Дело №2-2557/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 октября 2012 года г. Старый Оскол Старооскольский городской суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Зайцевой Ю.М., при секретаре судебного заседания Ярославцевой А.О., с участием истца Исраелян С.К., его представителя адвоката Панюшова А.В. (удостоверение №*** от *** года, ордер №*** от *** года), представителя ответчика – администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Седельниковой А.Н. (доверенность от *** года №*** сроком на ***год), представителя третьего лица – Военного комиссариата Белгородской области Куликовой Е.И. (доверенность от *** года №*** сроком на ***год), в отсутствие представителя ответчика – Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исраелян С.К. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности поставить на учет граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, с *** года, к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о возложении обязанности внести в сводные списки граждан, уволенных с военной службы в запас, У С Т А Н О В И Л: С ***года Исраелян С.К. проходил военную службу и в *** году был уволен по достижении предельного возраста и вышел на пенсию. В *** году он переехал на постоянное место жительства в г. Старый Оскол Белгородской области. *** года заявитель поставлен на учет нуждающихся в получении жилья на общих основаниях в жилищном отделе администрации Старооскольского городского округа. Дело инициировано иском Исраелян С.К., просившего, с учетом изменения предмета иска, обязать жилищный отдел администрации Старооскольского городского округа поставить его на учет граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства с *** года; обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области внести его в сводные списки граждан, уволенных с военной службы в запас, В обоснование требований сослался на то, что ***года на основании его заявления, написанного на имя военного комиссара г. Старый Оскол и района, его поставили на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства и предложили предоставить документы для получения жилья. Оставшиеся документы он собрал в ***году, с ними его направили из отдела военного комиссариата в администрацию Старооскольского городского округа, где на основании вновь написанного им заявления он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья в общую очередь. В судебном заседании истец Исраелян С.К. и его представитель адвокат Панюшов А.В. иск поддержали. Истец в объяснениях пояснил, что в ***году он написал заявления о постановке на учет на имя военного комиссара г. Старый Оскол и района, а также в Белгородский военный комиссариат, однако ему предложили предоставить дополнительно справку о том, что он сдал жилье в ***, где проходил военную службу. О том, что он был поставлен на учет, ему никто не сообщал. В *** году после обращения в отдел военного комиссариата г. Старый Оскол он узнал о том, что на учет его не поставили в связи с отсутствием удостоверения, дающего право на получение льгот. Указанное удостоверение он получил только *** года. Представитель ответчика – администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Седельникова А.Н. иск не признала. Пояснила суду, что никаких сведений о постановке Исраелян С.К. на учет нуждающихся в получении жилья в ***году, в администрации Старооскольского городского округа нет. Как следует из представленных истцом документов, постоянным местом жительства при увольнении с военной службы он избрал г. ***. Поскольку заявителем при постановке на жилищный учет не был соблюден порядок, предусмотренный Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, отсутствуют основания считать, что Исраелян С.К. не воспользовался правом на получение жилья в избранном месте жительства в г. *** Представитель третьего лица – военного комиссариата Белгородской области Куликова Е.И. иск не признала. Пояснила суду, что с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья Исраелян С.К. в отдел военного комиссариата г. Старый Оскол никогда не обращался. После *** года прием документов для постановки на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, отдел военного комиссариата по г. Старый Оскол, не ведет. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Исраелян С.К. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Истцом не представлено суду убедительных и достаточных доказательств, подтверждающих законность заявленных им требований. Согласно послужному списку, Исраелян С.К. состоял на военной службе начиная с *** года. Приказом Министерства обороны *** от *** года №***, истец уволен в запас на основании п.53 «а» Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС РФ - по достижению предельного возраста, и отправлен на учет в республиканский военкомат. В соответствии с приказом от *** года №***, он исключен из списков личного состава части и уволен в запас, направлен на учет в *** РВК. Согласно военному билету ***, выданному на имя Исраелян С.К., на воинский учет после увольнения в запас он был поставлен *** РВК *** года, откуда с учета не снимался, и *** года был принят на воинский учет отделом военного комиссариата по г. Старый Оскол Белгородской области. Как установлено судом из объяснений сторон и представителя третьего лица, а также сообщений Военного комиссариата Белгородской области по г. Старый Оскол и Старооскольскому району от *** года №*** и от ***года №***, в списках жилищного отдела администрации Старооскольского городского округа военнослужащих, уволенных в запас и состоящих на квартирном учете Исраелян С.К. не значится. Доказательств, достоверно свидетельствующих о его обращении в ОВК по г. Старый Оскол в *** году с заявлением о постановке на указанный учет, им не представлено. Копия представленного им в суд заявления от *** года на имя военного комиссара по г. Старый Оскол и Старооскольскому району не может быть признана допустимым доказательством, поскольку не заверена надлежащим образом, отметки о принятии данного заявления отделом военного комиссариата или органом местного самоуправления, отсутствуют. Кроме того, указанное заявление написано на имя ненадлежащего лица, поскольку в *** году военный комиссариат не обладал полномочиями по включению нуждающихся уволенных в запас военнослужащих в списки нуждающихся в получении жилья (данные заявления подавались на имя главы местного самоуправления г. Старый Оскол и района); наименование должности лица, на имя которого написано заявление, согласно директиве генерального штаба №*** от *** года, было иным. Исраелян С.К. в судебном заседании признал тот факт, что в *** году им не был собран пакет документов, необходимых для постановки на квартирный учет. В частности, удостоверение о наличии у него прав и льгот, предоставляемых на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах», необходимое для постановки на квартирный учет как военнослужащего в запасе, было им получено только *** года. Таким образом, изложенные в исковом заявлении доводы заявителя о постановке его на учет в *** году, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Как следует из материалов учетного дела в отношении Исраелян С.К., в администрацию Старооскольского городского округа он обратился *** года с заявлением о внесении на рассмотрение жилищной комиссии о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, для дальнейшего приобретения жилого помещения по договору социального найма, и предоставил пакет документов, необходимый для постановки его на учет среди семей, в установленном порядке признанных нуждающимися в жилом помещении и малоимущими. В связи с этим, согласно извещению жилищного управления администрации Старооскольского городского округа от *** года №***, он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. *** года Исраелян С.К. обратился в администрацию Старооскольского городского округа с заявлением о включении его в число граждан, имеющих право на получение денежных средств на приобретение жилого помещения. Письмом от *** года ему было отказано во включении в списки граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно п. 2.1 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В силу п.п. «а» п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054 (далее – Правила), Исраелян С.К. может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета как проходивший военную службу в вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенный с военной службы в запас, прибывший и вставший на воинский учет по избранному постоянному месту жительства до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющий общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенный по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Как следует из объяснений истца, он не воспользовался правом, предоставленным ему п.13 Правил и не подал рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в г. Старый Оскол с приложением необходимых документов. Кроме того, в нарушение п.17 Правил, при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы заявитель не подал рапорт по команде о подтверждении избранного им постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий с приложением необходимых документов. Тем более что первоначально, в соответствии с. 7 Правил, избранным постоянным местом жительства истца являлся г. ***, куда он был направлен для постановки на учет приказом командира воинской части от *** года №***. Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права у истца служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выданное областным военным комиссариатом. По требованию заявителя, копия указанного удостоверения была ему выдана по требованию только *** года (п.8 Правил). Указанные в вышеизложенных пунктах Правил документы, как подтвердила в судебном заседании представитель Военного комиссариата Белгородской области Куликова Е.И., истец мог представить в отдел военного комиссариата по избранному месту жительства самостоятельно. Затем, в соответствии с п. 19 Правил, после проверки наличия всех необходимых документов и их подлинности, они должны были быть направлены в орган местного самоуправления для решения вопроса о постановке лица на квартирный учет. Таким образом, истцом не соблюдены предусмотренные Правилами порядок и сроки постановки на учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, его доводы о постановке на учет в *** году, не соответствуют действительности. В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище". Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Полностью согласуются с приведенной нормой Жилищного кодекса РФ, устанавливающей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, положения п.п. «а», «и» п. 7 Правил, которые к основаниям признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий относят и отсутствие жилой площади и избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. Таким образом, сам по себе факт несоблюдения предусмотренного законом порядка обращения с заявлением о постановке на учет граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, а также несвоевременное обращение не свидетельствуют о том, что заявитель утратил право на получение жилья на льготных основаниях как военнослужащий и постановку на учет с момента обращения. Однако, учитывая, что до настоящего времени с заявлением на имя главы администрации Старооскольского городского округа о постановке на учет граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства с приложением необходимого (предусмотренного Правилами) пакета документов Исраелян С.К. ни к ответчику, ни в отдел военного комиссариата Белгородской области, не обратился, не представил доказательств, свидетельствующих о том, что правом на получение жилья по месту первоначально избранного места жительства в г. *** он не воспользовался, отсутствуют основания считать, что ответчиками нарушено его право на обеспечение жильем на льготных основаниях. В силу п. 19 Правил, обязанность проверить наличие и подлинность всех представленных для постановки на учет документов возложена на военные комиссариаты. Письмо администрации Старооскольского городского округа от *** года, которым истцу отказано во включении в списки граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы нельзя расценивать как отказ в постановке на квартирный учет на льготных основаниях, поскольку, в связи с непредставлением предусмотренных Правилами необходимых документов и неточным изложением требований в поданном в орган местного самоуправления заявлении, администрация Старооскольского городского округа не имела возможности принять решение о включении Исраелян С.К. в списки нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Кроме того, данное письмо не соответствует требуемой законом форме и не может считаться решением, принятым органом местного самоуправления об отказе в постановке на учет. В настоящее время заявитель не лишен возможности реализовать вышеуказанное право путем обращения в администрацию Старооскольского городского округа с заявлением и необходимым пакетом документов для постановки на учет, а в случае несогласия с принятым решением – обжаловать его в суд. Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Исраелян С.К. требований. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Исраелян С.К. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности поставить на учет граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, с*** года, к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о возложении обязанности внести в сводные списки граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, отклонить. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд. Судья подпись Ю.М. Зайцева
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.