Дело № 2-3343/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 08 » ноября 2010 года гор. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего Сулим С.Ф.
при секретаре Нестеровой Е.В.,
с участием помощника прокурора Ярославцевой В.Ф., представителей заинтересованных лиц администрации Старооскольского городского округа Красовой В.В. (доверенность от 07.11.2008 г.), МУП «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства» Крек Е.А. (доверенность от 01.11.2010 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Старооскольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
установил:
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в населенных пунктах возложена на органы местного самоуправления городских округов.
В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения на территории Старооскольского городского округа законодательства, регламентирующего порядок сбора, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов предприятиями ЖКХ было выявлено, что требования закона при сборе, транспортировке и размещении твердых бытовых отходов, образующихся от жилищ и предприятий, расположенных в Д. сельской территории, администраций городского округа не соблюдаются.
Так, свалка бытового мусора, расположенная в с. Д., является несанкционированной, санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие санитарным требованиям земельного участка, на котором она расположена, не имеется.
Нарушения закона, выявленные по результатам прокурорской проверки, явились основанием для внесения главе администрации представления, до настоящего времени свалка, расположенная на Д. сельской территории не ликвидирована.
Прокурор полагая, что бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную среду, обратился в суд с заявлением об их оспаривании, просил признать незаконным бездействие администрации Старооскольского городского округа, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, расположенной в Д. сельской территории Старооскольского городского округа и обязать администрацию ликвидировать указанную свалку.
В судебном заседании помощник прокурора Ярославцева В.Ф. поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Красова В.В. требования заявителя не признала, полагая, что свалка является санкционированной и расположена на специально отведенном земельном участке, в настоящее время ведется работа по вывозу твердых бытовых отходов, расположенных на ней, на городской полигон.
Представитель заинтересованного лица Крек Е.А. считала требования прокурора необоснованными.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу Устава Старооскольского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 21.02.2008 № 24, к вопросам местного значения городского округа, относятся все вопросы, указанные в ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области требования Конституции РФ и вышеназванных законов исполняются ненадлежащим образом.
В населенном пункте с. Д. Старооскольского муниципального образования не организован надлежащим образом процесс ликвидации места складирования бытового мусора. Данный факт подтверждается представлением прокурора от 18.06.2010 г., сообщением по результатам рассмотрения представления от 22.07.2010 г., актом обследования от 11.10.2010 г., а также объяснениями представителя Крек Е.А., пояснившей о том, что МУП «СГМПО КХ», имеющее лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, занимается сбором и вывозом ТБО с Д. сельской территории непосредственно на городской полигон на основании заключаемых с гражданами договоров и муниципального контракта от 25.02.2010 г.
МУП «СГМПО КХ» не ведутся работы по ликвидации места складирования бытового мусора с Д. сельской территории.
В нарушении п. 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. № 16) санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует, содержание свалки ТБО не отвечает вышеназванным правилам, что подтверждается актом обследования от 11.10.2010 г.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, земельный участок под размещение вышеуказанного полигона ТБО не отводился, уплотнение ТБО не проводилось.
В связи с чем неисполнение администрацией требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Что касается утверждений представителей заинтересованных лиц о том, что размещение отходов на территории Д. сельской территории осуществляется на специально отведенном для этих целей земельном участке, место для организованного складирования бытового мусора является временным и не является полигоном ТБО, то они не убедительны, а представленные постановление главы № 1856 от 17.06.2002 г. с приложением списка земельных участков, акт выбора земельного участка не являются доказательствами, бесспорно подтверждающими обстоятельства, на которые они ссылаются.
Постановлением главы местного самоуправления города Старый Оскол и Старооскольского района № 1856 от 17.06.2002 г. установлены места для организованного складирования бытового мусора на территориях администраций сельских округов Старооскольского района, в том числе Д. сельского округа.
В статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано понятие накоплению отходов – это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Суд считает, что хранение бытового мусора на свалке с. Д. не является временным, осуществляется с 2002 года постоянно и до настоящего времени, что подтверждается объяснениями начальника управления Д. сельской территории.
Конституцией РФ, статьей 42, каждому гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязание администраций Старооскольского городского округа исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Старооскольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления признать обоснованным.
Признать незаконным бездействие администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, расположенной в Д. сельской территории Старооскольского городского округа.
Обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, расположенную в Д. сельской территории Старооскольского городского округа.
Решение суда в течение 3-х дней после вступления в законную силу направить в администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области для исполнения.
Сообщить об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Старооскольский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
«СОГЛАСОВАНО»
Судья ______________ С.Ф. Сулим