О признании права на получение жилья вне очереди и обязании включить в список для обеспечения жилым помещением.



Дело № 2-427/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2012 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи С.В.Мазурина

при секретаре Н.Б. Хопиной

с участием истца Поляковой М.А., ее представителя Тарасенко Н.В. по письменному заявлению от 29.02.2012 г., представителя ответчика администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Глухова А.В. по доверенности от 04.03.2010 года, представителя третьего лица администрации Губкинского городского округа Белгородской области Кулева А.Н. по доверенности от 20.02.2012 года, представителя Правительства Белгородской области Савиной Е.Н. по доверенности от 20.01.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой М.А. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании права на получение жилья вне очереди и обязании включить в список для обеспечения жилым помещением, ><

УСТАНОВИЛ:

У Поляковой М.А. (до вступления --- года в брак С.М.А.) --- г.р. до достижения ею --- лет умерли оба родителя: мать --- г. и отец --- г.

--- года истец на основании письменного заявления была принята ответчиком на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

С --- года по --- год Полякова М.А. обучалась в Старооскольском педагогическом колледже. Во время обучения находилась на полном государственном обеспечении и после окончания которого подлежала обеспечению жилым помещением в городе Старый Оскол, но до настоящего времени им не обеспечена.

Из ответа жилищного управления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от --- года ей стало известно о том, что с --- года она состоит на квартирном учете не как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на общих основаниях составом семьи --- человека.

Дело инициировано иском Поляковой М.А., которая с учетом уточненных исковых требований просила признать за ней право на получение жилья вне очереди в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г., обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области включить ее в список для обеспечения жилым помещением в соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 08.02.2010 г. №48-пп «О долгосрочной целевой программе строительства жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2010-2014 годы».

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Глухов А.В. исковые требования заявителя не признал, полагая, что принимать ее на учет как ребенка сироту у них не было оснований, так как на согласно письма управления образования Губкинской территориальной администрации от --- года № --- за ней было закреплено жилое помещение по адресу: п. ---, д. ---, кв. ---, а в связи с тем, что она не обратилась в суд до --- года, т.е. до 23 лет, то ею пропущен срок для обращения в суд.

Представители третьих лиц администрации Губкинского городского округа Белгородской области Кулев А.Н. и Правительства Белгородской области Савина Е.Н. возражали против удовлетворения требований, в связи с тем, что истцу на момент обращения в суд более 23-х лет.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Поляковой М.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Полякова М.А. родилась --- года, что подтверждается свидетельством о рождении --- № --- выданным --- поссоветом Губкинского района Белгородской области --- года.

Ее мать Г.В.А. умерла --- года, что подтверждается свидетельством о смерти --- № --- выданным --- поссоветом Губкинского района Белгородской области, --- года.

Ее отец С.А.М. умер --- года, что подтверждается свидетельством о смерти --- № --- выданным отделом ЗАГС г. Старый Оскол --- года.

На основании решения исполкома Губкинского районного Совета народных депутатов № --- от --- года истица и ее брат С.С. были определены в детский дом несовершеннолетних на полное государственное обеспечение, при этом указанное решение не содержит сведений о закреплении за ними жилого помещения.

С --- года по --- года истица являлась воспитанницей Старооскольского детского дома и состоит до настоящего времени на регистрационном учете по адресу детского дома: г. Старый Оскол, ул. ---, д. ---, что подтверждается справкой № --- от --- года.

--- года у Поляковой М.А. родилась дочь П.С.В., что подтверждается свидетельством о рождении (повторное) --- № --- выданным Управлением ЗАГС администрации Старооскольского городского округа Белгородской области --- года.

Согласно учетного дела Поляковой М.А. из Старооскольского детского дома, --- года директором детского дома в адрес главы администрации г. Старый Оскол было адресовано уведомление о рассмотрении вопроса о постановке на учет воспитанницы Поляковой М.А., которая является круглой сиротой.

--- года Поляковой М.А. подано заявление в администрацию г. Старый Оскол о принятии на учет для получения жилой площади, т.к. в связи совершеннолетием и рождением дочери не может занимать койко-место в детском доме, где проживала с --- года из-за смерти родителей.

Согласно учетного дела Поляковой М.А. из жилищного управления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, вместе с заявлением ею были приложены справка Старооскольского детского дома от --- года, выписка из домовой книги, согласно которой она была зарегистрирована с --- года в Старооскольском детском доме по адресу: г. Старый Оскол, ул. ---, д. ---, свидетельство о рождении дочери, справки о том, что жилья не имеет, акт проверки жилищных условий, свидетельства о смерти отца и матери.

--- года общественной комиссией по жилищным спорам при администрации города, заявление рассмотрено, и семья Поляковой М.А. в составе --- человек поставлена на квартирный учет по списку № ---, очередь № ---.

С --- года по --- года Полякова М.А. обучалась по дневной форме обучения в Старооскольском педагогическом колледже, что подтверждается справкой № --- от --- года.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Внеочередное предоставление жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по состоянию на --- год, также было предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 37 ЖК РСФСР (аналогичные положения предусмотрены п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (действующем в настоящее время).

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Положениями ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ предусмотрено обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ.

В силу положений названного Закона достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеющим закрепленного жилого помещения, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года").

Суд приходит к выводу, что Полякова М.А., как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, была поставлена в льготную очередь на получение жилья. После окончания обучения у нее возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено до настоящего времени.

Ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.

В настоящее время отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, регулирует закон Белгородской области от 25.01.2007 г. №93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области». Статьей 4 указанного Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Белгородской области от 25 января 2007 года N 93 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области", а также в целях реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на обеспечение жильем Правительство Белгородской области своим Постановлением от 08.02.2010 N 48-пп утвердило долгосрочную целевую программу строительства жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2010 - 2014 годы.

Согласно указанной программе органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов: формируют и ведут учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем; ежегодно представляют в департамент здравоохранения и социальной защиты населения области сведения о количестве лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, и необходимой площади жилья. Подготовленные предложения о количестве лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, и необходимых квадратных метрах департаментом здравоохранения и социальной защиты населения области ежегодно представляются в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области для формирования долгосрочной целевой программы строительства жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на соответствующий год.

Довод представителя ответчика о том, что принимать истицу на учет как ребенка сироту у органа местного самоуправления не было оснований, так как в соответствии с письмом Управления образования Губкинской территориальной администрации от --- года № ---, за Поляковой М.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: п. ---, д. ---, кв. ---, неубедителен.

--- года Управлением образования Губкинской территориальной администрации был отправлен ответ № --- на запрос начальника жилищного отдела Старооскольской администрации № --- от --- года, согласно которого управлением образования Губкинской территориальной администрации установлено, что за Поляковой М.А. решением исполкома Губкинского районного Совета народных депутатов № --- от --- года была закреплена жилая площадь по адресу: п. ---, д. ---, кв. --- до совершеннолетия.

--- года общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации города в постановке (включении) Поляковой М.А. в список сирот отказано, так как за ней в п. --- Губкинского района закреплена жилая площадь.

Как установлено по делу, решение исполкома Губкинского районного Совета народных депутатов № --- от --- года не содержит указания о закреплении за Поляковой М.А. какого-либо жилого помещения.

Согласно ответа управления образования Губкинской территориальной администрации от --- года, жилая площадь за Поляковой М.А. была закреплена до ее совершеннолетия, а на момент дачи данного ответа Полякова М.А. достигла возраста --- лет.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Кроме того, согласно справке от --- года выданной Старооскольским детским домом, находящейся в учетном деле администрации Старооскольского городского округа Полякова М.А. была прописана в детском доме с --- года и до настоящего времени.

Согласно п. 2, ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Полякова М.А. снята с учета по адресу: п. ---, д. ---, кв. --- в --- году и зарегистрирована по адресу Старооскольского детского дома, который являлся для нее местом жительства и местом пребывания.

Из учетного дела на Полякову М.А. из Старооскольского детского дома следует, что двухкомнатная квартира по адресу: п. ---, д. ---, кв. ---, была закреплена за С.С.А. (братом Поляковой), на основании контрольного талона к ордеру от --- года № ---, выданного на основании решения поссовета от --- года.

Таким образом, за Поляковой М.А. жилое помещение закреплено не было.

Довод представителя ответчика, о том, что истицей пропущен трехгодичный срок для обращения в суд, является неубедительным, так как право на обеспечение истицы вне очереди жилой площадью предусмотрено ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г., как ребенка-сироты, не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждении профессионального образования.

Закон, устанавливая обязанность по обеспечению жильем, не устанавливает сроки, в течение которых данная обязанность должна быть исполнена.

Довод истца о том, что ей стало известно, что она состоит в списке граждан, состоящих на квартирном учете на общих основаниях с --- года составом семьи – --- человека только в --- году после получения ответа № --- от --- года нашел свое подтверждение в судебном заседании. Доказательств того, что истица была ознакомлена с решением общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации города от --- года об отказе в постановке (включении) Поляковой М.А. в список сирот, ответчиком не представлено.

Таким образом, правоотношения сторон носят длящийся характер, поэтому сроки исковой давности к ним не могут быть применены.

Руководствуясь статьями 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Поляковой Марины Алексеевны к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании права на получение жилья вне очереди и обязании включить в список для обеспечения жилым помещением признать обоснованным.

Признать за Поляковой Мариной Алексеевной право на получение жилья вне очереди в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г.

Обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области включить Полякову Марину Алексеевну в список для обеспечения жилым помещением в соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 08.02.2010 г. №48-пп «О долгосрочной целевой программе строительства жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2010-2014 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Мазурин

Решение в окончательной форме принято 20.03.2012 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200