Об индексации денежных сумм, выплачиваемых в счет компенсации на приобретение продовольственных товаров в счет ежегодной компенсации за вред причиненный здоровью.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Мазурина С.В.

при секретаре Хопиной Н.Б.

с участием истца Корчагина В.И., представителя ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Старооскольского городского округа Капчан Л.Н. по доверенности от 24.03.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчагина В.И. к Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа об индексации денежных сумм, выплачиваемых в счет компенсации на приобретение продовольственных товаров и в счет ежегодной компенсации за вред, причиненный здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Истец является инвалидом --- группы по увечью, связанному с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, состоит на учете у ответчика с --- г., получал на основании ст. ст. 14 и 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда и ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Дело инициировано иском Корчагина В.И. в связи с тем, что ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация вреда здоровью не были индексированы, просил произвести индексацию данных выплат в связи с увеличением минимального размера оплаты труда начиная с --- года по настоящее время.

Просил обязать ответчика произвести перерасчет, сформировать и подать списки по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и установить её размер с --- г. в размере --- руб. --- коп. с последующей индексацией и ежегодной компенсации за вред здоровью и установить её размер с --- г. в сумме --- руб.--- коп. с последующей индексацией, а также задолженности по указанным выплатам за период с --- г. по --- г. в размере --- руб. --- коп.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, т.к. с момента постановки на учет Управлением социальной защиты населения истцу производились ежегодные индексации денежных компенсаций истца на коэффициент инфляции в соответствии с действовавшим законодательством.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно п.22 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 24.11.1995 года, действовавшей до 01.01.2001 года ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров исчислялась в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда и составляла 250,47 рублей ежемесячно (83,49 х 3).

На основании ч. 1 ст. 39 Закона в редакции от 24.11.1995 года ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы исчислялась в размере пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда и составляла 417,45 рублей (83,49 руб. х 5).

Законом от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», действовавшим в период с 01.01.2001 года, размер ежемесячной компенсации изменен и установлен в твердой денежной сумме 300 рублей, размер ежегодной компенсации также установлен в твердой денежной сумме 500 рублей.

Согласно ч. 32 ст. 5 Закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции 24.11.1995 года): Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ в ч. 3 ст. 5 Закона внесены изменения: Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 26.04.2004 года № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения в ст. 5 Базового закона, размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.

С --- года компенсация на приобретение с продовольственных товаров выплачивалась истцу по --- рублей ежемесячно, ежегодная компенсация вреда здоровью выплачивалась в размере --- рублей.

В дальнейшем истцу производились ежегодные индексации денежных компенсаций на коэффициент инфляции в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847; от 07.05.2005г. №292; от 24.03.2006г. №163; от 25.04.2006г. № 246; от 03.03.2006г. № 143; от 21.03.2007г. № 171; от 21.12.2007г. № 914, от 21.12.2010 № 1079. С --- года размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров составил --- рублей, размер ежегодной компенсации вреда здоровью составил --- рублей.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с --- с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Корчагина Владимира Ивановича к Управлению социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» об индексации денежных сумм выплачиваемых в счет компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью отклонить.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Старооскольский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья С.В. Мазурин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200