное наказание подсудимому надлежит назначить по правилам ст.70 УК РФ – по совокупности приговоров.

Согласно выводам судебной амбулаторной психиатрической экспертизы Борисов психически здоров, на момент инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта не находился.

Сомневаться в достоверности выводов экспертов (каждый из которых имеет высшее медицинское образование, необходимую специальность и длительный стаж работы) о вменяемости Борисова оснований не имеется, поскольку выводы экспертов научно обоснованы, даны исходя из непосредственного обследования подсудимого и изучения материалов уголовного дела. Кроме того, прошел службу в рядах ВС РФ, в ходе предварительного следствия и в суде адекватно себя вел, давал последовательные и логичные показания.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает: явку с повинной; полное признание Борисовым вины в причинении Н. повреждений, повлекших ее смерть; его активное способствование раскрытию преступления, путем сообщения сведений об обстоятельствах совершения преступления и демонстрации своих действий в ходе проверки показаний на месте происшествия; поведение потерпевшей, употреблявшей спиртными напитками в квартире Борисова и затем отказывавшееся ее покинуть, что явилось поводом для совершения преступления; участие подсудимого в обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности России в период прохождения службы в рядах ВС РФ, что следует из сообщения начальника отдела военного комиссариата; заявление Борисова о том, что он является ветераном боевых действий и имеет престарелую мать.

Потерпевшая М. не ходатайствовала о назначении подсудимому сурового наказания, исковых требований не заявляла.

Учитывая, что Борисов впервые привлекается к уголовной ответственности за совершение особо тяжкого преступления, суд считает возможным не назначать ему дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

Процессуальные издержки по уголовному делу в сумме 895,12 руб., связанные с оплатой за счет федерального бюджета труда защитника - адвоката по назначению суда, надлежит взыскать с подсудимого, согласно ч.1 ст.132 УПК РФ.

Вещественные доказательства со следами крови надлежит уничтожить.

Руководствуясь ст. ст. 304, 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Борисова О.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ, назначить ему по этой статье наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет, без ограничения свободы.

С применением ст.70 УК РФ, по совокупности приговоров, к назначенному наказанию частично присоединить неотбытую часть наказания по приговору суда от 9 февраля 2011 года и окончательно назначить Борисову О. Н. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 10 дней, без ограничения свободы, в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Борисову О.Н. оставить в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу.

Срок отбывания наказания исчислять со дня постановления приговора – с 31 мая 2012 года.

Зачесть в срок отбытия наказания время содержания Борисова О.Н. под стражей с 16 декабря 2011 г. по 30 мая 2012 года.

Процессуальные издержки по уголовному делу в сумме 895,12 руб., связанные с оплатой за счет федерального бюджета труда защитника - адвоката по назначению суда, взыскать с Борисова О.Н. в доход бюджета Российской Федерации.

Вещественные доказательства: три фрагмента материи, свитер, женскую водолазку, тапочки, фрагмент паласа, изъятые в ходе осмотра места происшествия, уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда через Старооскольский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

Вступивший в законную силу приговор может быть обжалован в порядке надзора, с соблюдением правил, предусмотренных главой 48 УПК РФ.

Судья: Орищенко С.П.