Дело №2-2647/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 сентября 2012 года г. Старый Оскол Старооскольский городской суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Зайцевой Ю.М., с участием истца Чумак-Жунь О.Н., её представителя – Лифинцева С.М. (доверенность от *** года сроком на *** года), представителя ответчика - администрации Старооскольского городского округа Белгородской области – Сидельниковой А.Н. (доверенность №*** от *** года, сроком на ***год), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чумак-Жунь О.Н. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности предоставить жилую площадь по договору социального найма вне очереди, У С Т А Н О В И Л: Чумак-Жунь О.Н. с *** года была поставлена на квартирный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очередь №***. *** года снята с учета в связи с выездом на постоянное место жительства в другую область. Дело инициировано иском Чумак-Жунь ОН., которая просила обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области в лице Департамента жилищной политики администрации Старооскольского городского округа предоставить ей, с учетом членов её семьи жилую площадь по договору социального найма вне очереди, не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании истец Чумак-Жунь О.Н., её представитель Лифинцев С.М. заявленные требования поддержали, пояснив, что непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, влечет нарушение её прав и законных интересов. Представитель ответчика – администрации Старооскольского городского округа Белгородской области – Сидельникова А.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что *** года истец переехала в связи с регистрацией брака из г. Старый Оскол в с. *** ***района ***области на постоянное место жительства, что является основанием для снятия её с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также Чумак-Жунь О.Н. на сегодняшний день *** лет и она не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, не имеет право быть обеспеченной жильем вне очереди. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Заявителем представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие обоснованность её требований. Решением *** районного суда ***области от *** года истца была отобрана у своих родителей и передана на попечение органу опеки и попечительства. Как следует, из ответа государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Н» №*** от *** года, с *** года Чумак-Жунь (на тот момент Романенко) О.Н. являлась воспитанницей ***детского дома и находилась на полном государственном обеспечении. *** года истица выбыла в г. Старый Оскол *** Согласно справке ГОУ СПО «С» №*** от ***года, выданной на имя Романенко О.Н., с *** года по *** года она проживала и была зарегистрирована по адресу: ***, общежитие. Во время учебы – *** года, истец общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области составом семьи *** человек была поставлена на квартирный учет, *** по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что соответствует требованиям ст. 57 ЖК РФ и п.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». *** года она вступила в зарегистрированный брак с Ч.М. (свидетельство о браке серии *** от *** года). Согласно протоколу от *** года №*** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Старый Оскол и Старооскольского района, решено снять с квартирного учета (исключить из списков очередности) Романенко О.Н. в связи с выбытием на другое постоянное место жительства (как указано в протоколе – Романенко О.Н. выбыла на постоянное место жительства в другую область). Суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что смена ею места жительства была вынужденной, поскольку после окончания учебы *** года её выписали из общежития, не предоставив никакой другой жилой площади, о чем свидетельствует справка С. от *** года и копии поквартирной карточки. Копией паспорта заявителя и справкой главы администрации ***сельского поселения №*** от *** года подтверждаются её доводы о том, что Чумак-Жунь О.Н. зарегистрирована в доме родителей её мужа по адресу: ***, а фактически она с *** года проживает с мужем в г. ***. Снятие истца с квартирного учета (исключение из списков очередности) на основании протокола №*** от *** года заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Старый Оскол в связи с выбытием на другое постоянное место жительства, суд признает незаконным, поскольку доказательства, свидетельствующие о том, что она выбыла в другую область, как указано в протоколе, в материалах архивного дела отсутствуют. Тот факт, что с *** года она была зарегистрирована в с. *** *** области, само по себе не может свидетельствовать о том, что Чумак-Жунь О.Н. переехала туда на постоянное место жительства, учитывая сведения, содержащиеся в справке главы администрации ***сельского поселения. Кроме того, суд признает обоснованными доводы заявителя о ом, что после того, как после окончания учебы в С. №***, она была снята с регистрационного учета и не обеспечена жильем, вынуждена была зарегистрироваться по месту жительства родителей своего мужа в с. ***, поскольку возможности прописаться в ином месте не имела. Необходимость проживания в настоящее время в г.*** истец обосновывает наличием возможности снимать за небольшую плату жилье у родственников мужа по адресу: г. ***. В другую область на постоянное место жительств она никогда не выезжала. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты. При этом, Чумак-Жунь О.Н., как следует из данных её паспорта, впервые в с. *** она была зарегистрирована *** года и дважды в *** году и *** году была снята с регистрационного учета по данному адресу, что также не свидетельствует о постоянном характере для неё данного места жительства. Таким образом, п. 15 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Старый Оскол и Старооскольском районе», утвержденных постановлением главы администрации города Старый Оскол и Старооскольского района от 24.03.1994 года №475, ст. 32 ЖК РСФСР действующими в соответствующий период, ответчиком применены незаконно при исключении истца из списков очередности, так как доказательств выбытия её в другую область или иной населенный пункт на постоянное место жительства в суд не представлено. Со стороны органа местного самоуправления в отношении Чумак-Жунь О.Н. было допущено формальное и поверхностное рассмотрение вопроса об обеспечении жильем как ребенка-сироту. Для постановки на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу п.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» достаточно наличия соответствующего статуса. Чумак-Жунь О.Н. не должна была самостоятельно определять очередь, в которой она может состоять на учете. Все необходимые документы для предоставления ей жилья вне очереди как сироте имелись. Однако, по формальным причинам, без надлежащего исследования и анализа предоставленных документов, осуществления дополнительных запросов с целью устранения сомнений и установления фактических обстоятельств, органы местного самоуправления допустили нарушение права Чумак-Жунь О.Н., имеющей статус ребенка-сироты, на получение жилья вне очереди. Кроме того, как следует из ответа жилищного управления администрации Старооскольского городского округа №*** от *** года, Управления социальной защиты населения Белгородской области №*** от *** года, Старооскольской городской прокуратуры №*** от ***года, истец в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих на жилищном учете при администрации Старооскольского городского округа Белгородской области не значится и не значилось, то есть архивное дело в отношении заявителя на момент её обращения найдено не было, и направленные в её адрес ответы содержали недостоверную информацию. Доказательств, свидетельствующих о том, что Чумак-Жунь О.Н. была своевременно извещена о снятии её с квартирного учета, ответчиком в суд не представлено. Как следует из объяснений заявителя, о данном факте и существовании протокола №*** она узнала лишь в судебном заседании. Таким образом, истец была лишена возможности воспользоваться своим правом на получение жилья в ином населенном пункте по месту фактического проживания. Соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет приоритетное значение, поскольку лица данной категории по достижении 18 лет по окончании учебного заведения, не имея места для проживания, оказываются фактически на улице, что противоречит принципам, закрепленным в Конституции РФ, а также Конвенции о правах ребенка, которая обязывает подписавшие её государства обеспечивать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции, признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Чумак-Жунь О.Н. и её супруг Ч.А. не имеют на праве собственности жилого помещения, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от *** года №***, от ***года №*** Жилой дом №*** на пр-те *** в г. ***, в котором истец с семьей проживает в настоящее время, принадлежат на праве собственности Б.Т. (свидетельство о государственной регистрации права серии ***). Истец представила суду относимые, допустимые доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований. В соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР и ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», заявитель, являясь сиротой, не имея закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении профессионального образования, должна была быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные гарантии по предоставлению жилья указанным детям, являются расходными обязательствами субъектов РФ (ст. 5 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В силу п.3 ст. 49 ЖК РФ, ст. 4 Закона Белгородской области от 25.01.2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» органы местного самоуправления городского округа наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции РФ). Органы государственной власти Белгородской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий предоставляют органам местного самоуправления необходимые для осуществления переданных полномочий финансовые средства и материальные ресурсы (ст. 6 Закона Белгородской области от 25.01.2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области»). Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций, образуемого в областном бюджете (ст. 7 Закона Белгородской области от 25.01.2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области»). Следовательно, вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют общегосударственное и местное значение, а потому, должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Отсутствие или недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Чумак-Жунь О.Н. состоит в зарегистрированном браке с Ч.А. и имеет несовершеннолетнего ребенка - Ч.М., *** года рождения (свидетельство о рождении ** года ***), которые входят в состав ее семьи и должны учитываться при предоставлении ей жилья (ст. 20 ГК РФ, ст. 9 "Конвенция о правах ребенка", пп.2 ч.2 ч.5 ст. 57 ЖК РФ, п.1 ч.2 ст. Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Позиция представителя ответчика о том, что на сегодняшний день Чумак-Жунь О.Н. ***лет и она не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, не имеет права быть обеспеченной жильем вне очереди, также не обоснована. В силу ст. 3 Закона Белгородской области от 25.01.2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения ими жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14 лет и до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - с момента возникновения оснований и до 23 лет. Чумак-Жунь О.Н. поставлена на учет нуждающейся в жилом помещении с *** года и до настоящего времени предоставленным ей по закону правом не имела возможности воспользоваться по вине ответчика, незаконно снявшего её с квартирного учета. На основании вышеизложенного, право Чумак-Жунь О.Н. на получение жилья вне очереди должно быть восстановлено путем возложения на ответчика обязанности по предоставлению ей жилого помещения на состав семьи не ниже установленных социальных норм – в соответствии с п.2 ст. 37 ЖК РСФСР, п.2 ч.2, ч.5 ст. 57 ЖК РФ, п.1 ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ссылки ответчика о пропуске заявителем срока исковой давности необоснованны. Учитывая, что, как следует из материалов дела, администрация Старооскольского городского округа направляла в адрес Чумак-Жунь О.Н. письма с указанием недостоверной информации о том, что на квартирном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, она никогда не состояла; отсутствие документов, свидетельствующих о направлении в её адрес в соответствии с требованиями ч.3 ст. 32 ЖК РСФСР письменного уведомления о снятии с учета; доводы истца о неполучении её достоверной информации о дате и причинах снятия её с квартирного учета, оснований для отказа Чумак-Жунь О.Н. в иске в связи с пропуском срока исковой давности суд не усматривает. Ответчик не опроверг ссылки заявителя о том, что о снятии её с учета в связи с переездом на постоянное место жительства в другую область, она узнала лишь после обращения в суд в иском. В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ, взысканию с ответчика в пользу Чумак-Жунь О.Н. подлежат расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Чумак-Жунь О.Н. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности предоставить жилую площадь по договору социального найма вне очереди, признать обоснованным. Обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области предоставить Чумак-Жунь О.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, не ниже установленных социальных норм, на состав её семьи из трех человек: Чумак-Жунь О.Н., супруга – Ч.А. и несовершеннолетнего ребенка – Ч.М., *** года рождения. Взыскать с администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в пользу Чумак-Жунь О.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Старооскольский городской суд в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда. Судья подпись Ю.М. Зайцева
при секретаре судебного заседания Богдановой Е.А.,