РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 августа 2010 года г. Старый Оскол Старооскольский городской суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Мазурина С.В., при секретаре Хопиной Н.Б., с участием представителя заинтересованного лица администрации Старооскольского городского округа Красовой В.В., действующей на основании доверенности №1/3-2987 от 07.11.2008 г., сроком действия три года, в отсутствие заявителя Ашарина А.А., находящегося в --- УФСИН, своевременно и надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ашарина А.А. к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о защите жилищных прав, УСТАНОВИЛ: Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа №--- от --- г. заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Дело инициировано заявлением Ашарина А.А., сославшимся на противоречие оспариваемого постановления п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающему обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей по возвращению из мест лишения свободы и просившим признать постановление главы администрации Старооскольского городского округа №--- от --- г. незаконным; обязать администрацию Старооскольского городского округа обеспечить постановку Ашарина А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по освобождению из мест лишения свободы; восстановить сроки Ашарина А.А. на постановку на учет в связи с возрастным рубежом. В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Старооскольского городского округа Красова В.В. требования заявителя не признала, сославшись на то что ст. 3 Закона Белгородской области от 25.01.2007 г. №93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из их числа в Белгородской области» устанавливает, что принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учет для получения им и жилья, осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14 лет до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - с момента возникновения оснований и до 23 лет. Ашарин А.А. имел возможность в период с --- г. по --- г. и в период с --- г. по --- г. обратиться в администрацию городского округа для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Также представитель сослалась на отсутствие доказательств того, что Ашарин А.А. имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу о признании заявления обоснованным. Заявителем представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие, что он подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г. Ашарин А.А. родился --- г. в ---, что подтверждается свидетельством о рождении ---, повторно выданным Управлением ЗАГС администрации Старооскольского городского округа Белгородской области --- г. Решением Исполнительного комитета Старооскольского городского Совета народных депутатов №--- от --- г. Ашарин А.А. определен в Старооскольский детский дом, до лишения матери заявителя родительских прав. Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от --- г., вступившим в законную силу --- г., А.Л.Б. – мать заявителя лишена родительских прав в отношении заявителя. С --- г. по --- г Ашарин А.А. обучался в --- школе – интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справки УФСИН по Белгородской области №--- от --- г. Ашарин А.А. был судим --- и отбывал наказание в местах лишения свободы: с --- г. по --- г., с -- г. по --- г. --- г. Ашарину А.А. был выдан ордер №--- на занятие койко-места в общежитии по адресу: г. Старый Оскол, дом ---, комната ---. --- г. между Старооскольским городским округом и заявителем был заключен договор безвозмездного пользования специализированным жилым помещением для временного проживания по адресу: г. Старый Оскол, м-н ---, дом ---, к. №---. Представленными заявителем доказательствами подтверждается его неоднократное обращение в Администрацию Старооскольского городского округа для решения жилищного вопроса. В письменном ответе Администрации Старооскольского городского округа №--- от --- г. указано на решение жилищного вопроса Ашарина А.А. по возвращению из мест лишения свободы согласно ст. 57 п. 2 ЖК РФ в части обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичный ответ Администрацией Старооскольского городского округа дан --- г. исх. №---, что свидетельствует о признании права заявителя на внеочередное предоставление жилого помещения по вышеуказанным основаниям. Представленные заявителем доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства заявителя, на которые он ссылается как на основания своих требований. Представителем заинтересованного лица не представлено доказательств нахождения в пользовании или собственности Ашарина А.А. какого – либо жилого помещения, а также, что на момент поступления заявителя в детский дом за ним было закреплено жилое помещение. Заинтересованным лицом не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу. Положениями ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ предусмотрено обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Такой обязанности по предоставлению заявителю жилого помещения после возвращения его из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы органы местного самоуправления не исполнили как в --- г. так и в --- г. и следовательно срок на постановку на учет заявителя должен быть восстановлен. Постановление главы администрации Старооскольского городского округа №--- от --- г. не содержит законных оснований отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст. 54 ЖК РФ. Согласно ч. 2 данной статьи решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Кроме того, выписка из данного Постановления заявителю была направлена письмом от --- г. № ---, т.е. более срока, установленного ч. 3 ст. 54 ЖК РФ – не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и по указанным выше основаниям ссылка представителя заинтересованного лица на ст. 3 Закона Белгородской области от 25.01.2007 г. №93 является необоснованной. Статьей 40 Конституции РФ гарантировано предоставление указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом "ж" части 1статьи 72 Конституции РФ - защита детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Органы местного самоуправления, согласно ст. 132 Конституции РФ, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В настоящее время отношения, связанные с организацией и предоставлением детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, регулирует закон Белгородской области от 25.01.2007 г. №93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области». Статьей 4 указанного Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 2 Закона Белгородской области от 25.01.2007 г. №93 обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, производится посредством предоставления им жилых помещений в границах соответствующего муниципального района или городского округа (т.е. по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области), а в исключительных случаях – другого муниципального образования, в соответствии со следующими нормами предоставления жилого помещения: одинокий гражданин – не менее 33 кв.м. общей площади. В силу ст.ст. 26-27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I государства - участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. Согласно ст. 2 Закона Белгородской области от 06.03.2000 г. №88 «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Белгородской области», действовавшего до 2007 года, органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления. Статья 7 Закона Белгородской области от 06.03.2000 г. №88 устанавливала специальные функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, возлагаемых на муниципальные органы управления образования, которые были обязаны: оказывать помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в защите личных имущественных прав подопечных и приемных детей; поддерживать связь с интернатными учреждениями и учреждениями профессионального образования всех видов и типов по вопросам осуществления социальных прав и гарантий детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных органами опеки и попечительства для обучения и воспитания; совместно с интернатными учреждениями и учреждениями профессионального образования (всех видов и типов) проводить постановку на очередь детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения внеочередного жилья за год до совершеннолетия или окончания учебы в образовательном учреждении. Такой обязанности органы местного самоуправления также не исполнили. Таким образом, заявитель Ашарин А.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, следовательно Постановление главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №--- от --- г. является незаконным. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Ашарина А.А. к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о защите жилищных прав признать обоснованным. Признать незаконным Постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №--- от --- г. об отказе в принятии Ашарина А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и отменить данное Постановление. Обязать Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области поставить Ашарина А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для последующего внеочередного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма по возвращении Ашарина А.А. из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы согласно п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Старооскольский городской суд. Судья Мазурин С.В.