Об оспаривании постановления главы администрации, заключения межведомственной комиссии и возложении обязанности по предоставлению жилых помещений.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 28 » апреля 2011 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего Сулим С.Ф.

при секретаре Нестеровой Е.В.,

с участием помощника прокурора Ярославцевой В.Ф., истцов Родионовой О.Н., Ивашкиной И.Л., Казанцевой Н.В., представителя ответчика Глухова А.В. (доверенность от 04.03.2010 г.), в отсутствие истцов Апалькова С.Е., Карамышева Г.И., третьих лиц Карамышевой Р.С., Куприч Г.П., предоставивших суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Старооскольского городского прокурора в защиту интересов Родионовой О.Н., Ивашкиной И.Л., Казанцевой Н.В., Апалькова С.Е., Карамышева Г.И. об оспаривании постановления главы администрации, заключения межведомственной комиссии и возложении обязанности по предоставлению жилых помещений,

установил:

Казанцева Н.В. и Апальков С.Е., будучи нанимателями, Родионова О.Н., Ивашкина И.Л. в качестве членов семьи нанимателя О., а также собственники Карамышева Р.С., Куприч Г.П. и Карамышев Г.И. проживают в многоквартирном жилом доме.

**** г. жители дома обратились с коллективным заявлением в администрацию Старооскольского городского округа по вопросу признания дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

**** г. межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда при администрации составлен акт, в котором окончательные выводы не сделаны и лишь указано на необходимость привлечения специализированной организации для оценки степени и категории технического состояния и строительных конструкций жилого дома в целом.

По заключению СТИ «М» от **** г. состояние фундаментов, кирпичных наружных и деревянных внутренних стен - ограниченно работоспособное, деревянных конструкций балочного перекрытия - недопустимое, а конструкций чердачной крыши и кровли - работоспособное. Необходимо проведение капитального ремонта фундамента, несущих стен, перекрытий и других конструкций жилого дома.

С учетом заключения о техническом состоянии конструкций жилого дома, межведомственной комиссией вынесено решение в форме заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от **** г., признав необходимым провести капитальный ремонт несущих и ограждающих конструкций здания, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.

По результатам рассмотрения заключения комиссии, **** г. главой администрации округа принято постановление № ***, о проведении капитального ремонта жилого дома, являющегося объектом культурного наследия, в период 2011-2012 г.

Прокурор полагая, что решение принято без учета технического состояния конструкций перекрытия дома, опасного для пребывания людей до проведения капитального ремонта, обратился в интересах граждан в суд с заявлением, просил с учетом уточнения заявленных требований признать незаконным постановление главы от **** г. № **** и обязать администрацию Старооскольского городского округа предоставить Родионовой О.Н., Ивашкиной И.Л., Казанцевой Н.В., Апалькову С.Е., Карамышеву Г.Н. другие жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам в срок до **** г.

Истцы, заявленные требования поддержали, просили также признать незаконным заключение межведомственной комиссии от **** г.

Представитель ответчика исковые требования заявителей не признал, полагая, что заключение комиссии и принятое постановление законны, не нарушают права либо свободы граждан.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ивашкина И.Л. и Родионова О.Н., вселившись по ордеру № **** от **** г. в квартиру № ** дома № **, пользуется этим жилым помещением в качестве членов семьи нанимателя О. на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда от **** г., заключенного между последней и МУП «П» в лице «Ж», действующим от имени наймодателя администрации г. Старый Оскол и Старооскольского района.

Аналогичные договора органом местного самоуправления заключены **** г. с Апальковым С.Е., **** г. с Казанцевой Н.В., проживающими соответственно в квартирах № ** и ** спорного дома.

Карамышев Г.И., Куприч Г.П. и Карамышева Р.С. являются собственниками квартир № **, ** и ** дома № ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма, контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 1 ст. 1, п. 3, 6 ст. 2).

Согласно п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).

Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Также наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в ч. 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Наниматель в свою очередь имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ).

В силу заключенных между Апальковым, О., Казанцевой и наймодателем договоров, последний обязался обеспечивать надлежащее содержание и ремонт жилого дома и придомовой территории, не допуская снижения установленного качества обслуживания.

**** г. жители спорного дома обратились с коллективным заявлением в администрацию Старооскольского городского округа по вопросу признания дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № *** от **** г. утвержден состав межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и положение о межведомственной комиссии.

При визуальном обследовании дома комиссией было выявлено, что под осыпавшейся штукатуркой наружных стен имеются разрушения кирпичной кладки, фундамент отсутствует - вместо него литье ленточное цементом, в нем присутствуют глубокие трещины (разрушения), так как дом стоит на земле без фундамента, полы имеют просадку и изломы. Инженерные системы (вентиляция, водопровод, канализация) в квартирах отсутствуют, поэтому в квартирах на 1-ом этаже углы в комнатах покрыты плесенью, стены сырые. Потолок обвис, имеются трещины. Также имеются трещины над оконными проемами. Сами окна во многих квартирах глухие, сгнившие.

В заключении указанной комиссией сформулирован вывод о том, что для оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом необходимо провести обследование технического состояния строительных конструкций дома в составе деревянных фундаментов, конструкций деревянных стен и балочного перекрытия, полов, окон, дверей, чердачной крыши и кровли специализированной организацией, имеющей свидетельство на выполнение работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, что подтверждается актом обследования помещения от **** г.

Проведение независимого обследования технического состояния конструкций жилого дома администрацией было поручено СТИ «М».

Из заключения от **** г. установлено, что в целом техническое состояние ленточных кирпичных фундаментов, кирпичных наружных и деревянных внутренних стен - ограниченно работоспособное, деревянных конструкций балочного перекрытия – недопустимое (существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования), конструкций чердачной крыши и кровли – работоспособное. Следует выполнить капитальный ремонт фундаментов с усилением основания из шлаковой подсыпки методом цементации; конструкций перекрытий и деревянных полов с демонтажем старой глиняной штукатурки, заменой дефектных балок и подшивных досок и выполнением новой штукатурки; несущих кирпичных стен, арочных перемычек. Необходимо создать благоприятный температурно-деформационный режим работы наружных стен с элементами повышения жесткости здания и усиления стен с помощью наружного утепления с последующей обшивкой, заменой оконных и дверных заполнений. Планировка квартир, расположение квартир 1-го этажа, площади комнат в квартирах, отсутствие в квартирах санузлов, водоснабжения, канализации и вентиляции не соответствуют современным требованиям к жилым домам.

Учитывая, что выполнение капитального ремонта и усиление конструкций здания, фактически невозможно без отселения жильцов, ожидаемую высокую сметную стоимость капитального ремонта, было рекомендовано провести реконструкцию жилого дома и его модернизацию под помещения общественного назначения, а жильцам предоставить квартиры.

По результатам рассмотрения заключения о техническом состоянии конструкций и акта обследования (помещения) жилого дома, **** г. межведомственной комиссией принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта несущих и ограждающих конструкций здания, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.

На основании указанного заключения, **** г. главой администрации Старооскольского городского округа принято постановление № *** «О проведении капитального ремонта жилого дома», которым определено провести капитальный ремонт указанного дома, являющегося объектом культурного наследия, в период 2011-2012 г.

Суд считает, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии, и как следствие, принятое на его основании постановление, незаконными.

Пункт 10 Положения устанавливает требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения, они должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

К основаниям и несущим конструкциям жилого дома, которые не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Приведенным требованиям жилые помещения и жилой дом в целом не отвечают, что подтверждается заключением СТИ «М», из которого следует, что дальнейшее пребывание людей опасно. Указанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании и привлеченный в качестве специалиста М..

Согласно п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Отсутствие водопровода и канализированных уборных допускается только в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях.

Указанные обстоятельства комиссий не учтены, в квартирах истцов отсутствуют санузлы, водоснабжение, канализация и вентиляция, что не соответствует современным требованиям, предъявляемым к жилым домам.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Из объяснений истцов, не опровергнутых представителем ответчика, установлено, что замеры указанных нормативов комиссией не производились, что свидетельствует о принятии решения без проверки фактического состояния помещений.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания по причине признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 34 Положения).

Не смотря на наличие приведенных недостатков, комиссией принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта, тогда как согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия может принять решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.

Спорный дом включен в список памятников истории и культуры, принимаемых под государственную охрану как памятник местного значения (решение малого Совета Белгородского областного Совета народных депутатов №*** от **** года), а выполненный ремонт лестничной клетки в ***** г. не закрывает проблем капитального ремонта стен, перекрытий и фундаментов.

Также следует отметить, что заключение принято комиссией неправомочным составом, не утвержденным постановлением главы № *** от **** г.

Утверждения представителя истца о том, что заключение подписано правомочными лицами, замещаемыми руководящие должности органов, входящими в состав комиссии, не убедительны, поскольку состав комиссии утверждается постановлением главы и ее члены участвуют в заседаниях комиссии лично, без права передачи своих полномочий другим лицам.

Суд приходит к выводу о доказанности, что помещения, в которых проживают истцы, представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Возложение обязанности на ответчика по предоставлению иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока капитального ремонта, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Старооскольского городского прокурора в защиту интересов Родионовой О.Н., Ивашкиной И.Л., Казанцевой Н.В., Апалькова С.Е., Карамышева Г.И. об оспаривании постановления главы администрации, заключения межведомственной комиссии и возложении обязанности по предоставлению жилых помещений признать обоснованным.

Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от **** года.

Признать незаконным постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от **** года № **** «О проведении капитального ремонта жилого дома».

Обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области предоставить Родионовой О.Н., Ивашкиной И.Л., Казанцевой Н.В., Апалькову С.Е., Карамышеву Г.И. другие жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам в срок до 01 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Старооскольский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись С.Ф. Сулим

-32300: transport error - HTTP status code was not 200