К делу № 2-281/2011 г. Станица Староминская Краснодарского края 12 апреля 2011 г. Староминской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Староминского районного суда Селюка С.А., при секретаре Ткаченко А.С., с участием прокурора Кондратенко Н.Я., представителей заинтересованных лиц Администрации Муниципального образования Староминский район Гавриш Ольги Владимировны, Пятак Алексея Алексеевича, рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Староминского района в интересах неопределённого круга лиц, муниципальных образований Рассветовское сельское поселение Староминского района, Куйбышевское сельское поселение Староминского района, Новоясенское сельское поселение Староминского района о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконными, устранении допущенных нарушений, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконными, устранении допущенных нарушений, указывая, что прокуратурой Староминского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Староминского района земельного и градостроительного законодательства за период 2009 г., 2010 г., первый квартал 2011 г. В деятельности администрации района выявлены следующие нарушения. Администрацией района с физическими, юридическими лицами заключен ряд соглашений о внесении платы за неосновательное обогащение при использовании земельных участков в течение 2010 - 2011г.г. Действия администрации района незаконны, так как фактически администрация района разрешила использовать эти земельные участки без правоустанавливающих документов. Соглашение о внесении платы за неосновательное обогащение не является правовым актом органа местного самоуправления, не предусмотрено действующим законодательством в качестве правоустанавливающего документа на объекты недвижимости, не влечет за собой возникновение прав на земельные участки. Администрация нарушила указанные выше требования, заключив соглашения и разрешив фактическое использование земельных участков с нарушением установленного порядка их предоставления. Управлением имущественных отношений администрации района осуществлялся в 2009 - первом квартале 2011г.г. муниципальный земельный контроль за использованием земель на территориях Куйбышевского, Новоясенского, Рассветовского сельских поселений согласно соглашениям о передаче полномочий по муниципальному земельному контролю, заключенных между администрациями поселений и администрацией района, на основании планов проведения проверок использования земель на территории поселений. При этом в планы проверок на 2009, 2010, 2011г.г. не включены проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, использующих земли поселений для производственных нужд, сельскохозяйственного использования, под административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения, торгового назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами, санитарно-защитные зоны водных объектов: рек, балок, ручьев. В планы включены проверки в отношении физических лиц по использованию земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Анализ результатов проверок показал, что по планам проверок на 2010г. по Куйбышевскому сельскому поселению запланировано 50 проверок, проведено 50 проверок; по Новоясенскому сельскому поселению запланировано 50 проверок, проведено 48 проверок; по Рассветовскому сельскому поселению запланировано 40 проверок, проведено 35 проверок. Все проверки нерезультативные, нарушений не выявлено. В первом квартале 2011г. проведено 10 проверок, из них 8 проверок в Новоясенском сельском поселении, 2 проверки в Куйбышевском сельском поселении. По одной проверке в Новоясенском сельском поселении выявлено нарушение по ст. 7.4. Закона Краснодарского края от 23.07.2003 №608- КЗ «Об административных правонарушениях» - Нарушение требований по использованию земельного участка, установленных органом местного самоуправления - материал направлен на административную комиссию администрации Новоясенского сельского поселения, нарушителю объявлено предупреждение. По Рассветовскому сельскому поселению проверки по муниципальному земельному контролю не проведены. Иные меры ответственности, предусмотренные Положением о муниципальном земельном контроле, утвержденном постановлением администрации района от 30.08.2009 №1469 (с изменениями от 18.06.2010 №1143), не применялись. В 2010 - 2011 г.г. не выявлялись нарушения, связанные с нецелевым использованием, самовольным занятием земельных участков, нарушением порядка переуступки права пользования землей, наличие и сохранностью межевых знаков границ земельных участков, соблюдению требований по использованию земельных участков, установленных органами государственной власти и органами местного самоуправления, санитарно- защитных зон водных объектов: рек, балок, ручьев и передаче материалов проверки в органы государственного земельного контроля, орган Росприроднадзора для привлечения виновных лиц к ответственности; не осуществлялась подготовка необходимых материалов для ведения претензионно-исковой работы в сфере земельных отношений в части зашиты интересов муниципальных образований сельских поселений, что подтверждено информацией органа государственного земельного контроля от 23.12.2010 №63-09/2768. В результате бездействия администрации муниципального образования Староминского района нарушены права неопределенного круга лиц на предоставление земельных участков в порядке, предусмотренном законодательством в соответствии с правоустанавливающими документами, подлежащими государственной регистрации. Кроме того, нарушены интересы муниципальных образований сельских поселений, так как не в полном объеме осуществлялся муниципальный земельный контроль по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами, физическими лицами требований по использованию земель в границах поселения. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме. Представители заинтересованного лица не возражали против удовлетворения заявленных требований. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению полностью. В судебном заседании было с достаточной достоверностью установлено, что заинтересованным лицом были допущены следующие нарушения: Действия по заключению соглашений о внесении платы за неосновательное обогащение при использовании земельных участков в течение 2010 - 2011г.г.: № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с Север Н.Г. в отношении земельного участка - земли населенных пунктов площадью 3000 м^2; № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с главой КФХ Приходько А.Н. в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 38233 м^2; три соглашения с ООО «Скиф» в отношении трех земельных участков сельскохозяйственного назначения: № от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадь участка 1158000 м^2, № от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадь участка 73800 м^2, № от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадь участка 425000 м^2; Бездействия по невыявлению нарушений, связанных с нецелевым использованием, самовольным занятием земельных участков, нарушением порядка переуступки права пользования землей, наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков, соблюдением требований по использованию земельных участков, установленных органами государственной власти и органами местного самоуправления, санитарно-защитных зон водных объектов: рек, балок, ручьев и передаче материалов проверки в органы государственного земельного контроля, орган Росприроднадзора для привлечения виновных лиц к ответственности; неосуществлению подготовки необходимых материалов для ведения претензионно-исковой работы в сфере земельных отношений в части зашиты интересов муниципальных образований сельских поселений. В соответствии с ч.1 ст.26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса (собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда, безвозмездное срочное пользование), удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Статья 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды муниципальных правовых актов - постановления, распоряжения, издаваемые главой и администрацией муниципального образования по вопросам, относящихся к их компетенции. Вышеуказанные соглашения не являются правовыми актами органа местного самоуправления, в связи с чем их заключение не влечет возникновение прав на земельные участки. В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Однако, администрацией МО Староминский район такое сообщение о передаче земельных участков в средствах массовой информации опубликовано не было. Как следует из имеющейся в материалах дела информации Староминского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 23.12.2010 г. № 63-09/2768, в Новоясенском, Куйбышевском, Рассветовском сельских поселениях Староминского района отсутствует методика расчета эффективности муниципального земельного контроля, количество поступивших документов от органов муниципального земельного контроля, что позволяет сделать вывод о незаконном бездействии администрации МО Староминский район. Таким образом, имеются все основания для удовлетворения заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявленные требования прокурора Староминского района в интересах неопределённого круга лиц, муниципальных образований Рассветовское сельское поселение Староминского района, Куйбышевское сельское поселение Староминского района, Новоясенское сельское поселение Староминского района о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконными, устранении допущенных нарушений, удовлетворить. Признать незаконными действия администрации МО Староминский район по заключению соглашений о внесении платы за неосновательное обогащение при использовании земельных участков в течение 2010 - 2011г.г.: № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с Север Н.Г. в отношении земельного участка - земли населенных пунктов площадью 3000 м^2; № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с главой КФХ Приходько А.Н. в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 38233 м^2; три соглашения с ООО «Скиф» в отношении трех земельных участков сельскохозяйственного назначения: № от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадь участка 1158000 м^2, № от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадь участка 73800 м^2, № от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадь участка 425000 м^2. Признать незаконным бездействие администрации МО Староминский район по осуществлению в полном объеме муниципального земельного контроля по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами, физическими лицами требований по использованию земель в границах Куйбышевского, Новоясенского, Рассветовского сельских поселений. Обязать администрацию МО Староминский район устранить допущенные нарушения закона. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Решение вступило в законную силу