Дело № 2-1543/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июня 2012 год Старый Оскол Старооскольский городской суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи – Олейниковой Н.Б. при секретаре – Ярославцевой А.О. с участием помощника прокурора г. Старый Оскол и Старооскольского района Ярославцевой В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Старый Оскол и Старооскольского района действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Белстар-фарм» об обязании оборудовать пандусом вход в аптечный пункт УСТАНОВИЛ: В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в ЗАО «Белстар-фарм» было установлено отсутствие пандуса в аптечный пункт расположенный по адресу г. *** микро ***, д.***. Дело инициировано иском прокурора г. Старый Оскол и Старооскольского района, который просил обязать ЗАО «Белстар-фарм» оборудовать пандусом вход в аптечный пункт по адресу г. ***, микро***, д.***. Изучив материалы дела по представленным сторонам доказательствам, суд признает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. Человек, его права и свободы в соответствии с положениями ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью. В соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Указанные требования законодательства ЗАО «Белстар-фарм» были грубо нарушены и проигнорированы. Проведенной проверкой прокуратуры г. Старый Оскол и Старооскольского района установлено, что ЗАО «Белстар-фарм» зарегистрировано Администрацией г. *** и *** района ***года в качестве юридического лица, за основным государственным регистрационным номером ***, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до *** года, серия ***; постановлено на учет в Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по белгородской области *** года по месту его нахождения - г.***, микро ***, д.***, что подтверждается Свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, серия***. Из Устава ЗАО «Белстар-фрам» утвержденного внеочередным собранием акционеров (протокол № *** от ***г.) следует, что одними из видов деятельности организации является ***, в связи с чем аптечный пункт является объектом социальной инфраструктуры населения. Согласно Перечня дислокации аптек на территории Старооскольского городского округа по состоянию на *** года аптечный пункт № ***, общей (торговой) площадью *** кв.м. ЗАО «Белстар-фарм» расположен по адресу г. ***, микро ***, д.***, пандусом не оборудован, что подтверждается представленной прокурором фотографией по состоянию на *** года, в связи с чем отсутствуют условия для беспрепятственного доступа к указанному объекту инвалидов, определить круг которых не представляется возможным. Согласно ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет иск и поддерживает его в суде. В соответствии ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства существенным образом нарушают права и законные интересы инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), прокурор обращается в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами. В ходе подготовки дела к слушанию, представитель ответчика действующая на основании доверенности от 14 мая 2012 года сроком по 31.12.2012 года Копылова Н.И. заявленные требования признала, что выражено в ее письменном заявлении суду и приобщено к материалам дела. Поясняла, что отсутствие пандуса является следствием отсутствия финансирования на обустройство данного входа. Впоследствии, на подготовке дела к слушанию, поясняла что вход в аптечный пункт пандусом оборудован, однако документов подтверждающих сказанное, представлено не было. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с нормами закона, к объектам социальной инфраструктуры, подлежащими оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся в том числе, административные здания и сооружения, к числу которых относится и аптечный пункт ответчика, и должно быть доступно для пользования всеми гражданами, в том числе и инвалидами. Кроме того следует отметить, что по смыслу закона под объектами социальной инфраструктуры следует понимать объекты, предназначенные для оказания социальных услуг населению в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха, а также удовлетворения иных общественных потребностей. В соответствии с положениями статьи 1 ФЗ РФ № 181 от 24.11.1995 г. инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на защиту своих прав. Согласно п.п. 3.9, 3.13, 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильной группы населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. В соответствии с п. 3.18 СНиП 35-01-2001 пути движения маломобильных групп населения внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания. Согласно п.п. 3.28, 3.29, 3.30 СНиП 35-01-2001 ширина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м, а высота подъема ступеней не более 0,15 м. Уклоны лестниц должны быть не более 1:2. Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов не менее R120. Отсутствие пандуса с поручнями в здании аптечного пункта ответчика противоречит требованиям федерального законодательства, а именно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то есть является противозаконным, тем самым нарушаются права инвалидов по обеспечению реальной возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание. Поэтому суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, так как это будет соответствовать правам и интересам неопределенного круга граждан г. Старый Оскол и Старооскольского района, являющихся инвалидами. Данные лица по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы, в связи с чем следует обязать ЗАО «Белстар-фарм» оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в помещение здания аптечного пункта расположенного по адресу: г. ***, микро ***, д.***. Суд выносит данное решение в соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ, т.е. на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. В соответствии с требованиями ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.233 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора г. Старый Оскол и Старооскольского района действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Белстар-фарм» об обязании оборудовать пандусом вход в аптечный пункт признать обоснованным и удовлетворить. Обязать ЗАО «Белстар-фарм» оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу ведущую к входу в помещение здания аптечного пункта расположенного по адресу: г. ***, микро***, д***. Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. В дальнейшем вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев. Если стороны и другие участвующие в деле лица не используют право на обжалование судебного постановления в апелляционном порядке, то они не вправе подать кассационную жалобу, поскольку не исчерпали иные установленные гражданско-процессуальным законодательством способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу. Судья Н.Б. Олейникова