о назначении выплат за проживание в зоне на отселение



Дело № 2-10-345-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Стародуб 17 июня 2010 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А., при секретаре Мелеховой Г.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуковой У.К к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе ... и Стародубском муниципальном районе ..., государственному учреждению «Отдел социальной защиты населения ...» о назначении выплат за проживание в зоне с правом на отселение,

УСТАНОВИЛ:

Жукова У.К. обратилась в суд с исковым заявлением. Свои требования мотивирует тем, что она постоянно проживает в ... района, которое согласно Перечню, утверждённому постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, относится к зоне с правом на отселение. Истица считает, что ей должны быть назначены компенсации согласно Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - Закон) в размере 548 руб.81 коп. ежемесячно, как неработающему пенсионеру, проживающему на данной загрязненной территории с Дата обезличена года. Пенсия по возрасту истице была назначена в марте 2009 года, неработающим пенсионером она является с Дата обезличена года. В апреле 2010 года обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе ... и ... (далее по тексту - ГУ УПФ РФ) по вопросу начисления и выплаты доплаты к пенсии в повышенном размере - 548 руб.81 коп., но получила отказ, мотивированный тем, что истица проживает в зоне с правом на отселение с Дата обезличена г. Также истице было отказано ГУ «ОСЗН» в выплате компенсации за проживание в зоне с правом на отселение в повышенном размере - 78,98 руб. Жукова У.К. просит обязать ГУ УПФ РФ устранить допущенное нарушение её права, обязать назначить и выплачивать доплату к пенсии в повышенном размере - 548 руб.81 коп. ежемесячно, как проживающей с Дата обезличена года в ... района в зоне с правом на отселение; взыскать с ГУ УПФ РФ разницу недополученной доплаты к пенсии за период с Дата обезличена года; обязать государственное учреждение «Отдел социальной защиты населения ...» назначить и выплачивать компенсацию за проживание в зоне с правом на отселение в повышенном размере - 78 руб.98 коп. и произвести доплату недополученной компенсации с Дата обезличена года.

В судебном заседании Жукова У.К. заявленные требования поддержала, просила признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии как неработающему пенсионеру, проживающей в зоне с правом на отселение с Дата обезличена г., взыскать недополученную доплату к пенсии с Дата обезличена года; назначить и выплачивать компенсацию за проживание в зоне с правом на отселение в повышенном размере - 78 руб.98 коп. и произвести доплату недополученной компенсации с Дата обезличена года.

Представитель ГУ УПФ РФ Леоненкова Е.С. заявленные требования не признала и суду пояснила, что гражданам, проживающим в зоне с правом на отселение, ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам производится в зависимости от времени проживания на данной территории, т.е. гражданам, проживающим с Дата обезличена года - в размере 277,98 руб.(с учетом индексации с Дата обезличена г. в размере 498,92 руб.), проживающим со Дата обезличена года - в размере 92,66 руб.(с учетом индексации с Дата обезличена г. в размере 166,3 руб.) Истица проживает в зоне с правом на отселение с Дата обезличена года, а ранее проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Поэтому она имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии в размере 92,66 руб.(с учетом индексации с Дата обезличена г. в размере 166,3 руб.).

Представитель государственного учреждения «Отдел социальной защиты населения ...» (далее по тексту - ГУ «ОСЗН») И.Ф.Смолькина заявленные требования не признала и суду пояснила, что компенсации за проживание производятся гражданам, постоянно проживающим в зоне с правом на отселение с 26 апреля 1986 года. Истица проживает в данной зоне с Дата обезличена года, а ранее проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Поэтому право на установление компенсаций в двойном размере она не имеет.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав прения, считает, что заявленные требования следует удовлетворить по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Жукова У.К. постоянно проживает в ... района с Дата обезличена г. по настоящее время.

Данное село с Дата обезличена года относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом. С Дата обезличена года ... было отнесено к зоне с правом на отселение согласно Перечню населённых пунктов, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г.

Установление в ч.1 ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных компенсаций направлено на обеспечение потерпевшим восстановления их нарушенных прав на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения.

Данная правовая позиция государства изложена в постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года № 18-П.

Население ... района, проживавшее в данном селе с Дата обезличена г., подверглось облучению, вызванному радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по этой причине территория села была признана зоной с льготным социально-экономическим статусом. Изменение вида зоны в ... с Дата обезличена г. на зону с правом на отселение свидетельствует о признании факта наличия более высокой степени радиоактивного загрязнения в данном населенном пункте в соответствии со ст.7 указанного Закона.

В зависимости от степени причиненного вреда дифференцируется размер его возмещения, следовательно, в случае установления категории зоны с большей степенью радиоактивного загрязнения население приобретает право на повышение размера компенсации причиненного вреда.

Согласно п.п.1,4 ст. 18 вышеназванного Закона следует, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст. 13 данного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания с 26 апреля 1986 года - в размере 40 рублей; со 2 декабря 1995 года - в размере 20 рублей, а также ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам в зависимости от времени проживания с 26 апреля 1986 года - в размере 277 рублей 98 копеек; со 2 декабря 1995 года - в размере 92 рублей 66 копеек.

На основании п.7 ч.1 ст.13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Суд считает, что Жукова У.К. вправе получать ежемесячные денежные компенсации в размере 40 рублей - как постоянно проживающая с 26 апреля 1986 года и

ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам в зависимости от времени проживания с 26 апреля 1986 года - в размере 277 рублей 98 копеек с последующей индексацией.

Доводы представителей ГУ УПФ РФ и ГУ «ОСЗН» о том, что истица проживает в зоне с правом на отселение лишь с Дата обезличена г. не основаны на законе и противоречивы, судом не могут быть приняты.

Вышеуказанный Закон связывает приобретение гражданином права на компенсацию в размере 277 руб.98 коп. с фактом проживания на территории зоны с правом на отселение с определенной даты - Дата обезличена г. Момент присвоения территории населенного пункта статуса такой зоны Законом не ограничивается и не устанавливается.

Согласно пояснений представителя ГУ УПФ РФ следует, что Жуковой У.К. была начислена и она получает компенсацию в размере 92 руб.66 коп. с индексацией, начиная с Дата обезличена г.

В соответствии с ч.1 ст.5 вышеуказанного Закона финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Как следует из п.2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12. 2004 г. N 907 в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.06.2005 N 377, от 22.01.2007 N 29), для получения компенсации получатель компенсации подает документы по месту постоянного проживания в орган в сфере социальной защиты населения. На территории ... данные функции исполняет ГУ «ОСЗН».

В связи с изложенным суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, на ГУ УПФ РФ следует возложить обязанность по выплате Жуковой У.К. названной компенсации в размере 277 руб.98 коп. с последующей индексацией в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», начиная с Дата обезличена года до сохранения за ней статуса гражданина, постоянно проживающего на территории зоны с правом на отселение; на ГУ «ОСЗН» следует возложить обязанности по выплате Жуковой У.К. компенсаций за проживание в зоне с правом на отселение в размере 40 рублей с последующей индексацией с Дата обезличена г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Признать за Жуковой У.К право на получение ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии неработающим пенсионерам в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до сохранения за ним статуса гражданина, постоянно проживающего на территории зоны с правом на отселение с Дата обезличена г.

2. Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе ... и ... назначить и выплачивать Жуковой У.К ежемесячные денежные выплаты в повышенном размере пенсии неработающим пенсионерам за проживание в зоне с правом на отселение соответственно в размере 277 руб.98 коп. с последующей индексацией в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», начиная с Дата обезличена года до сохранения за ней статуса гражданина, постоянно проживающего на территории зоны с правом на отселение.

3. Признать за Жуковой У.К право на получение льгот и компенсаций в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до сохранения за ней статуса гражданина, постоянно проживающего на территории зоны с правом на отселение с Дата обезличена г.

4. Обязать государственное учреждение «Отдел социальной защиты населения»

назначить и выплачивать Жуковой У.К ежемесячные компенсации за проживание в зоне с правом на отселение соответственно в размере 40 рублей с последующей индексацией в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», начиная с Дата обезличена года до сохранения за ней статуса гражданина, постоянно проживающего на территории зоны с правом на отселение.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий О.А. Геращенко