РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2010 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Олейниковой Н.Б.,
при секретаре Прядкиной Н.А.
с участием заявителя Митяева Н.Д., представителей заинтересованного лица Администрации Старооскольского городского округа Маняхиной Ю.В., Юдина А.В. действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Митяева Н.Д. о признании незаконными действий Администрации Старооскольского городского округа по снятию с очереди на внеочередное получение жилья, и постановке на очередь как малоимущего,
УСТАНОВИЛ:
Митяев Н.Д., является инвалидом *** группы бессрочно. С ***г. до настоящего времени проживает один в комнате №***, дома №*** микро ***, общей площадью *** кв.м.
Общественной комиссией по жилищным вопросам при Старооскольском горисполкоме *** г. Митяев Н.Д. включен по списку № *** на получение жилой площади, очередь №***.
Также общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» от *** года Митяев Н.Д. признан малоимущим.
*** г. отказался от субсидии на приобретение жилья.
Дело инициировано заявлением Митяева Н.Д., просившего признать незаконными действия Администрации Старооскольского городского округа по снятию его с очереди на внеочередное получения жилья, а также признать незаконными действия по постановке на очередь как малоимущего.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованного лица Администрации Старооскольского городского округа возражали против заявления.
Просили применить последствия пропуска срока давности для обращение в суд, поскольку заявитель узнал о нарушении своих прав в 2009 году, а процессуальным законодательством, в данном случае, определен трехмесячный срок для обращение в суд с момента, когда сторона узнала о нарушении прав.
Пояснили, что в Администрации Старооскольского городского округа существует в настоящее время одна общая очередь нуждающихся в предоставлении жилой площади. Как таковых внеочередников нет.
В *** году заявителю, в рамках действующей на тот момент программы Губернатора Белгородской области, предоставлялась субсидия для приобретение жилья, от которой он отказался. В результате чего был снят с очереди внеочередников, и поставлен в общую очередь, куда согласно Списков, входят разные категории граждан, в том числе и инвалиды, и дети- сироты, участники ВОВ, малоимущие.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Митяева Н.Д. необоснованными и подлежащими отклонению.
Митяев Н.Д. является инвалидом *** группы бессрочно, что подтверждается справкой ***.
Согласно выписки из домой книги от 07.10.1993 г. Митяеву Н.Д. 22.09.1993 г. АО «Осколцемент» предоставило общежитие жилой площадью 14 кв.м., расположенное по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, где он проживает до настоящего времени один, является нанимателем жилого помещения.
Пункт 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору.
Общественной комиссией по жилищным вопросам при Старооскольском горисполкоме 05.11.1993 г. Митяев Н.Д. включен по списку № *** на получение жилой площади, очередь № ***.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. № 378, указаны заболевания - хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, код заболевании F00 - F99.
Согласно Заключению 34 Психиатрической поликлиники от *** г. Митяев Н.Д. страдает заболеванием код ***.
Между тем статьей 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В Определении от 26.01.2010 г. № 5-В09-142 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Постановлением главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от *** г. № *** зданию общежития, расположенного по адресу: г. Старый Оскол присвоен статус жилого дома.
При этом действующими в соответствующий период Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Белгородской области, утвержденных Постановлением облисполкома и президиума облсовпрофа от 27.12.1984 г. № 453 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 7 кв.м.
Таким образом, в связи с изменением статуса соответствующего жилого помещения, а также отсутствием у Митяева Н.Д. по Жилищному кодексу РСФСР и другим правовым актам иных обстоятельств нуждаемости, он утратил основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.
В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
Принимая во внимание, что у Митяева Н.Д. отсутствует право состоять на учете в качестве нуждающегося, а как следствие быть включенным в список на предоставление вне очереди жилого помещения, заявленное им соответствующее требование является безосновательным.
При этом, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 мая 2010 г. № 729-О-О снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, само по себе не может рассматриваться как затрагивающий конституционные права заявителя, поскольку предполагает утрату соответствующего права не произвольно, а в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения данного права.
При таких обстоятельствах, не принятие Администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области мер по снятию Митяева Н.Д. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, не может быть расценено как обстоятельство, позволяющее указанному лицу быть включенным в список на внеочередное предоставление жилья, так как иное толкование нарушало бы права иных граждан, нуждающихся в жилых помещениях в части очередности и законности предоставления им жилых помещений.
Кроме того, статьей 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 28.2 названного закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Согласно Порядка предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 28.03.06 г. № 52-пп, на орган местного самоуправления возложена обязанность по формированию списков инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Соответствующая мера социальной поддержки предоставляется в виде субсидий перечисляемых в бюджет соответствующего муниципального образования для финансирования.
Согласно Списков нуждающихся в улучшении жилищных условий на ***г. Митяев Н.Д. числился под №***, на ***г. под №***.
Митяеву Н.Д. *** г. была предложена субсидия в размере *** рублей на приобретение жилья.
От предложенной субсидии Митяев Н.Д. отказался, о чем свидетельствует личное заявление от *** г., и не оспаривается им в судебном заседании по делу.
Кроме того, как пояснил Митяев Н.Д. о том, что его не учитывают в списках на внеочередное предоставление жилья он узнал в 2009 году.
Частью первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Обращение Митяева Н.Д. в суд за защитой соответствующего права последовало только в ноябре 2010 г. Таким образом, Митяевым Н.Д. пропущен установленный частью 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращение в суд с вышеуказанным требованием. Причины его пропуска, в том числе и уважительные им не названы.
Требования о незаконности действий Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области по признанию Митяева Н.Д. малоимущим и постановке его на очередь в качестве такового, также несостоятельны.
Так, Митяев Н.Д. был поставлен в очередь до вступления в силу Жилищного кодекса РФ. При этом ранее действующее законодательство не предусматривало необходимость признания малоимущим в целях постановки его на учет.
Между тем, Митяев Н.Д. самостоятельно обращался в Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области с заявлениями о признании его малоимущим, что не оспаривается им в судебном заседании (л.д.56, 40).
Таким образом, учитывая, что Митяев Н.Д. был поставлен на очередь в соответствии с ранее действующим жилищным законодательством, признание его малоимущим не нарушает каких либо его жилищных прав.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Митяева Н.Д. о признании незаконными действий Администрации Старооскольского городского округа по снятию с очереди на внеочередное получение жилья, и постановке на очередь как малоимущего признать необоснованным и отклонить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Старооскольский городской суд.
Судья Н.Б. Олейникова
Решение не вступило в законную силу.