О признании незаконным ненормативного правового акта, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2012 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Базилевского И.Д.

при секретаре Лихушиной Ю.И.

с участием Загоруйко З.Ф., представителя истца Шабалиной Ф.П. (доверенность от *** года), поддержавшей заявленные требования,

в отсутствие *** городского прокурора и представителя ответчика администрации *** городского округа, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки не сообщивших,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению *** городского прокурора в интересах Шабалиной Ф.П. к администрации *** городского округа *** области о признании незаконным ненормативного правового акта, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Участник *** войны и инвалид *** группы по *** заболеванию Шабалина Ф.П., *** года рождения, не имеет своего жилища и временно пользуется квартирой, принадлежащей на праве собственности ее невестке.

*** года в администрацию ** городского округа (далее А*ГО) поступило заявление Шабалиной Ф.П. о постановке ее на жилищный учет.

Постановлением главы А*ГО от *** года №*** было отказано Шабалиной Ф.П., состав семьи-*** человек, в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Дело инициировано заявлением *** городского прокурора в интересах Шабалиной Ф.П. Он просит суд признать незаконным постановление главы А*ГО от *** года №*** «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» и обязать ответчика принять Шабалину Ф.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

А*ГО не воспользовалась право подачи письменного отзыва на иск.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования *** городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В пункте первом ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» признано за каждым человеком "право на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий в себя достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни".

Закрепленное в ст.40 Конституции РФ право на жилище означает не только право каждого иметь жилище, но и гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем.

По общему правилу, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях преследует цель обеспечить реализацию прав граждан на удовлетворение их потребности в жилье путем улучшения жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон о ветеранах), исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме.

Прокурором представлены суду убедительные и достаточные доказательства, бесспорно подтверждающие факт нарушения А*ГО требований закона, а также прав и охраняемых законом интересов Шабалиной Ф.П. в связи с незаконным отказом в постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 9 января 2010 г. N 30) подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны и участники Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону о ветеранах.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона о ветеранах участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по правилам ст. 52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Совета депутатов *** городского округа *** обл. от *** N *** "Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в *** городском округе" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере *** кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.

Из удостоверения серии *** №*** от *** года, справки отдела военного комиссариата *** области по г. *** и ***району от *** года №***, справки серии ***№*** от *** года усматривается, что Шабалина Ф.П. имеет статус участника *** войны. Ей установлена инвалидность *** группы по *** заболеванию ***.

*** года Шабалина Ф.П. обратилась в А*ГО по вопросу признания ее нуждающейся в жилом помещении и представила все необходимые документы.

*** года главой А*ГО издано постановление №*** «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Пункт первый данного ненормативного правового акта содержит отказ Шабалиной Ф.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст.53 ЖК РФ).

По правилам п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 года N 1543-0-0 изложена правовая позиция о том, что по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение от 19.04.2007 года N 258-0-0).

В постановлении №*** от *** года ответчик не конкретизировал, какие именно умышленные действия менее *** лет назад совершила лично Шабалина Ф.П. с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем.

Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ А*ГО не представила суду доказательства, свидетельствующие о фактах совершения Шабалиной Ф.П. упомянутых действий.

Справка №*** от *** года, выданная МУП «Р.», свидетельствует о том, что Шабалина Ф.П. с *** года и по настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью *** кв. м., находящейся по адресу: г. ***, м-н ***, д.***, кв.***.

Собственником названной квартиры является Загоруйко З.Ф., невестка Шабалиной Ф.П.

В данном жилом помещении, помимо Шабалиной Ф.П., зарегистрировано еще 4 человека: Загоруйко З.Ф., А., А., А.

Таким образом, на каждого жильца квартиры *** дома *** м-на *** г. *** приходится по *** кв. м. общей площади жилья, что меньше установленной учетной нормы.

Шабалиной Ф.П. пользуется квартирой Загоруйко З.Ф. на основании заключенного между ними *** года договора найма жилого помещения, находящегося в собственности граждан. Срок найма жилого помещения по этому договору истекает *** года.

Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

Никем не оспаривается, что в период с *** года по *** года Шабалина Ф.П. действительно проживала и была зарегистрирована в доме, общей площадью ***кв. м., принадлежащем на праве собственности ее сыну З. и расположенном по адресу: *** район, с. ***, ул. ***, ***. Поскольку в этом доме имели регистрацию только Шабалина Ф.П. и З., на них приходилось по *** кв. м. общей площади жилья.

Вместе с тем, из полученных прокурором объяснений Шабалиной Ф.П. следует, что она вынужденно покинула дом З., который находится в *** местности и в нем отсутствуют туалет, горячее водоснабжение, канализация, ванная комната, т.е. такие удобства, которые жизненно необходимы ей по состоянию здоровья и возрасту. Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании Загоруйко З.Ф., представитель Шабалиной Ф.П. Согласно паспорту обследования жилищных условий граждан, меры социальной поддержки которым установлены ст. ст. 14-19,21 Федерального закона «О ветеранах» (выдан управлением *** сельской территории по состоянию на **** года), дом по адресу: *** район, с. ***, ул. ***, *** построен в ***году и ему требуется капитальный ремонт. Объективных данных, свидетельствующих об обратном, нет.

Правовая оценка доводов заявителя в судебном решении является обязательным условием справедливого судебного разбирательства (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В порядке ч.1 ст. 68 ГПК РФ объяснения Шабалиной Ф.П. об известных ей обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Полученные от Шабалиной Ф.П. и ее представителя Загоруйко З.Ф. объяснения не опровергнуты ответчиком и не противоречат собранным по делу доказательствам.

Действующим законодательством предусмотрено, что лица, достигшие возраста 80 лет, являются нетрудоспособными гражданами, в связи с чем они автоматически относятся к категории граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Изложенное выше означает, что ***- летнего инвалида *** группы Шабалину Ф.П. надлежит считать нуждающейся в постоянном постороннем уходе. Кроме всего прочего для этого требуется, чтобы у такого лица было в наличии свое благоустроенное жилое помещение.

В рассматриваемом случае суд не находит доказанным со стороны А*ГО, что какими-либо недобросовестными действиями Шабалина Ф.П. ухудшила жилищные условия своей семьи до такого состояния, которое требует принятия ее на квартирный учет.

Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Исходя из ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции ООН о защите прав человека и основных свобод, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить гражданам осуществление прав и судебную защиту, которая должна быть оправданной, полной и эффективной.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 2, 18 Конституции РФ) предполагает безусловную обязанность суда исследовать и оценивать все возможные варианты их защиты.

Представленные *** городским прокурором доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основания своих требований.

В рассматриваемом случае суд полагает, что отказ А*ГО в признании Шабалиной Ф.П. нуждающимся в жилом помещении является незаконным и нарушает его права.

По правилам ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

При таком положении постановление главы А*ГО №*** от *** года подлежит признанию судом недействительным как документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы истца, влекущий для него неблагоприятные юридические последствия.

Признание недействительным указанного ненормативного правового акта порождает необходимость принятия судом принудительных мер к восстановлению нарушенных прав Шабалиной Ф.П. путем возложения на А*ГО обязанности принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Выбранный прокурором способ защиты гражданских прав потерпевшего в рамках, регулируемых ст. 12 ГК РФ, в полной мере соответствует содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

По смыслу действующего законодательства (ст.9 ГК РФ) лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий уклонения от состязательности (непредставление доказательств, неявка в судебное заседание), поскольку это может повлечь принятие решения только по доказательствам, представленным другими лицами.

Ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по настоящему делу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление *** городского прокурора в интересах Шабалиной Ф.П. к администрации *** городского округа *** области о признании незаконным ненормативного правового акта, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать обоснованным.

Признать незаконным постановление главы администрации *** городского округа от *** года №*** «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Обязать администрацию *** городского округа принять Шабалину Ф.П., состав семьи-*** человек, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Старооскольский городской суд в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда.

Судья И.Д. Базилевский

-32300: transport error - HTTP status code was not 200