Решение Старооскольского городского суда от 20.01.2011 г. по иску Харыбиной Е.С. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области (далее УПФ РФ) о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью
30.07.2010г. Харыбина Е.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подп. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ ей отказано по причине отсутствия у нее по состоянию на 01.01.2001г. специального стажа не менее 16 лет 8 месяцев.
Дело инициировано иском Харыбиной Е.С., которая просит суд признать за ней право на включение в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов ее работы с *** г. по *** г. в должности ***, а также признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признал исковые требования заявительницы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Харыбиной представлены суду убедительные и достоверные доказательства, подтверждающие факт осуществления ею педагогической деятельности спорные периоды, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении трудовых пенсий по старости.
Харыбина неоднократно обращалась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в УПФ в г.Старый Оскол, однако, на ее обращения получен отказ по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N319-ФЗ) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.
Наименование должности, в которой трудилась истица и вид учреждения, соответствуют Списку должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г.
Согласно пп. 12 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее – Правила), в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
1) на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев,
2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Из самого смысла досрочной пенсии вытекает, что данный вид социальных гарантий связан с тем, что при работе в течение длительного времени (в случае педагогической деятельности - 25 лет и более) в определенной должности и определенном учреждении гражданин вследствие неблагоприятных воздействий на его организм частично утрачивает трудоспособность.
Таким образом, цель досрочного пенсионного обеспечения педагогов - компенсировать педагогу исключительные условия труда, нервно-психологическую нагрузку, связанную с воспитанием, обучением детей.
Возникновение права на пенсию педагогическим работникам законодатель связывает с осуществлением деятельности, характеризующейся повышенной интенсивностью труда из-за высоких эмоциональных и другого рода перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
Ранее педагогам предоставлялась пенсия за выслугу лет.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 г. № 11 –П указано, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством лица, занимавшиеся педагогической деятельностью, имели право на выслугу лет.…. Введение пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда. «Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от дальнейшего продолжения работы и являлось одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц. Право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, то есть суммарной продолжительности стажа педагогической деятельности…
Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, в Определении от 06 декабря 2001 г. № 310-О указал, что из Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет».
….Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» не предусматривает такой вид пенсии, как за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3 Конституции РФ).
Из трудовой книжки истицы следует, что она с *** г. приступила к трудовой деятельности по полученному образованию и специальности, которые выполняет по настоящее время на одном и том же рабочем месте.
Суд считает, что требуемый ответчиком стаж отсутствует у истицы не по причине невыполнения ею работы в должности и в учреждении, указанных в Списке, а ввиду того, что она не могла знать о будущих изменениях в законодательстве.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, а также ряде его определений, ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Отсутствие недостающего специального стажа работы в количестве около 1 год 5 месяцев не может ограничивать право заявительницы на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку согласно Конституции РФ важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.