РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2011 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Базилевского И.Д.
при секретаре Дубровиной М.В.
с участием Давыдовой Ю.А., представителя заявительницы Сторожевой Е.П. (доверенность от ******* года), поддержавшей предъявленные требования; Маняхиной Ю.В., представителя ответчика- администрации ******* городского округа (доверенность от ******* года №*******), не признавшей требований заявительницы,
в отсутствие истца Сторожевой Е.П., надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства, просившей рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить иск,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сторожевой Е.П. о признании незаконным, необоснованным, отмене ненормативного правового акта администрации ******* городского округа ******* области в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении
УСТАНОВИЛ:
Сторожева Е.П., ******* года рождения, будучи вдовой участника Великой Отечественной войны С., не имеет своего жилища.
******* года она обратилась в администрацию ******* городского округа с заявлением, в котором высказала просьбу о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы администрации ******* городского округа от ******* года №******* отказано в принятии Сторожевой Е.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По мнению Сторожевой Е.П., данным ненормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушены требования закона и ее жилищные права.
Дело инициировано иском Сторожевой Е.П. Она просит суд признать незаконным, необоснованным, отменить упомянутое выше постановление главы администрации ******* городского округа в части, затрагивающей ее права и охраняемые законом интересы.
Возражения администрация ******* городского округа на иск Сторожевой Е.П. мотивированы тем, что последняя намеренно ухудшила свои жилищные условия путем перерегистрации из квартиры, в которой была обеспечена жильем по учетной норме, в квартиру, где приобрела возможность быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Исследовав материалы дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Сторожевой Е.П. обоснованными.
В пункте первом ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» признано за каждым человеком "право на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий в себя достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни".
Закрепленное в ст.40 Конституции РФ право на жилище означает не только право каждого иметь жилище, но и гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем.
Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях преследует цель обеспечить реализацию прав граждан на удовлетворение их потребности в жилье путем улучшения жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сторожевой Е.П. представлены суду убедительные и достаточные доказательства, бесспорно подтверждающие факт нарушения администрацией ******* городского округа требований закона, а также прав и охраняемых законом интересов заявительницы в связи с незаконным отказом в постановке ее на учет нуждающейся в жилом помещении.
Согласно свидетельству о заключении брака ******* №******* от ******* года, свидетельству о смерти ******* №******* от ******* года и справке №******* от ******* года, выданной военным комиссариатом ******* области, Сторожева Е.П. является женой умершего ветерана Великой Отечественной войны С., умершего ******* года.
Как усматривается из удостоверения серии ******* №******* от ******* года, заявительница имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих, а именно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
С ******* года и по настоящее время Сторожева Е.П. состоит на регистрационном учете и постоянно проживает в ***комнатной квартире №******* дома №******* м-на ******* г. ******* ******* области. Там же зарегистрированы ее дочь Б. и внук Б., а также С. и С. (родственные отношения с заявительницей отсутствуют), что видно из справки МУП «Р.» №******* от ******* года, выписки из лицевого счета квартиросъемщика от ******* года, поквартирной карточки на указанное жилое помещение.
Данная приватизированная квартира, общей площадью ******* кв. м., принадлежит в равных долях на праве собственности Б., Б., С., С., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии ******* №******* и серии ******* №******* от ******* года, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № *******, № *******, №*******, №******* от ******* года.
До этого заявительница проживала и была зарегистрирована по адресу: ******* область, г. *******, м-н *******, кв-л *******, дом *******, кв. *******, общей площадью ******* кв. м., о чем свидетельствуют справки МУП «Р.» №******* и № ******* от ******* года.
Никем не оспаривается, что данная квартира является собственностью К. и Б., которые там зарегистрированы и проживают вместе с К.
По причине обеспеченности С. жилплощадью менее установленной (******* кв. м.) в занимаемой ею квартире №******* дома №******* м-на ******* в г. *******, заявительница обратилась в администрацию ******* городского округа по вопросу признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на квартирный учет.
Однако, на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ Сторожевой Е.П. было отказано в принятии ее на такой учет (постановление главы администрации ******* городского округа от ******* года №*******).
Заинтересованное лицо направило заявительнице письмо №******* от ******* года, из которого следует, что последняя ухудшила свои жилищные условия, так изменила свою регистрацию с квартиры, в которой была обеспечена жильем по учетной норме, на квартиру, где площадь, приходящаяся на каждого жильца, составляет менее ******* кв. м.
В силу п.п. 1-3 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года N 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" (п.1 Указа). Правительству РФ в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в п.1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра, предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом, обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.
К мерам социальной поддержки инвалидов войны п. 4 ч.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» относит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01.03. 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке (ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
То обстоятельство, что Сторожева Е.П. обратилась в администрацию ******* городского округа с заявлением о постановке ее на жилищный учет после ******* года не может служить поводом для ущемления прав заявительницы.
Заинтересованным лицом не опровергнуты доводы заявительницы о том, что после прибытия в г. ******* из с. ******* в ******* года она фактически вселилась в квартиру №******* дома №******* м-на ******* г. ******* и больше место своего жительства не меняла. По причине конфликта между жильцами этой квартиры зарегистрировать ее в данное жилое помещение не представилось возможным. Поэтому регистрация Сторожевой Е.П. была вынужденно произведена в квартире по адресу: ******* область, г. *******, м-н *******, кв-л *******, дом *******, кв. *******, куда заявительница никогда не вселялась и там не проживала. После того, как конфликт был исчерпан, она получила возможность зарегистрироваться по месту своего реального проживания, что и сделала ******* года.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По правилам п.2 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Из показаний свидетелей С. и Т. следует, что Сторожева Е.П. с момента приезда в г. ******* и по настоящее время проживает в квартире №******* дома №******* м-на *******, где сначала не смогла зарегистрироваться по независящим от нее обстоятельствам. Только после устранения таких обстоятельств заявительница зарегистрировалась по месту ее действительного проживания и до сих пор сохраняет указанную регистрацию.
Сомневаться в правдивости показаний С. и Т. у суда не имеется оснований, так как эти лица предупреждались об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 УК РФ, юридическая заинтересованность в исходе настоящего дела лично у них отсутствует, сообщенная названными свидетелями информация, после определения ее места в системе других сведений по делу, представляется суду последовательной и не противоречивой.
Суд не располагает доказательствами того, что в соответствии с волеизъявлением К. и Б., достигнутого со Сторожевой Е.П. соглашения у заявительницы возникло право проживания в квартире по месту ее предыдущей регистрации в качестве члена семьи ее собственников или по иным основаниям, предусмотренным законом.
Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ.
Суд отмечает, что сама по себе регистрация граждан по месту жительства носит лишь уведомительный характер, а потому не порождает и не отменяет каких-либо жилищных прав.
Таким образом, регистрация Сторожевой Е.П. в кв. *******, д. *******, к-ла ******* м-на ******* г. ******* не означает, что вследствие этого акта административного характера она автоматически приобрела право пользования указанным жилищем без соблюдения процедуры вселения и вступления в договорные отношения найма (аренды) жилья с его собственниками.
Заинтересованное лицо не представило суду доказательства вселения Р. в указанную квартиру в качестве члена семьи А. и приобретения равного с ней права пользования этим жилищем.
Органом местного самоуправления не оспорены утверждения заявительницы о том, что за ней не было и сейчас не зарегистрировано на праве собственности жилья по месту постоянного жительства.
По мнению суда, без учета данных обстоятельств администрация ******* городского округа неправомерно отказала в удовлетворении заявления Сторожевой Е.П.
Справкой ГУП «Р.» №******* от ******* года подтверждается, что Сторожева Е.П. в г. ******* собственного дома или части дома, приватизированной квартиры не имеет, в приватизации не участвовала.
Представленные Сторожевой Е.П. доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства заявительницы, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Суд находит доказанным, что администрацией ******* городского округа не были соблюдены требования закона и допущено нарушение прав Сторожевой Е.П. в связи с отказом в постановке заявительницы на учет нуждающейся в жилом помещении.
По общему правилу заинтересованное лицо должно доказать законность своих действий, оспоренных заявительницей, чего не было сделано.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление Сторожевой Е.П. подлежит удовлетворению.
В силу действующего законодательства (ст.9 ГК РФ) лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий уклонения от состязательности (непредставление доказательств, неявка в судебное заседание), поскольку это может повлечь принятие решения только по доказательствам, представленным другими лицами.
Администрация ******* городского округа не привела ни одного факта и не представила ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по настоящему делу.
Исходя из ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции ООН о защите прав и основных свобод, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить гражданам осуществление прав и судебную защиту, которая должна быть оправданной, полной и эффективной.
По правилам ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Сторожевой Е.П. о признании незаконным, необоснованным, отмене ненормативного правового акта администрации ******* округа ******* области в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении признать обоснованным.
Признать недействительным постановление главы администрации ******* городского округа от ******* года №******* в части отказа в принятии Сторожевой Е.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Старооскольский городской суд.
Судья И.Д. Базилевский