РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2011 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Базилевского И.Д.
при секретаре Дубровиной М.В.
с участием адвоката Панасенко В.Н., представителя заявительницы Ромаховой Н.Ф. (ордер №******* от ******* года), поддержавшего предъявленные требования; Юдина А.В., представителя ответчика- администрации Старооскольского городского округа (доверенность от ******* года №*******), не признавшего требований заявительницы,
в отсутствие заявительницы Ромаховой Н.Ф., надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства, просившей рассмотреть дело без ее участия и удовлетворить заявленные требования,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ромаховой Н.Ф. о признании необоснованным решения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязании устранить допущенные нарушения закона и прав гражданина путем постановки на такой учет
УСТАНОВИЛ:
Ромахова Н.Ф., ******* года рождения, будучи вдовой инвалида ******* группы Отечественной войны Р., не имеет своего жилища.
******* года она обратилась в администрации Старооскольского городского округа (далее АСГО) с заявлением, в котором высказала просьбу о выдаче справки очередности на жилье, так как ее признали малоимущей, но не нуждающейся в жилье.
Письмом от ******* года №******* за подписью и.о. начальника жилищного управления АСГО заявительнице было разъяснено, что постановлением главы АСГО от ******* года №******* она признана малоимущей для дальнейшего принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако для признания Ромаховой Н.Ф. нуждающейся в жилом помещении не имелось оснований, так как с ******* года она одна зарегистрирована в квартире своей дочери общей площадью ******* кв. м. при ученой норме менее ******* кв. м. на человека. Постановлением главы АСГО от ******* года №******* заявительнице отказано в постановке на жилищный учет ввиду того, что на основании договора найма, заключенного ******* года сроком на один год, она зарегистрирована в названной выше квартире.
Ромахова Н.Ф. утверждает, что прежде занимала квартиру своей дочери А. по договору коммерческого найма, срок действия которого истек ******* года. А. вселила с мужем в принадлежащую ей квартиру и требует от нее освободить данное жилое помещение.
Дело инициировано заявлением Ромаховой Н.Ф. Он просит суд признать упомянутое выше решение АСГО необоснованным и нарушающим ее права, обязать указанный орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения, поставив ее на квартирный учет.
Возражения администрации Старооскольского городского округа на требования Ромаховой Н.Ф. мотивированы тем, что ранее последней уже было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, которые по настоящее время не изменились.
Исследовав материалы дела по доказательствам, представленным заявительницей и заинтересованным лицом, суд признает требования Ромаховой Н.Ф. обоснованными.
В пункте первом ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» признано за каждым человеком "право на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий в себя достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни".
Закрепленное в ст.40 Конституции РФ право на жилище означает не только право каждого иметь жилище, но и гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем.
Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях преследует цель обеспечить реализацию прав граждан на удовлетворение их потребности в жилье путем улучшения жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ромаховой Н.Ф. представлены суду убедительные и достаточные доказательства, бесспорно подтверждающие факт нарушения АСГО требований закона, а также прав и охраняемых законом интересов заявительницы в связи с незаконным отказом в постановке заявительницы на учет нуждающейся в жилом помещении.
Согласно справке №******* от ******* года, выданной УСЗН АСГО, Ромахова Н.Ф. является женой умершего инвалида Отечественной войны Р.
Свидетельством о смерти серии ******* №******* от ******* года подтверждается, что Ромахов Н.Ф. умер ******* года.
Как усматривается из удостоверения серии А №******* от ******* года, Ромахова Н.Ф. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для жен погибших военнослужащих, в том числе ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Справка серии ******* №******* от ******* года свидетельствует о том, что заявительнице бессрочно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию (по зрению).
С ******* года и по настоящее время Ромахова Н.Ф. состоит на регистрационном учете в квартире №******* дома №******* м-на ******* г. ******* ******* области. Там же с ******* года зарегистрирован А., что видно из справки МУП «РАЦ» №******* от ******* года, выданной А.
Данная однокомнатная квартира, общей площадью ******* кв. м., принадлежит на праве собственности А. (свидетельство о государственной регистрации права серии ******* №******* от ******* года).
До этого заявительница проживала и была зарегистрирована по адресу: ******* область, г. *******, ул. *******, д. *******, что отражено в домовой книге указанного дома.
Никем не оспаривается, что А. приходится дочерью Ромаховой Н.Ф. и женой А.
По договору найма жилого помещения, находящегося в собственности граждан, от ******* года, который в тот же день был зарегистрирован в МИФНС №4 по Белгородской области, А. (наймодатель) предоставила вышеуказанную квартиру в срочное пользование Ромаховой Н.Ф. (наниматель) на период с ******* года по ******* года.
Поэтому на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, т.е. в связи с представлением документов, не подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Ромаховой Н.Ф. было отказано в принятии на квартирный учет (постановление главы АСГО от ******* года №*******).
В связи с тем, что ******* года Ромахова Н.Ф. обратилась в АСГО по вопросу выдаче справки очередности на жилье и сослалась на то, что она признана малоимущей, но не нуждающейся в жилье.
Заинтересованное лицо направило заявительнице письмо от ******* года №*******, из которого следует, что последняя в соответствии с постановлением главы АСГО признана малоимущей для дальнейшего принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако оснований для этого нет по причине обеспеченности жильем более ******* кв. м. и постановлением главы АСГО от ******* года №******* Ромаховой Н.Ф. отказано в постановке на жилищный учет ввиду того, что на основании договора найма, заключенного ******* года сроком на один год, она зарегистрирована в названной выше квартире.
АСГО письменно не сообщила Ромаховой Н.Ф. о неясности предъявленных ею требований, не предложила уточнить их и понятно изложить с целью определения правильного подхода к рассмотрению таковых и принятия решения в установленном законом порядке.
Суд полагает, что характер самого обращения Ромаховой Н.Ф. и его содержание указывают на требование о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Именно так, а не иначе орган местного самоуправления воспринял поставленный заявительницей вопрос и разрешил его по существу путем дачи отрицательного ответа.
Вместе с тем, АСГО не представила суду доказательства того, что документ, содержащий решение об отказе в принятии на учет (индивидуальный правовой акт органа местного самоуправления), составлен по правилам, установленным в Старооскольском городском округе для принятия такого рода правовых актов.
В силу п.п. 1-3 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года N 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" (п.1 Указа). Правительству РФ в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в п.1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра, предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом, обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.
К мерам социальной поддержки инвалидов войны п. 4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» относит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01.03. 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке (ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона Белгородской области от 10.05. 2006 года N 39 "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" малоимущими гражданами признаются жители Белгородской области, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи или одиноко проживающему гражданину для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения.
Само по себе то, что малоимущая Ромахова Н.Ф. обратилась в АСГО с заявлением о постановке ее на жилищный учет после ******* года не может служить поводом для ущемления прав заявительницы.
Суд отмечает, что помимо Ромаховой Н.Ф. в квартире А. с ******* года зарегистрирован А.
АСГО не опровергнуты доводы Ромаховой Н.Ф. о том, что указанным жилым помещением она пользовалась не на правах члена семьи его собственника, а на условиях договора коммерческого найма жилья.
Договор найма жилого помещения, находящегося в собственности граждан, от ******* года, заключен между А. и Ромаховой Н.Ф. сроком на ******* год, т.е. по ******* года.
Это означает, что заявительница не является членом семьи собственника занимаемого ею жилища. Объективных данных, свидетельствующих об обратном, нет.
Без учета данного обстоятельства АСГО отказала в удовлетворении заявления Ромаховой Н.Ф.
Более того, заинтересованное лицо в письме от ******* года №******* в качестве повторного отказа сослалось, как и раньше, на договор найма жилого помещения, находящегося в собственности граждан, от ******* года, срок действия которого истек ******* года и сведений о его пролонгации либо заключении новой сделки, подтверждающей право заявительницы на дальнейшее проживание в квартире дочери, не имеется.
Это обстоятельство также оставлено АСГО без должного внимания при принятии решения об отказе в постановке Ромаховой Н.Ф. на квартирный учет.
Суд не располагает информацией о том, что на основании волеизъявления А. и достигнутого с Ромаховой Н.Ф. соглашения у заявительницы возникло право проживания в названной выше квартире в качестве члена семьи ее собственника или по иным основаниям, предусмотренным законом.
Заинтересованное лицо не представило суду доказательства вселения Ромаховой Н.Ф. в указанную квартиру в качестве члена семьи А. и приобретения равного с ней права пользования этим жилищем.
Органом местного самоуправления не оспорены утверждения заявительницы о том, что за ней не было и сейчас не зарегистрировано на праве собственности жилья по месту постоянного жительства.
Справкой Белгородского филиала ГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ******* года №******* подтверждается, что Ромахова Н.Ф. в г. Старый Оскол собственного дома или части дома, приватизированной квартиры не имеет, в приватизации не участвовала.
Представленные Ромаховой Н.Ф. доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства заявительницы, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Суд находит доказанным, что АСГО не были соблюдены требования закона и допущено нарушение прав Ромаховой Н.Ф. в связи с отказом в постановке заявительницы на учет нуждающейся в жилом помещении.
По общему правилу администрация Старооскольского городского округа должна доказать законность действий, оспоренных заявительницей, чего не было сделано.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление Ромаховой Н.Ф. подлежит удовлетворению.
В силу действующего законодательства (ст.9 ГК РФ) лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий уклонения от состязательности (непредставление доказательств, неявка в судебное заседание), поскольку это может повлечь принятие решения только по доказательствам, представленным другими лицами.
АСГО не привела ни одного факта и не представила ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по настоящему делу.
Исходя из ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции ООН о защите прав и основных свобод, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить гражданам осуществление прав и судебную защиту, которая должна быть оправданной, полной и эффективной.
Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ромаховой Н.Ф. о признании необоснованным решения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязании устранить допущенные нарушения закона и прав гражданина путем постановки на такой учет признать обоснованным.
Признать недействительным изложенное в письме от ******* года №******* решение администрации Старооскольского городского округа об отказ в принятии Ромаховой Н.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать администрацию Старооскольского городского округа рассмотреть вопрос о признании Ромаховой Н.Ф. нуждающейся в жилом помещении и поставить её на квартирный учет.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Старооскольский городской суд.
Судья И.Д. Базилевский
Решение в окончательной форме изготовлено 14.04.2011 года.
Согласовано
Судья И.Д. Базилевский