РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2011 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Мазурина С.В.,
при секретаре Хопиной Н.Б.,
с участием Шатохина А.В. - представителя заявителя Старооскольского городского прокурора в интересах Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисовой А.С., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б., представителя заинтересованного лица Администрации Старооскольского городского округа Глухова А.В., действующего на основании доверенности №1-1-20/398 от 04.03.2010г., заинтересованных лиц Борисовой А.С., ее представителя Филичевой В.В., действующей на основании устного ходатайства, Калужина Е.Б.,
в отсутствие заинтересованных лиц - Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенных своевременно и надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Старооскольского городского прокурора в интересах Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисовой А.С., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б. о признании незаконным Постановления главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №---от ---г. «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия в качестве нуждающихся в жилом помещении Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисовой А.С., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б.,
УСТАНОВИЛ:
Заявители Краснова Н.М., Ткачук М.М., Грицун М.Д., Андрияхин В.И., Борисова А.С., Монакова С.И., Петроченкова М.А., Моногарова Е.Н., Денисенко Е.И., Калужин Е.Б. имеют статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, состояли на учете в администрации Старооскольского городского округа в качестве нуждающихся в жилом помещении и были снята с указанного учета постановлением главы администрации Старооскольского городского округа №--- от --- года.
Дело инициировано заявлениями Старооскольского городского прокурора в интересах указанных граждан, просившего признать незаконным Постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № --- от --- «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязать администрацию Старооскольского городского округа восстановить их на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованные лица Борисова А.С., ее представитель Филичева В.В., Калужин Е.Б. поддержали заявленные требования Старооскольского городского прокурора в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации Старооскольского городского округа возражал против иска, ссылаясь на то, что согласно Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995г., письма заместителя Министра регионального развития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 предусмотрен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не наделены правом на обеспечение жильем. Кроме того, Борисовой А.С., Калужиным Е.Б., Моногаровой Е.Н., Монаковой С.И., Ткачук М.М. пропущен 3-х месячный срок для обращения в суд, т.к. они узнали --- г. о том, что сняты с учета согласно их письменных заявлений прокурору.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Старооскольского городского прокурора в интересах Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисовой А.С., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представителем заинтересованного лица администрации Старооскольского городского округа не представлено суду убедительных и достаточных доказательств, подтверждающих законность Постановления главы администрации Старооскольского городского округа от ---г. №--- «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия в качестве нуждающихся в жилом помещении вышеуказанных лиц.
Суд считает, что Борисовой А.С., Калужиным Е.Б., Моногаровой Е.Н., Монаковой С.И., Ткачук М.М. не пропущен 3-х месячный срок для обращения в суд, поскольку копия самого Постановления главы администрации Старооскольского городского округа от ---г. №--- «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» им не направлялась. Таких доказательств представитель заинтересованного лица администрации Старооскольского городского округа не предоставил. Кроме того, все указанные лица являются гражданами преклонного возраста.
Наличие у истцов Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисовой А.С., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б. статуса несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей подтверждаются соответствующим удостоверением.
Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа от --- года № --- Краснова Н.М., Ткачук М.М., Грицун М.Д., Андрияхин В.И., Борисова А.С., Монакова С.И., Петроченкова М.А., Моногарова Е.Н., Денисенко Е.И., Калужин Е.Б. были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей.
Согласно постановлению главы администрации Старооскольского городского округа от --- года № --- Краснова Н.М., Ткачук М.М., Грицун М.Д., Андрияхин В.И., Борисова А.С., Монакова С.И., Петроченкова М.А., Моногарова Е.Н., Денисенко Е.И., Калужин Е.Б. сняты с указанного учета в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
При этом ни в самом постановлении от --- года № ---, ни представителем администрации Старооскольского городского округа в судебном заседании не указано, какие же были выявлены сведения, не соответствующие действительности, послужившие основанием принятия на учет Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисовой А.С., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б., кто и когда их предоставил.
Ссылка представителя администрации Старооскольского городского округа на письмо Минрегионразвития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 является неубедительной, поскольку данное письмо содержит противоречивые выводы. В нем говорится о том, что п. 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
И здесь же содержится противоположное суждение о том, что, вместе с тем, законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме и указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не подлежат.
Обеспечение жильем относится к мерам социальной поддержки инвалидов ВОВ, что следует из п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».
Кроме того, п. 5 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 07.07.1999 г. № 20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 N 372н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 N ГКПИ08-1851) при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, законодательством РФ несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, являющиеся инвалидами, приравнены в части льгот и мер социальной поддержки к категории «инвалиды ВОВ», предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах».
Не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям письмо Минрегионразвития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07, на которое как на основания своих возражений ссылается представитель администрации Старооскольского городского округа, согласно которому заявители были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку оно не зарегистрировано в Минюсте РФ и не опубликовано в установленном порядке.
Согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Письмо Минрегионразвития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 затрагивает права бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
В силу п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Письмо Минрегионразвития РФ от 19.03.2010 года № 10496-СК/07 также противоречит п. 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, и суд, в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, установив при рассмотрении дела несоответствие данного письма закону, принимает решение в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления Решением территориального Совета депутатов г. Старый Оскол и Старооскольского района от 30.08.2005 № 76 установлена учетная норма жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере менее 14 кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Согласно п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 14 кв. м. общей площади.
Краснова Н.М. зарегистрирована и проживает по договору найма по адресу: Старооскольский район, с. ---, ул. ---, д.-- в доме общей площадью --- кв.м. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы - --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Ткачук М.М. зарегистрирована по адресу: м-н ---, д.---, кв.--- (общ. пл. --- кв.м). Собственником данного жилого помещения является ее дочь Д.. В квартире зарегистрировано 5 человек: Ткачук М.М., ее дочь, внук, внучка, правнук. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы - --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Грицун М.Д. зарегистрирован по адресу: м-н ---, д.---. кв.--- (общ. пл. --- кв.м). Собственником данного жилого помещения является Г. В квартире зарегистрировано 8 человек: Грицун М.Д., его жена, два сына, внук, жена внука, внучка, жена сына. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы – --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Андрияхин В.И. зарегистрирован по адресу: м-н ---, д.---, кв.--- (общ. пл. --- кв.м). Собственниками данного жилого помещения по --- доли являются его внуки А.В.В., А.В.Д.. В квартире зарегистрировано 5 человек: Андрияхин В.И., его сын, невестка и два внука. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы – --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Борисова А.С. зарегистрирована по адресу: м-н ---, --- (общ. пл. --- кв.м). Собственниками данного жилого помещения являются ее дочь Ф.В.В., зять Ф.В.Н., внук Ф.А.В. и внучка Ф.Л.В. В квартире зарегистрировано 5 человек: Борисова А.С., дочь, зять, внук, внучка. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы – --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Монакова С.И. зарегистрирована по адресу: м-н ---, 5-41 (общ. пл. --- кв.м). Собственниками данного жилого помещения являются ее дочь М.Г. и зять М.В. В квартире зарегистрировано 5 человек: Монакова С.И., дочь, зять, внук, правнук. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы – --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Петроченкова М.А. зарегистрирована по адресу: м-н ---, --- (общ. пл. --- кв.м). Собственниками данного жилого помещения являются ее сын П.В., внучка П.И., внучка П.Т. В квартире зарегистрировано 4 человека: Петроченкова М.А., сын, две внучки. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы – --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Моногарова Е.Н. зарегистрирована и проживает по договору найма по адресу: Старооскольский район, с. ---, ул. ---, д.--- (общ. пл. --- кв.м).
Денисенко Е.И. зарегистрирована по адресу: м-н ---, --- (общ. пл. --- кв.м). Собственниками данного жилого помещения по --- доли являются ее дочь Ч.Л., зять Ч.И., внучка М.. В квартире зарегистрировано 6 человек: Денисенко Е.И., ее дочь, зять, внучка, муж внучки, правнук. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы – --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Калужин Е.Б. зарегистрирован по адресу: м-н ---, д.---. кв.--- (общ. пл. --- кв.м). Собственниками данного жилого помещения по --- доли являются Калужин Е.Б., его жена, два внука, дочь жены. В квартире зарегистрированы все указанные лица. Обеспеченность жильем составляет менее учетной нормы – --- кв.м. общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Таким образом, Краснова Н.М., Ткачук М.М., Грицун М.Д., Андрияхин В.И., Борисова А.С., Монакова С.И., Петроченкова М.А., Моногарова Е.Н., Денисенко Е.И., Калужин Е.Б. являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявления Старооскольского городского прокурора в интересах Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисовой А.С., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б. признать обоснованными.
Признать постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от --- года № --- «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным в части снятия Красновой Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисовой А.С., Монаковой С.И., Петроченковой М.А., Моногаровой Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Обязать администрацию Старооскольского округа Белгородской области восстановить Краснову Н.М., Ткачук М.М., Грицуна М.Д., Андрияхина В.И., Борисову А.С., Монакову С.И., Петроченкову М.А., Моногарову Е.Н., Денисенко Е.И., Калужина Е.Б. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Старооскольский городской суд.
Судья Мазурин С.В.