Об оспаривании постановления главы администрации, заключения и акта межведомственной комиссии и возложении обязанности устранить джопущенные недостатки.



Дело № 2-1912/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 15 » июня 2012 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Сулим С.Ф.

при секретаре Нестеровой Е.В.,

с участием заявителей Каратеевой В.А., Мухиной Н.А., представителя заявителей Мельчакова В.И. (ордер № 029073 от 07.06.2012 г.), представителя заинтересованного лица Глухова А.В. (доверенность от 09.06.2012 г.),

в отсутствие заявителей Каратеева В.Т., Кравченко М.Я., Мухина А.А., предоставивших суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, заинтересованного лица Старооскольского районного отдела СП УФССП России по Белгородской области, извещенного о времени и месте слушания дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каратеевой В.А., Каратеева В.Т., Кравченко М.Я., Мухиной Н.А., Мухина А.А. об оспаривании постановления главы администрации, заключения и акта межведомственной комиссии и возложении обязанности устранить допущенные недостатки,

установил:

*** года на основании вступивших в законную силу судебных решений администрация Старооскольского городского округа заключила с Каратеевой В.А., Каратеевым В.Т., Кравченко М.Я., Мухиной Н.А., Мухиным А.А. договора социального найма № *** и *** в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, *** ***.

Каратеева В.А., Каратеев В.Т. и Кравченко М.Я. зарегистрированы и проживают в квартире № ***, местом жительства и регистрации Мухиной Н.А. и Мухина А.А. является квартира № ***.

В связи с тем, что дом не был закреплен органом местного самоуправления за управляющей организацией, договоры по предоставлению коммунальных услуг и электроэнергии с соответствующими поставщиками не заключены, указанные жильцы дома инициировали обращение в суд с иском, в котором просили признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в невыполнении условий заключенных с истцами договоров социального найма, обязать ответчика провести обследование санитарно-технического состояния жилого дома, закрепить этот дом за жилищно-эксплуатационной организацией, провести его капитальный ремонт, устранить все препятствия по вопросам заключения договоров на поставку электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения и оплаты коммунальных услуг.

Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 18.10.2010 г., вступившим в законную силу 14.12.2010 г., постановлено:

признать незаконным бездействие администрации Старооскольского городского округа в части невыполнения условий договоров социального найма № *** и № *** от *** года, заключенных с Каратеевой В.А. и Мухиной Н.А.

Обязать администрацию Старооскольского городского округа в соответствии с действующим законодательством, а также подп. «***» и «***» п. *** договоров социального найма № *** и № *** от *** года, принять меры к обследованию межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирного дома по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, № ***, на предмет пригодности (непригодности) для проживания, необходимости и целесообразности капитального ремонта.

Обязать администрацию Старооскольского городского округа в соответствии с подп. «***» и «***» п. *** договоров социального найма № *** и № *** от *** года, п. 2 ст. 163 ЖК РФ, закрепить жилой дом по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, № ***, и квартиры истцов за управляющей организацией путем заключения ответчиком (либо действующим от его имени уполномоченным органом местного самоуправления) с управляющей организацией договора управления этим домом.

Во исполнение приведенного судебного решения, межведомственная комиссия произвела обследование указанного жилого дома и составила акт от *** г., признав необходимым провести комплексный капитальный ремонт кровли, фасада здания общего пользования, инженерных коммуникаций, внутренней электропроводки, электрооборудования.

С учетом акта обследования, межведомственная комиссия приняла заключение от *** г. о необходимости провести капитальный ремонт кровли, инженерных коммуникаций, электропроводки здания и оборудования, осуществить ремонтные работы по устранению повреждений фасада здания, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями (ч. 2 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).

По результатам рассмотрения заключения комиссии, *** г. главой администрации принято постановление № ***, о проведении капитального ремонта жилого дома по адресу: г. Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, дом № ***, в период ***-*** г.г.

Каратеева В.А., Каратеев В.Т., Кравченко М.Я., Мухина Н.А., Мухин А.А. инициировали обращение в суд с заявлением о признании неправомерным бездействие администрации по непринятию должных мер, направленных на обследование дома, просили признать не соответствующими действующему законодательству акт обследования помещений от *** г. и заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от *** г. в части отсутствия данных лабораторных исследований, экспертиз, инструментального контроля и обязать администрацию принять меры к проведению межведомственной комиссией полного обследования жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., полагая, что решение принято без учета экологического состояния окружающей среды, опасного для пребывания людей.

В ходе судебного разбирательства заявители увеличили размер требований и просили признать акт обследования от *** г., заключение от *** г. и Постановление главы № *** от *** г. не соответствующими действующему законодательству (Положению № 47 от 28.01.2006 г.) и обязать администрацию Старооскольского городского округа устранить допущенные недостатки.

В судебном заседании заявители, их представитель поддержали заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица требования заявителей не признал, полагая, что заключение комиссии и принятое постановление законны, не нарушают права либо свободы граждан.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования необоснованными и подлежащими отклонению.

Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 28.07.2008 г., вступившим в законную силу 16.09.2008 г., удовлетворены требования Мухиных по делу по их иску к администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» о признании права пользования жилым помещением. За истцами признано право пользования квартирой № *** *** *** г. Старый Оскол.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17.03.2009 г. отменено постановленное судом первой инстанции решение от 22.01.2009 г. по делу по заявлению Мухиных об оспаривании действия органа местного самоуправления, постановлено:

признать неправомерным отказ администрации Старооскольского городского округа по заключению с Мухиной Н.А. и Мухиным А.А. договора социального найма на квартиру № *** *** *** г. Старый Оскол. На администрацию Старооскольского городского округа возложена обязанность заключить такой договор с Мухиными.

По аналогичному спору Каратеевой В.А., Каратеева В.Т. и Кравченко М.Я. с администрацией Старооскольского городского округа, решением суда от 26.06.2009 г., вступившим в законную силу 25.08.2009 г., суд признал неправомерным отказ ответчика в заключении с истцами договора социального найма жилого помещения в отношении квартиры № *** дома по адресу: г. Старый Оскол, *** *** и обязал заключить с ними указанный договор.

*** года администрация Старооскольского городского округа заключила с Каратеевой В.А., Каратеевым В.Т., Кравченко М.Я., Мухиной Н.А., Мухиным А.А. договора социального найма № *** и № *** с учетом фактически занимаемых ими жилых помещений в спорном доме.

Поскольку дом не был закреплен органом местного самоуправления за управляющей организацией, договоры по предоставлению коммунальных услуг и электроэнергии с соответствующими поставщиками не заключены, жильцы дома Каратеевы, Кравченко и Мухины инициировали обращение в суд с иском, и решением суда от 18.10.2010 г., вступившим в законную силу 14.12.2010 г., признано незаконным бездействие администрации в части невыполнения условий договоров социального найма. На ответчика возложена обязанность:

принять меры к обследованию межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирного дома по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, ***, ***, ***, *** № ***, на предмет пригодности (непригодности) для проживания, необходимости и целесообразности капитального ремонта.

закрепить жилой дом по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, № ***, и квартиры истцов за управляющей организацией путем заключения ответчиком (либо действующим от его имени уполномоченным органом местного самоуправления) с управляющей организацией договора управления этим домом.

*** года судебным приставом-исполнителем Старооскольского районного отдела УФССП России по Белгородской области Леденевой О.Н. в отношении администрации возбуждено исполнительное производство на принудительное исполнение решения суда от 18.10.2010 г.

Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа от *** года № *** утверждено Положение о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение требований исполнительного листа, межведомственная комиссия произвела обследование указанного жилого дома и составила акт от *** г., признав необходимым провести комплексный капитальный ремонт кровли, фасада здания общего пользования, инженерных коммуникаций, внутренней электропроводки и электрооборудования.

Каратеева В.А. инициировала обращение в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа. Определением суда от 19.10.2011 г. заявление Каратеевой признано обоснованным в части, суд постановил:

разъяснить порядок исполнения выданного Каратеевой В.А. исполнительного документа, в части, обязывающей администрацию округа в соответствии с действующим законодательством, а также подп. «***» и «***» п. *** договоров социального найма № *** и № *** от *** года, принять меры к обследованию межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирного дома по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, № ***, на предмет пригодности (непригодности) для проживания, необходимости и целесообразности капитального ремонта.

Считать, что в работу межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда по обследованию указанного дома должно входить и составление заключения о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения, занимаемого Каратеевой В.А., Каратеевым В.Т., Кравченко М.Я.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 06.12.2011 г., определение суда первой инстанции от 19.10.2011 г. изменено, абзацы третий и четвертый его резолютивной части изложены в следующей редакции:

«Считать, что в работу межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирного жилого дома № ***, расположенного в г. Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, входит составление заключения, содержащего одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

После получения указанного заключения администрация Старооскольского городского округа должна принять соответствующее решение по итогам работы комиссии с указанием о дальнейшем использовании помещений этого дома, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ».

На основании приведенных судебных постановлений и акта обследования от **** года, межведомственная комиссия приняла заключение от *** г. о необходимости провести капитальный ремонт кровли, инженерных коммуникаций, электропроводки здания и оборудования, осуществить ремонтные работы по устранению повреждений фасада здания, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями. (

По результатам рассмотрения заключения комиссии, *** г. главой администрации принято постановление № ***, о проведении капитального ремонта жилого дома по адресу: г. Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, дом № ***, в период ****-*** г.г.

Каратеевы, Кравченко и Мухины повторно инициировали обращение в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа, просили дать разъяснения по следующим обстоятельствам:

«В связи с тем, что жилой дом находится в промышленной зоне, обязана ли была межведомственная комиссия при обследовании жилого дома выполнить требования п. 35 Положения № 47 от 28.01.2006 г. и обследовать дом на предмет пригодности или непригодности дома для проживания и дать в этой части соответствующее заключение с принятием решения.

Отвечает ли заключение межведомственной комиссии от *** г. на вопрос о пригодности или непригодности дома для проживания, необходимости и целесообразности капитального ремонта.

Можно ли считать меры, предпринятые администраций по организации обследования дома на предмет пригодности или непригодности дома для проживания, необходимости и целесообразности его капитального ремонта удовлетворительными.

Считать ли окончательно исполненным решение суда от *** г. с учетом акта обследования от *** г. и заключения от *** г.».

Определением суда от 12.05.2012 г. требования заявителей о разъяснении исполнительного документа отклонены.

Суд считает, что оспариваемые акт обследования помещения и заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, и как следствие, принятое на его основании постановление, приняты в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права либо свободы заявителей не нарушены.

Из п. 1.1 и п. 1.2 данного Положения следует, что межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - Комиссия) образована в целях признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением жилых помещений, расположенных в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Комиссия в своей деятельности руководствуется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, а также настоящим Положением.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1 Положения).

Пунктом 3.6 Положения о межведомственной комиссии и пунктом 47 Положения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 предусмотрено, что по результатам работы Комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы Комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме (п. 3.7 Положения). На основании полученного заключения глава администрации Старооскольского городского округа принимает постановление с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 3.9 Положения).

С учетом указанных требований, на основании акта обследования помещения от *** г., межведомственная комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта кровли, инженерных коммуникаций, электропроводки здания и оборудования, осуществить ремонтные работы по устранению повреждений фасада здания, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями.

Как указывалось выше, межведомственная комиссия произвела обследование жилого дома № *** по адресу: г. Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, составила акт и приняла заключение во исполнение судебных постановлений.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Утверждения заявителей, что комиссия не дала оценки о необходимости установки присоединительного устройства, электросетей, ремонту канализационной сети, замены окон, установки дверей в подъездах, на крыше, в подвале, устройства тамбуров в подъездах, оборудования места для сбора и вывоза мусора, являются необоснованными.

По результатам обследования жилого дома, комиссия пришла к выводу о несоответствии его требованиям, предъявляемым СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных пунктов» - сбор и вывоз твердых бытовых отходов не организован. Контейнеры для сбора мусора и пищевых отходов отсутствуют. Пищевые отходы и бытовой мусор выбрасываются в овраг, расположенный на расстоянии 30 м от дома, СанПиН 2.2.2/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Для обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания, комиссией выработаны рекомендации и предложены конкретные меры.

Суды, при постановлении решения от 18.10.2010 г. и определения от 06.12.2011 г. не обязывали администрацию принять меры к обследованию межведомственной комиссией жилых помещений в спорном жилом доме на пригодность (непригодность) для постоянного проживания в связи с его нахождением в промышленной зоне.

Судом не установлено противоречий оспариваемых акта, заключения и постановления нормам федерального законодательства и судебным актам.

Кроме того, межведомственная комиссия после завершения капитального ремонта жилого дома, в силу требований Положений обязана продолжить процедуру оценки.

Также следует отметить, что в настоящее время исполнительные производства, возбужденные в отношении администрации Старооскольского городского округа на основании исполнительных листов, выданных на принудительное исполнение решение суда от 18.10.2010 г. окончены в связи с фактическим исполнением исполнительных документов, что подтверждается постановлениями от 06.06.2012 г.

Руководствуясь статьями 98, 100, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Каратеевой В.А., Каратеева В.Т., Кравченко Н.А., Мухиной Н.А., Мухина А.А. о признании не соответствующими действующему законодательству акта обследования помещения от *** г., заключения Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от *** г., постановления главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № *** от *** г. «О проведении капитального ремонта жилого дома по адресу: г. Старый Оскол, ***, ***, ***, ***, дом № *** признать необоснованным и отклонить.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись С.Ф. Сулим

-32300: transport error - HTTP status code was not 200