решение п гражданскому делу по иску о понуждении к исполнению обязательства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старый Оскол Дата обезличена года

Старооскольский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Черкашина А.В.,

при секретаре Черезовой М.Г.,

с участием истца Беляева О.В.,

представителя истца Григорьева В.Э.,

представителей ответчика ОАО «Стойленский ГОК» Мисник М.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2010 года №26/6.01-43 сроком на три года и Селезневой Ю.Г., действующей на основании доверенности от 01.09.2010 года №26/6.01-64 сроком на три года,

представителя ответчика Администрации Старооскольского городского округа Красовой В.В., действующей на основании доверенности №1/3-2987 от 07.11.2008 года сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева Олега Викторовича к ОАО «Стойленский ГОК» и Администрации Старооскольского городского округа о понуждении к исполнению обязательства,

УСТАНОВИЛ:

Дата обезличена года Постановлением Главы города Старый Оскол и Старооскольского района истцу были предоставлены земельный участок площадью ... га бесплатно в собственность, земельный участок площадью ... га в аренду на 10 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Указанные земельные участки расположены в непосредственной близости с хвостовым хозяйством ОАО «Стойленский ГОК», которое в 1999 году начало производить работы по устройству водоема вблизи участка истца. В связи с этим, уровень грунтовых вод поднялся, и земли Беляева О.В. были затоплены водой. Дата обезличена года ОАО «Стойленский ГОК» и Беляев О.В. заключили соглашение, согласно которому ОАО «Стойленский ГОК» после оформления и регистрации права собственности на земельный участок площадью ... кв.м., обязуется заключить с истцом договор мены, по которому истец обязуется передать ответчику затопленный земельный участок площадью ... кв.м., а ответчик передает в собственность Беляеву О.В. следующие объекты недвижимости:

- овощеводческий комплекс (водоотводное сооружение) с кадастровым номером Номер обезличен;

- нежилое здание с кадастровым номером Номер обезличен;

- овощеводческий комплекс с кадастровым номером Номер обезличен;

- овощеводческий комплекс (насосная станция) с кадастровым номером Номер обезличен;

-овощеводческий комплекс (конюшня) с кадастровым номером Номер обезличен;

- овощеводческий комплекс с кадастровым номером Номер обезличен;

- овощехранилище овощеводческого комплекса с кадастровым номером Номер обезличен, а также земельный участок площадью ... кв.м. для обслуживания овощеводческого комплекса и ведения крестьянско-фермерского хозяйства. До настоящего времени ответчик уклоняется от заключения договора мены, ссылаясь на то, что администрация Старооскольского городского округа отказывает ему в выделении земельного участка, на котором находятся указанные строения.

Дело инициировано иском Беляева О.В., который просит обязать ОАО «Стойленский ГОК» заключить с ним договор мены на следующих условиях: истец передает ОАО «Стойленский ГОК» земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ..., ..., а ответчик ОАО «Стойленский ГОК» проводит геодезическую съемку, ставит на кадастровый учет земельный участок площадью ... кв.м., предоставляет его истцу и так же передает ему указанные строения, расположенные по адресу: ..., ..., Долгополянский сельский округ, .... Кроме того, ответчик ОАО «Стойленский ГОК»  переносит за свой счет капитальное строение, водонапорную башню, пробуривает скважину, монтирует или оплачивает услуги по договору технологического присоединения к электро­сети, для обслуживания и снабжения фермерского хозяйства электроэнергией. Администрацию Старооскольского городского округа Беляев О.В. просит обязать не препятствовать в совершении сделки между ним и ОАО «Стойленский ГОК».

В судебном заседании истец Беляев О.В. и его представитель Григорьев В.Э. полностью поддержали заявленные исковые требования.

Представители ответчика – ОАО «Стойленский ГОК» Мисник М.А. и Селезнева Ю.Г. возражают против удовлетворения требований ситца, ссылаясь на то, что предварительный договор должен определять срок заключения основного договора. В соглашении о намерениях, на которое ссылается истец, срок заключения основного договора не определен событием, которое должно неизбежно наступить, и потому должен считаться несогласованным. Исходя из ст. 429 ГК РФ срок заключения основного договора равен одному году с момента заключения предварительного договора. Таким образом, по истечении одного года с момента заключения предварительного договора он утрачивает силу, следовательно, соглашение о намерениях от Дата обезличена года утратило силу Дата обезличена года. Просят отказать Беляеву О.В. в удовлетворении его исковых требований.

Представитель ответчика – администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Красова В.В. возражает против заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что стороной по соглашению о намерениях от Дата обезличена являлось КФХ Беляев О.В., а не Беляев О.В. как физическое лицо, таким образом, Беляев О.В. является ненадлежащим лицом по данному спору. Кроме того, в соглашении о намерениях стороны указали на то, что основной договор должен быть заключен в течение одного месяца с момента оформления всех необходимых документов и процедурных вопросов для подтверждения прав на передаваемое имущество. Указанное обстоятельство не обладает признаком неизбежности наступления, поскольку зависит от воли сторон и могло не наступить, в связи, с чем не подпадает под требования п.2 ст. 190 ГК РФ, определяющего правила установления сроков. На основании изложенного срок, в течение которого стороны обязаны заключить основной договор мены, необходимо определять в соответствии с п.4 ст. 429 ГК РФ, то есть этот срок равен одному году. Тем самым срок действия соглашения составляет с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Беляева О.В. не подлежащими удовлетворению.

Истец был зарегистрирован в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства Дата обезличена года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. В соответствии с Постановлением Главы города Старый Оскол и Старооскольского района от Дата обезличена года Номер обезличен Беляеву О.В. были предоставлены бесплатно в собственность земельный участок площадью ... га, в аренду на 10 лет земельный участок площадью ... га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенные по адресу: ..., ..., в границах п/х «Долгополянское». Указанное также подтверждается свидетельством на право собственности на землю на имя Беляева О.В. БЕО-18 Номер обезличен л.д. 6-7).

Как пояснил в суде Беляев О.В., его земли были затоплены ОАО «Стойленский ГОК», в связи, с чем Дата обезличена года был составлен акт обследования земельных участков, подлежащих обмену между КФХ «Беляев» и Агропромышленным комплексом «Долгопоялнский» л.д.8).

Дата обезличена года между ОАО «Стойленский ГОК» и главой КФХ «Беляев» было заключено соглашение о намерениях, согласно которому ОАО «Стойленский ГОК» после оформления и регистрации права собственности на земельный участок площадью 26 000 кв.м., обязуется заключить с истцом договор мены, по которому Беляев О.В. передает ОАО «Стойленский ГОК» затопленный земельный участок площадью ... кв.м., ответчик передает в собственность истцу нежилые здания и сооружения овощеводческого комплекса, а также земельный участок площадью ... кв.м. л.д.5).

Согласно ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

На основании чего суд приходит к выводу о том, что между ОАО «Стойленский ГОК» и главой КФХ «Беляев» был заключен предварительный договор мены.

В соответствии с п.3 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. Из п. 1.1. соглашения о намерениях следует, что ответчик передаёт истцу в собственность нежилые здания и сооружения овощеводческого комплекса. В п. 1.2. соглашения указано, что предметом основного договора мены будет являться земельный участок, предназначенный для обслуживания зданий и сооружений после завершения процедурных вопросов по оформлению указанного земельного участка. Из п. 1.4. соглашения следует, что истец передаёт ответчику в собственность все находящиеся на земельном участке на момент заключения основного договора здания и сооружения, как зарегистрированные в установленном порядке, так и не зарегистрированные.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что, что стороны не согласовали предмет договора мены, поскольку в соглашении о намерениях от Дата обезличена не содержится сведений, позволяющих установить предмет, а так же существенные условий основного договора - договора мены недвижимого имущества, в связи, с чем соглашение не соответствует требованиям ч. 3 ст. 429 ГК РФ.

Как следует из ч. 4 ст. 429 ГК РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

Согласно ст. 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Стороны в соглашении о намерениях от Дата обезличена года указали на то, что основной договор должен быть заключен в течение одного месяца с момента оформления сторонами всех необходимых документов и процедурных вопросов для подтверждения прав на передаваемое имущество (п. 2 соглашения). Суд полагает, что указанное обстоятельство не обладает признаком неизбежности наступления, поскольку не зависит от воли сторон и могло не наступить, в связи, с чем не подпадает под требования п.2 ст. 190 ГК РФ, определяющего правила установления сроков. На основании изложенного срок, в течение которого стороны обязаны заключить основной договор мены, необходимо определять в соответствии с п.4 ст. 429 ГК РФ, то есть равный одному году. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие соглашения о намерениях закончилось Дата обезличена года.

Согласно ч. 6 ст. 429 ГК РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.

Кроме того, суд исходит из того, что договор о намерениях от Дата обезличена года был заключен ненадлежащим лицом – не зарегистрированным в установленном законом порядке КФХ «Беляев». Суд приходит к такому выводу на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от Дата обезличена года, а также показаний допрошенного в судебном заседании представителя МИФНС №4 по Белгородской области Болтухиной Н.Ю., которая пояснила, что КФХ «Беляев» было снято с налогового учета Дата обезличена года, на момент заключения соглашения о намерениях от Дата обезличена года с ответчиком истец не был главой КФХ «Беляев». Дата обезличена года вступил в силу ФЗ от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Если главы КФХ или индивидуальные предприниматели были зарегистрированы до вступления в силу указанного закона, то закон к ним применялся с момента его официального опубликования – Дата обезличена года. В ФЗ от 08.08.2001 года №129-ФЗ не было такой организационно-правовой формы как крестьянско-фермерское хозяйство, поэтому руководители организаций подавали в налоговый орган заявления о реорганизации. Беляев О.В. в налоговый орган с заявлением не обращался, в связи с этим Дата обезличена года КФХ «Беляев» снято с налогового учета в связи с реорганизацией в форме преобразования в ИП. На основании Федерального закона от 23 июня 2003 года N 76-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» все индивидуальные предприниматели должны были пройти перерегистрацию до Дата обезличена года. Если индивидуальные предприниматели не проходили перерегистрацию, то они автоматически снимались с налогового учета, в связи с этим КФХ «Беляев» утратило государственную регистрацию с Дата обезличена года. Списки тех, кто не прошел перерегистрацию опубликовывались в газете «Оскольский край», индивидуально предприниматели о необходимости пройти перерегистрацию не извещались.

При таких обстоятельствах исковые требования Беляева О.В. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 190, 429 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Беляева Олега Викторовича к ОАО «Стойленский ГОК» и Администрации Старооскольского городского округа о понуждении к исполнению обязательства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Старооскольский районный суд.

Судья

Старооскольского районного суда А.В. Черкашин