Об установлении тождества функций, условий и характреа педагогической деятельности и признании права на досрочную пенсию по старости.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Мазурина С.В.

при секретаре судебного заседания Хопиной Н.Б.

с участием истца Царевской Н.В., ее представителей Царевского А.М. по ходатайству и адвоката Булгаковой Н.Ю. по ордеру № 038895 от 28.03.2011 г.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и Старооскольском районе Новиковой Г.Е., действующей на основании доверенности №12-01/127 от 11.01.2011 года, представителя третьего лица - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования для детей «Детская музыкальная школа № ---» директора Чечневой А.Е.,

в отсутствие представителя 3-го лица – Управления культуры Администрации Старооскольского городского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царевской Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и Старооскольском районе об установлении тождества функций, условий и характера педагогической деятельности и признании права на досрочную пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Царевская Н.В. в период с ---г. по ---. работала в должности --- и по совместительству преподавателем --- в Старооскольской детской музыкальной школе №---.

В период со --- г. до настоящего времени работает преподавателем --- и --- в той же школе.

Дело инициировано иском Царевской Н.В., просившей с учетом последних уточнений от --- г. установить, что функции, условия и характер педагогической деятельности при выполнении обязанностей --- тождественны (аналогичны функциям, условиям и характеру педагогической деятельности обязанностей преподавателя ---, выполняемых ею с --- г. по --- г. в Старооскольской детской музыкальной школе № ---; с --- г. по --- г. в муниципальном учреждении «Детская музыкальная школа № --»; с --- г. по --- г. в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № ---». Признать за ней право на включение в стаж осуществления педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2011 г. «О трудовых пенсиях» периодов работы в должности преподавателя --- детской музыкальной школы № ---: с --- г. по --- г. – в муниципальном учреждении «Детская музыкальная школа № ---»; с --- г. по --- г. – в муниципальном учреждении «Детская музыкальная школа № ---»; с --- г. по ---г., с --- г. по --- г. и с --- г. по --- г. в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № ---». Признать за ней право на включение в стаж осуществления педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с ФЗ от 17.12.2011 г. «О трудовых пенсиях» периодов работы в должности преподавателя --- детской музыкальной школы № ---: с --- г. по --- г. в муниципальном учреждении «Детская музыкальная школа № ---»; с --- г. по --- г., с --- г. по --- г., с --- г. по --- г. в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № ---». Признать неправомерным отказ УПФ (ГУ) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и Старооскольском районе назначить истцу пенсию с --- г., т.е. с момента обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование заявленных требований сослалась на тождественность должностей преподователя и ---.

В судебном заседании истец Царевская Н.В.и её представители, а также представитель 3-го лица муниципального образовательного учреждения дополнительного образования для детей «Детская музыкальная школа № ---» исковые требования поддержали.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и Старооскольском районе иск не признала по тем основаниям, что при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью включению в специальный стаж подлежат периоды работы в соответствующих должностях учреждений для детей, наименования которых предусмотрены Списками профессий и должностей специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочно трудовая пенсия, которые расширительному толкованию не подлежат. Названными Списками должность --- не предусмотрена. Законных оснований для установления тождества функций, условий и характера выполняемых обязанностей --- и преподавателя --- также не имеется, т.к. указанные должности являются самостоятельными. Должность --- никогда не переименовывалась в другие должности и никогда не включалась в Список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости. Также истцом в период работы с --- г. не выполнялась норма рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Тарификационными списками подтверждается выполнение истцом в спорный период преподавательских и --- часов. Оснований для суммирования данных часов не имеется, поскольку должность --- не предусмотрена Списками. Также на --- г. у истца имелся стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке продолжительностью менее --- лет --- месяцев.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Истцом не представлено суду убедительных и достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для назначений ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Из трудовой книжки Царевской Н.В. следует, что она ---г. принята в Старооскольскую детскую музыкальную школу № --- ---. ---г. переведена на должность преподавателя --- в той же школе. Она работала как в должности ---, так и в должности преподавателя, имела в нагрузке преподавательские и ---- часы, что в т.ч. подтверждается и представленными ею лицевыми счетами за спорные периоды, в которых указана как почасовая зарплата в младших и старших классах, так и оплата за --- часы.

--- года истица обратилась в УПФР (ГУ) в городе Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Письмом от --- года №--- ей было разъяснено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отсутствует.

Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочно трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) для исчисления специального педагогического стажа, утверждены Правительством Российской Федерации.

Должность --- Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, не предусмотрена.

В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 и Списке должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, отсутствует наименование должности ---.

Указанные Списки являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

Доводы истицы о тождественности должностей преподавателя и --- суд признает неубедительными.

Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению Федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ. Возможность в судебном порядке установления тождественности одной должности другой не предусмотрена.

Наименование должности --- никогда не изменялось.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года и Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятым постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года, предусмотрены самостоятельные должности «---» и «преподаватель». Они различаются и по своим должностным характеристикам.

Таким образом, периоды работы истицы в должности --- не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ №781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Истец исполняла одновременно обязанности преподавателя и ---.

Как следует из справок, уточняющих льготный характер работы, истицей не выполнялась норма рабочего времени за ставку заработной платы в должности преподавателя. Указанные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.

Таким образом, период работы истицы в должностях преподавателя, --- с --- года по --- года также не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, в силу п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ №781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

При суммировании всех периодов работы истца до 01.01.2001 года, которые могут быть включены в стаж осуществления педагогической деятельности, стаж её работы составляет менее необходимых 16 лет 8 месяцев.

Аналогичная норма была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, согласно которому, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления. Работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п. 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного п.1 настоящего Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 01.01.2001г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и (или) пунктами 1-14 раздела «Наименование учреждений» и пунктом 1 «наименование должностей» Списка, утвержденного п.1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п. 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного п.1 настоящего Постановления (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001г. №79).

До Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, которое утратило силу с 22.09.1993г. согласно Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. №953. Постановлением от 17.12.1959 г. №1397 также было установлено условие о наличии не менее 2/3 стажа, для включения в стаж работы, дающий право на назначение пенсии досрочно.

Пункт 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781, не признан недействующим или несоответствующим Конституции РФ. (Определение Конституционного суда РФ от 15.07.2010г. №1014-0-0).

Решением Верховного суда РФ от 12.03.2007г. по делу № ГКПИ07-4 было отказано в признании недействующим пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Правительство РФ в рамках своей компетенции осуществило соответствующую дифференциацию, основанную на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, сохранив за педагогами учреждений дополнительного образования детей право на досрочное назначение трудовой пенсии на тех же условиях, на которых они ранее могли приобрести право на пенсию за выслугу лет. Оспариваемый пункт Правил не нарушает прав и законных интересов, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлении от 24.05.2001г. № 8-П и воспроизведенной в определении от 16.11.2006г. №512-0, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности применительно к льготному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 01.01.2001г. на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную ранее действовавшим законодательством.

Таким образом, условия, установленные п. 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, не вводят новшества в законодательство, следовательно, не придают обратной силы закону.

Согласно п.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Понятие "законы" в контексте данной нормы следует толковать расширительно, вкладывая в него не только федеральные конституционные и федеральные законы, но и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В контексте данного конституционного положения термин "умаляющие" означает законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод. Принятие постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 не отменяет и не умаляет право граждан РФ, в том числе Царевской Н.В. на установленное Конституцией РФ социальное обеспечение по возрасту.

Также, решением Старооскольского городского суда от 09.06.2010г., вступившего в законную силу 03.08.2010 г., иск Царевской Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и Старооскольском районе о признании права на включение в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № ---» с ---г. по ---г., с ---г. по ---г., с ---г. по ---г., с ---г. по ---г. в должности преподавателя выполнявшего норму рабочего времени за ставку заработной платы признан необоснованным и отклонен, которое в силу ст. 13 ГПК РФ обязательно для всех.

Руководствуясь п.п. 19 п.1 ст. 27, ст. 28 п.1 пп. 10 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, п.2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Царевской Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и Старооскольском районе об установлении тождества функций, условий и характера педагогической деятельности и признании права на досрочную пенсию по старости отклонить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Старооскольский городской суд.

Судья Мазурин С.В.

Решение в окончательной форме принято 23.05.2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200