О признании незаконным отказа в реабилитации.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2010 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего – судьи Борисовой О.В.,

при секретаре Чуб В.В.,

с участием заявительницы Гиберт В.М., поддержавшей требования,

в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства заинтересованного лица – Управления внутренних дел по Томской области (далее – УВД по Томской области), представитель которого просил рассмотреть дело в его отсутствие и учесть письменные возражения относительно заявления,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гиберт В.М. о признании незаконным заключения об отказе в реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Гиберт В.М., являясь дочерью репрессированного П., который был реабилитирован *** года, обращалась с заявлением о реабилитации в УВД по Томской области ***года и ***года, в чем ей было отказано.

Дело инициировано заявлением Гиберт В.М., которая просила признать незаконным заключение старшего инспектора отдела спецфондов информационного центра при Управлении внутренних дел по Томской области капитана внутренней службы Б. об отказе в реабилитации, согласованное *** года с начальником ИЦ при УВД Томской области полковником милиции М. и утвержденное *** года заместителем начальника УВД по Томской области полковником милиции Б.

Заявление мотивировано тем, что Гиберт В.М. родилась ***года в семье нереабилитированного отца, несмотря на то, что последний был снят с учета по спецпоселению *** года; их семьи меняла *** раз место жительства, что отразилось на судьбе заявительницы.

В письменных возражениях относительно заявления представитель УВД по Томской области просил отказать в удовлетворении требований, сославшись на то, что для реабилитации заявительницы юридическое значение имеет не дата реабилитации ее отца, а дата снятия его с учета спецпоселения. На момент рождения Гиберт В.М. ее отец уже не находился на спецпоселении. После снятия с учета спецпоселения *** года П. свободно выехал в *** область, где и родилась заявительница.

Исследовав обстоятельства по представленным участвующими в деле лицами доказательствам, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Гиберт В.М. родилась *** года в *** области, ее отцом является П., *** года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении Петрухиной В.М. от *** года, справками о заключении брака № *** от *** года между Петрухиной В.М. и П., №*** от *** года между П. и Г.

Согласно заключению об отказе в реабилитации, утвержденному заместителем начальника УВД по Томской области *** года, Гиберт В.М., *** года рождения, отказано в выдаче справки о реабилитации в соответствии с ч. 1 ст. 1.1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку из материалов архивного дела № *** следует, что в соответствии с Постановлением СНК и ЦИК СССР от 01.02.1930 г. П., *** года рождения, был выслан с родителями из *** области в *** году по классовым мотивам; находился на спецпоселении в *** и ***областях и был снят с учета спецпоселения *** года; его дочь – Гиберт (Петрухина) В.М. родилась *** года в *** области, то есть на спецпоселении вместе с отцом не находилась и политической репрессии не подвергалась.

Оспариваемое заключение было получено заявительницей после его поступления в Старооскольский городской суд *** года и ранее Гиберт В.М. не вручалось. С заявлением о признании данного заключения незаконным Гиберт В.М. обратилась *** года, то есть в течение трех месяцев со дня его получения. Согласно объяснениям заявительницы, не опровергнутым заинтересованным лицом, в отсутствие самого заключения она не могла узнать о нарушении своего права, поскольку не была осведомлена о действительных мотивах отказа в реабилитации. В связи с чем, установленный законом трехмесячный срок обращения в суд с заявлением о признании незаконным заключения об отказе в реабилитации следует считать не нарушенным (согласно п. 1 ст. 256 ГПК РФ).

В силу статьи 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», к категории лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, относятся дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Конституционный Суд РФ в определении от 24.06.2008 года № 620-О-П «По жалобе гражданки Гизбрехт Любови Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 1.1 и частью четвертой статьи 12 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» разъяснил, что реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола. Следовательно, если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола, как того требует названный Закон.

Как подтверждается справкой Симоновской райкомендатуры ОТСП УНКВД по Новосибирской области от *** года № ***, П. был снят с учета спецпоселения *** года.

Согласно постановлению райкоменданта Симоновской комендатуры ОТСП УНКВД по НСО от *** года, П. был снят с учета спецпоселения без права проживания в режимных местностях СССР, - в соответствии с Постановлением СНК СССР № 1143-280с от 22.10.1938 года и разъяснениями НКО СССР от 27.02.1940 года, из которых следует, что дети трудпоселенцев при достижении 16-летнего возраста, если они лично ничем не опорочены, освобождаются из трудовых поселков с выдачей паспортов, но с ограничением проживания в режимных городах.

Вышеизложенными доказательствами, объяснениями Гиберт В.М., письменными возражениями заинтересованного лица, справкой о реабилитации П. подтверждается, что П. находился на учете спецпоселения в *** области (ранее – *** области, так как *** область образовалась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.08.1944 года) в составе семьи «бывшего кулака» до *** года. После чего в *** область, где *** года родилась заявительница, ее отец выехал добровольно и свободно, а не по принуждению. Ограничений для П.. в виде обязательного проживания в *** области наложено не было. Доказательства принудительной смены родителями Гиберт В.М. места жительства после снятия ее отца с учета по спецпоселению отсутствуют. Согласно объяснениям Гиберт В.М., она предполагает, что постоянная смена места жительства родителей связана именно с фактом репрессии ее отца. Однако, суд не может основывать решение суда на предположениях (ст.ст. 195, 198 ГПК РФ). В постановлении райкоменданта Симоновской комендатуры ОТСП УНКВД по НСО, которым П. был снят с учета спецоселения, отцу заявительницы не предписано проживать в конкретных областях или постоянно менять место жительство. Проживание П. в *** области на момент рождения заявительницы, то есть *** года, не обусловлено ограничениями, связанными с фактом репрессии. В связи с чем, нет оснований считать, что заявительница на момент рождения и впоследствии насильственно или вынужденно находилась вместе с репрессированным отцом в *** области, причем, в условиях явного лишения прав и свобод, что могло бы являться основанием признания Гиберт В.М. подвергшейся репрессии.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Гиберт В.М. о признании незаконным заключения об отказе в реабилитации, - отклонить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (то есть с 29 ноября 2010 года) с подачей кассационной жалобы через Старооскольский городской суд.

Судья О.В. Борисова

Согласовано

Судья ______________ О.В. Борисова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200