Решение по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органов местного самоуправления



К делу № 2- 975/2010 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Староминская Краснодарского края                                     23 ноября 2010 г.

Староминской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Староминского районного суда Рыбалко А.И.,

при секретаре Калашниковой З.М.,

с участием помощника прокурора Барзенцова К.В.

Исполняющего обязанности администрации Староминского сельского поселения Староминского района Краснодарского края ФИО1, представителя администрации Староминского сельского поселения Староминского района Краснодарского края ФИО2

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Староминского района в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным и устранения нарушений прав неопределённого круга лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц, указывая, что проверкой соблюдения органами местного самоуправления Староминского сельского поселения возложенных на них полномочий установлено следующее.

Согласно п. 4.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

В ст. 5 Федерального закона РФ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» указано, что представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организации коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; публикуют информацию о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры; заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; осуществляют мониторинг выполнения инвестиционных программ; принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса; запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе информацию по вопросам применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федерального законом, в формате, определяемом органом регулирования муниципального образования;

Органы регулирования муниципальных образований в пределах сваей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса.

Однако в ходе проверки установлено, что администрацией и советом Староминского сельского поселения не создан орган тарифного регулирования муниципального образования, не изданы правовые акты, устанавливающие порядок деятельности и полномочия органа регулирования муниципального образования.

Кроме того, органом местного самоуправления не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры поселения; неустановленны надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. Тем самым не исполняются полномочия органа местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, порядка разработки и утверждения программ организаций коммунального комплекса указанные в ст. ст. 5, 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

По мнению прокурора, бездействие Совета и администрации сельского поселения нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц в сфере ЖКХ, так как на протяжении длительного времени коммунальная инфраструктура поселения не развивается, инженерные сети изнашиваются и приходят в негодное состояние, что может привести к перебоям поставки коммунальных услуг жителям поселения, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

Просит суд признать незаконным бездействие совета Староминского сельского поселения и администрации Староминского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований п. 4. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 5, 11 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Обязать администрацию Староминского сельского поселения создать орган тарифного регулирования муниципального образования, издать правовые акты, устанавливающие порядок деятельности и полномочия органа регулирования муниципального образования.

Обязать Совет Староминского сельского поселения и администрацию Староминского сельского поселения разработать и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры поселения; установить надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление.

           Исполняющий обязанности главы администрации Староминского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании против уточненных требований заявления прокурора не возражал. Исполняющий обязанности главы администрации Староминского сельского поселения Староминского района Краснодарского края ФИО1 в судебном заседании пояснил, что правовой акт о создании органа тарифного регулирования муниципального образования принят 07.11.2007 года Постановлением главы Староминского сельского поселения Староминского района № 237, этим же постановлением утверждено «Положение об органе регулирования тарифов», установлены надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В ходе судебного заседания прокурор отказался от заявления в части - «обязать администрацию Староминского сельского поселения создать орган тарифного регулирования муниципального образования, издать правовые акты, устанавливающие порядок деятельности и полномочия органа регулирования муниципального образования; установить надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение».

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению частично.

В судебном заседании было с достаточной достоверностью установлено, что администрацией и советом Староминского сельского поселения не приняты меры по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры поселения. Тем самым не исполняются полномочия органа местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, порядка разработки и утверждения программ организаций коммунального комплекса указанные в ст. ст. 5, 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации и совета Староминского сельского поселения Староминского района Краснодарского края, выразившееся в не исполнении полномочий по разработке и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, технического задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры поселения.

Обязать администрацию и совет Староминского сельского поселения Староминского района Краснодарского края незамедлительно разработать и утвердить программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, технического задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры поселения.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение вступило в законную силу.