о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции Старый Оскол



Дело № 2-551/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2012 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи - Ятченко Е.А.

при секретаре судебного заседания – Толстых Ю.Н.,

с участием заместителя Белгородского транспортного прокурора Лукиянчук А.Н., представителя ответчика ОАО «российские железные дороги» Михеева О.В., по доверенности от **г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции Старый Оскол,

У С Т А Н О В И Л :

**г. Белгородской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства РФ, направленного на соблюдение прав инвалидов на железнодорожном вокзале станции Старый Оскол Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», которой выявлено отсутствие на железнодорожном вокзале специальных приспособлений и устройств для инвалидов.

Дело инициировано иском Белгородского транспортного прокурора, который с учетом уточненных требований просит суд обязать ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» исполнить обязанности в натуре на железнодорожном вокзале станции Старый Оскол, а именно: в системе зрительной информации на входах в здание железнодорожного вокзала установить пиктограммы с указанием помещений и объектов, которыми могут воспользоваться пассажиры: входов и выходов, туалета, вестибюля, операционных залов, камеры хранения, милиции, справочного бюро; оборудовать специальные места для отдыха с расчетом не менее 5% от общей вместимости, но не менее чем по одному месту для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для лиц с дефектами слуха, недостатками зрения, а также с сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью, площадь таких зон определить исходя из 2,1 кв. м. на одно место; окно одной из кассовых стоек пригородной кассы и окно одной из кассовых стоек междугородной кассы расположить на высоте не более 0,8 м.; оборудовать для инвалидов-колясочников специальные кабины в туалете вокзала размером 225 х 155 см.; оснастить железнодорожную платформу устройством, предназначенным для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон (передвижной подъемник, либо пенник, либо переносная рампой).

В судебном заседании прокурор, выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал, сославшись на то, ст. 45, 131 ГПК РФ предполагает обращение прокурора в защиту неопределенного круга лиц, при указании, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц и какое право нарушено. Считает, что обратившись с указанными требованиями, прокурор вторгся в компетенцию контролирующих органов, тем самым нарушив ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 г. №2202-1 « О прокуратуре РФ»

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие на железнодорожном вокзале специальных приспособлений и устройств для инвалидов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ. органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным и воздушным транспортом.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

**г. Белгородской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства РФ, направленного на соблюдение прав инвалидов на железнодорожном вокзале станции Старый Оскол Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», которой выявлено, что в здании вокзала отсутствуют пандусы для передвижения инвалидов-колясочников. Отсутствуют лифты для спуска инвалидов. Эскалаторов и движущихся тротуаров на вокзале ст. Старый Оскол не имеется.

Кассовые стойки, окно справочного бюро и окно дежурного по вокзалу расположены на высоте более 0,8 м., что не соответствует п. 4.15 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Свода правил по проектированию и строительству, п.п. 3.1.17, 3.1.18 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» (СП 2.5.1198-03), п. 3.1.17. СП 2.5.1198-03.

Таким образом, отсутствие специальных приспособлений и устройств в здании железнодорожного вокзала станции Старый Оскол нарушает права потребителей - инвалидов, пассажиров железнодорожного транспорта на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры вокзала, предусмотренные ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также не гарантирует оказание маломобильным группам пассажиров безопасных услуг и услуг, соответствующих требованиям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Статья 12 ГК РФ, предусматривает одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Тот факт, что исполнение на вокзале минимальных потребностей инвалидов не служит доказательством исполнения вышеуказанных норм права.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению, между тем разрешая требования в части оснащения железнодорожной платформы устройством, предназначенным для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон суд считает возможным установить переносимую рампу

Несостоятелен довод представителя ответчика о том, что ответственность за организацию транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов предусмотрена ст.** КоАП РФ, в связи, с чем у прокурора отсутствует право на обращение в суд с данным иском, поскольку предметом рассматриваемого дела является присуждение к исполнению обязанности в натуре, что прямо предусмотрено ст. 12, ГК РФ.

Ссылка ответчика, на отсутствие у прокурора права обращение в суд с указанными требованиями, поскольку имеет место нарушение ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 г. №2202-1 « О прокуратуре РФ», противоречит ст. 45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Белгородского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции Старый Оскол признать обоснованным.

Обязать ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» исполнить обязанности в натуре на железнодорожном вокзале станции Старый Оскол, а именно: в системе зрительной информации на входах в здание железнодорожного вокзала установить пиктограммы с указанием помещений и объектов, которыми могут воспользоваться пассажиры: входов и выходов, туалета, вестибюля, операционных залов, камеры хранения, милиции, справочного бюро; оборудовать специальные места для отдыха с расчетом не менее 5% от общей вместимости, но не менее чем по одному месту для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для лиц с дефектами слуха, недостатками зрения, а также с сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью, площадь таких зон определить исходя из 2,1 кв. м. на одно место; окно одной из кассовых стоек пригородной кассы и окно одной из кассовых стоек междугородной кассы расположить на высоте не более 0,8 м.; оборудовать для инвалидов-колясочников специальные кабины в туалете вокзала размером 225 х 155 см.; оснастить железнодорожную платформу устройством, предназначенным для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон переносной рампой.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Ятченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200