О предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания.



№ 2-3505/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2012 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи Олейниковой Н.Б.

при секретаре судебного заседания Ярославцевой А.О.,

с участием представителя истца – адвоката Нечаева С.А. (удостоверение №*** от *** года, ордер № *** от***года),

представителя ответчика – Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Красовой В.В (доверенность от *** года №***,

в отсутствие истца Мелешенко Т.В.,

представителей третьих лиц – Министерства регионального развития Российской Федерации, Правительства Белгородской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелешенко Т.В. к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания,

У С Т А Н О В И Л:

Мелешенко Т.В. страдает заболеванием, входящим в перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от РФ от 16.06.2006 года №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», является ***.

Постановлением Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №*** от *** года истица признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в список на внеочередное предоставление жилой площади.

Дело инициировано иском Мелешенко Т.В., которая просила обязать Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, с учетом имеющегося у неё заболевания, соответствующее санитарным и техническим требованиям.

Представитель истицы адвокат Нечаев С.А. в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика – Администрации Старооскольского городского округа Красова В.В. иск не признала. Пояснила, что на территории Белгородской области органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем категории граждан, к которой относится Мелешенко Т.В.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Мелешенко Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Истицей представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие факт нарушения права Мелешенко Т.В. на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.

Справки МСЭ № *** от *** года, МУЗ «***» подтверждают факт наличия у Мелешенко Т.В. ***, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ Мелешенко Т.В. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде, включена в список на внеочередное предоставление жилья, что подтверждается постановлением Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №*** от *** года, № *** жилищного управления Администрации Старооскольского городского округа.

Согласно справке МУП «Расчетно-аналитический центр» от*** года, *** года, Мелешенко Т.В. зарегистрирована в квартире по адресу г.***, ул. ***, д.***, кв.***, принадлежащей ее родителям Мелешенко Н.В., Мелешенко В.В. на праве собственности, по*** доле каждому, состоящей из *** жилой комнаты, что подтверждается техническим паспортом на квартиру ФГУП «Старооскольский центр технической инвентаризации» по состоянию на*** года.

Факт отсутствия у Мелешенко Т.В. в городе Старый Оскол и Старооскольском районе на праве собственности жилья, объектов недвижимости, ее неучастие в приватизации, подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № ***от *** года.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

К компетенции законодателя отнесено определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а так же конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Вступившим в силу с 01 марта 2005 года Жилищном Кодексе РФ, законодатель предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотрено обеспечение жилыми помещениями инвалидов.

До 01 января 2005 года (то есть до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищном законодательством.

При этом Жилищный Кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С введением в действие вышеуказанного закона, то есть с 01 января 2005 года, федеральный законодатель изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Инвалиды нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета (ст.28.2 редакция ФЗ от 29.12.2004г. № 199-ФЗ).

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, а именно Жилищным Кодексом РСФСР, который действовал до 01 марта 2005года и Жилищным Кодексом РФ, вступившим в действие с 01 марта 2005года.

Однако ЖК РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жильем по договору социального найма, равно как и право на внеочередное предоставление жилья.

Соответственно, инвалиды, нуждающиеся в жилых помещениях, принятые на учет после 01 марта 2005 года обеспечиваются жильем по договору социального найма на общих основаниях.

Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке, тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилья по договору социального найма вне очереди по основаниям предусмотренном частью 2 ст.57 ЖК РФ, соответственно страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, при условии постановки на учет в качестве нуждающихся.

В отношении Мелешенко Т.В. такое требование законодателя было соблюдено, она признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Неубедительны доводы представителя ответчика о том, что на территории Белгородской области органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем категории граждан, к которой относится Мелешенко Т.В.

Согласно ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органов местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, к таким вопросам относится, в частности, обеспечение граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16).

В силу ч.1 ст. 14 и п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ, органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений

Согласно ч. 3 и ч.4 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, вопросы обеспечения жильем инвалидов, как граждан проживающих на территории муниципального образования, имеют общегосударственное, местное значение и поэтому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.

Неубедителен довод представителя ответчика об отсутствии финансирования органа местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жильем по договору социального найма лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья, поскольку недостаточное финансирование либо его отсутствие не может повлиять на реализацию прав указанных граждан и повлиять основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Статья 23 Европейской Социальной Хартии от 03.05.1996 года, подписанной Россией 14.09.2000 года, в целях обеспечения эффективного осуществления права пожилых людей на социальную защиту возлагает на государства обязательство принимать надлежащие меры, направленные на предоставление им жилья, соответствующего их потребностям и состоянию здоровья.

В целях обеспечения эффективного осуществления права на защиту от нищеты и социального отторжения государства-участники пересмотренной Хартии обязуются принимать меры для облегчения лицам, живущим в таких условиях или на грани таких условий, и их семьям доступа к жилью (пункт «a» статьи 30 Хартии).

При таких обстоятельствах, требования Мелешенко Т.В. являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, ч.1 ст. 130, ч.1 ст. 132 Конституции РФ, абзац 10 ч.1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, ч.1 ст. 14, п.3 ч.2 ст. 19, п.4 ч.1 ст. 51, п.3 ч.2, ч.3, ч.4 ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Мелешенко Т.В., к Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания, признать обоснованным.

Обязать Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области предоставить Мелешенко Т.В. *** года рождения, уроженке города *** *** области, Республики ***, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (20 января 2012 года) с подачей апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд.

Судья Н.Б. Олейникова.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200