О признании пра пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании права на приватизацию.



Дело № 2-3412/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Мазурина С.В.,

при секретаре Хопиной Н.Б.,

с участием истца Попова И.В., его представителя – адвоката Кузьменковой О.В. по ордеру № 021635 от 12.12.2011г., представителя третьих лиц Рындина В.Д., Рындина Н.Д. - Набережных С.Ф. по доверенностям от 29.11.2011г.,

в отсутствие представителя ответчика администрации Старооскольского городского округа, письменным ходатайством от ***г. просившим рассмотреть дело в его отсутствие, третьих лиц Рындина В.Д., Рындина Н.Д. – своевременно и надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова И.В. к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании права на приватизацию,

УСТАНОВИЛ:

*** г. ОАО «ОЭМК» на основании ордера №*** Попову И.В. было предоставлено жилое помещение №*** дома *** м-н Макаренко г. Старый Оскол, в которой истец зарегистрирован, но фактически был вселен и проживает в настоящее время в кв. № *** в комнате площадью ***кв.м.

Многоквартирный дом №*** м-на Макаренко г. Старый Оскол ранее принадлежал ОАО «ОЭМК» и носил статус общежития. В *** г. дом был передан в муниципальную собственность.

Дело инициировано иском Попова И.В., который просил суд признать за ним право пользования комнатой площадью *** кв.м. в двухкомнатном жилом помещении общей площадью *** кв.м., в том числе жилой *** кв.м., расположенном на пятом этаже девятиэтажного панельного дома по адресу: г.Старый Оскол, м-н Макаренко, д.***, №*** (старый номер №***), на условиях социального найма, обязать ответчика Администрацию Старооскольского городского округа заключить с ним договор социального найма на данную жилую площадь, признать за ним право на приватизацию указанного помещения.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования.

Представитель третьих лиц Набережных С.Ф. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика администрации Старооскольского городского округа Седельникова А.Н. в письменном отзыве возражала против удовлетворения иска, т.к. ОАО «ОЭМК», которое передало в муниципальную собственность дом №*** м-на Макаренко г. Старый Оскол, являлось акционерным обществом, а не государственным или муниципальным предприятием. Кроме того д. *** м-на Макаренко г. Старый Оскол является специализированным жилым помещением – общежитием, квартиры в котором в силу действующего законодательства не подлежат приватизации.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Попова И.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Заявителем представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие его проживание в спорном жилом помещении - в квартире №*** (***), д. №***, м-на Макаренко, г. Старый Оскол на условиях социального найма.

Согласно ордера на жилую площадь в общежитии №*** от ***г., выданного открытым акционерным обществом «Оскольский электрометаллургический комбинат», Попов И.В. был зарегистрирован по адресу: г. Старый Оскол, м-н Макаренко, дом №***, кв. №***, что подтверждается ордером на жилую площадь в общежитии (л.д. 12), поквартирной карточкой (л.д.14), штампом в копии паспорта (л.д.8), справкой МУП «РАЦ» №*** от ***г. (л.д. 15)

Попов И.В. в настоящее время фактически проживает в спорном жилом помещении, что подтверждается справкой жилищного управления администрации Старооскольского городского округа от ***г. (л.д. 14), актом заведующего общежитием о фактическом использовании жилого помещения от***г.

Из представленных Поповым И.В. квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг за ***г. - ***г. и выписки из лицевого счета от ***г. следует, что оплата производилась за комнату №*** (***) дома №*** м-на Макаренко г. Старый Оскол, в которой зарегистрирован 1 человек, фактически проживает 1 человек.

В настоящее время номер жилого помещения, занимаемого Михайловым С.М. изменен с *** на ***, что подтверждается Постановлением Главы администрации Старооскольского городского округа № 4328 от 26.08.2009 г. и Приложением № 2 к нему, а также техническим паспортом на спорное жилое помещение по состоянию на ***г.

Действующим жилищным законодательством РФ предусмотрено, что общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы и учебы, из чего следует, что предоставляемые в общежитии жилые помещения являются временным жильем, предоставляемым гражданам до улучшения жилищных условий.

При разрешении гражданского дела суд учитывает, что право пользования и владения комнатой площадью 7,87 кв.м. №44 (ранее 504) дома №13 м-на Макаренко г. Старый Оскол никто не оспаривает. Иных лиц, претендующих на данное спорное жилое помещение, в судебном заседании не установлено.

Третьи лица по делу Рындин В.Д., Рындин Е.Д. зарегистрированы и проживают в комнате площадью *** кв.м. также по указанному адресу, что подтверждается поквартирной карточкой (л.д. 13), актом о фактическом использовании жилого помещения (л.д. 17).

Из технического паспорта на жилое помещение общежития по адресу: г. Старый Оскол, м-н Макаренко, дом №***, кв. *** следует, что жилое помещение является изолированным, состоит из двух жилых комнат площадью *** кв.м. и *** кв. м., коридора, туалета, ванной, коридора, шкафа, общая площадь – *** кв.м.

Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа от 22.10.2008 г. №3572 «О приемке в муниципальную собственность от ОАО «ОЭМК» объектов жилого и коммунального назначения» было принято в муниципальную собственность общежитие №*** д. №*** м-на Макаренко г. Старый Оскол.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №*** от *** г., жилое здание-общежитие №***, расположенное по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н Макаренко, дом ***, находится в собственности Старооскольского городского округа Белгородской области.

Истец в городе Старый Оскол собственного дома или части дома и приватизированной квартиры не имеет, в приватизации не участвовал. Указанное обстоятельство подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация» исх. № *** от *** г.

Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.

Доводы представителя администрации Старооскольского городского округа о невозможности применения к спорным отношениям положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со ссылкой на то, что общежитие передано в муниципальную собственность акционерным обществом после введения в действие Жилищного кодекса РФ, основаны на неправильном толковании этих положений закона, не устанавливающих в качестве условий своего применения время передачи общежития в муниципальную собственность.

Законом РФ от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», а также пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности.

Несмотря на то, что оно перешло в муниципальную собственность от акционерного общества, а не от государственного предприятия непосредственно, на отношения по его использованию в полной мере распространяется статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).

Введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений.

Распространение законодателем на указанные жилые помещения действия норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления и направлено исключительно на реализацию положений, закрепленных в статье 40 Конституции Российской Федерации.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Ввиду утраты спорным домом статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях "койко-места", также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, при приватизации ОАО «ОЭМК» жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

Спорный жилой дом № ***м-на Макаренко принадлежал государственному предприятию Оскольский электрометаллургический комбинат, в связи с чем ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» при разрешения настоящего спора подлежит применению.

С учетом того, что Попов И.В. пользуется квартирой №*** (***), д.*** м-н Макаренко, г. Старый Оскол, суд считает возможным признать за ним право пользования указанной квартирой на условиях социального найма с правом последующей приватизации.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Попова И.В. к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании права на приватизацию признать обоснованным.

Признать за Поповым И.В. право пользования комнатой площадью *** кв.м. в двухкомнатном жилом помещении общей площадью *** кв.м., в том числе жилой *** кв.м., расположенном на пятом этаже девятиэтажного панельного дома по адресу: г.Старый Оскол, м-н Макаренко, д.***, №*** (старый номер №***), обязать Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области заключить с ним договор социального найма с правом последующей приватизации указанного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Старооскольский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Мазурин С.В.

Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200