Дело № 2-10-365-1
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Стародуб 30 июня 2010 года
Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А. с участием прокурора Курильского А.А., при секретаре Мелеховой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мишковского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей Мишковского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области, ссылаясь на то, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов контролирующих санитарных и природоохранных органов, проверкой установлено, что по состоянию на Дата обезличена года в Мишковском сельском поселении числится 14 населенных пунктов, в которых проживает 2262 человека. На протяжении длительного времени в этих местах проживания граждан происходит образование и накопление бытовых отходов и мусора. Полигоны и свалки, т.е. места складирования и хранения отходов, отвечающие санитарным и природоохранным нормам и правилам, в населенных пунктах поселения отсутствуют. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами складируются в местах, отведенных сельскими администрациями, без учета требований природоохранного и санитарного законодательства. Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и других граждан, органы местного самоуправления Мишковского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области, не принимают мер по организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке, ограничившись только сбором и вывозом отходов с территории с. Мишковка, с.Дохновичи, с.Тарасовка, с.Случок. Кроме того, по указанным населенным пунктам вывоз отходов осуществляется на основании устной договоренности с руководителями сельхозпредприятий, что не может гарантировать систематический сбор и вывоз отходов. Каких-либо нормативных актов по данному вопросу не принималось. Таким образом, в нарушении ст.ст. 7, 14 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до настоящего времени в установленном законе порядке администрацией поселения не организован в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории всех населенных пунктов поселения.
Бездействие администрации сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения, способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом человек подвергается как прямому влиянию бытовых отходов и мусора, так и непосредственно при контакте с измененными компонентами окружающей среды.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Мишковского сельского поселения Стародубского района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения; обязать администрацию Мишковского сельского поселения Стародубского района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Курильский А.А. заявленные требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие администрации Мишковского сельского поселения Стародубского района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в следующих населенных пунктах поселения: с. Суходолье, д. Дедов, п. Желанный, д. Хомутовка, п. Стодолы, п. Иванчиковский, с. Дохновичи, с.Мишковка, с. Тарасовка, д. Случок.; обязать администрацию Мишковского сельского поселения Стародубского района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Представитель ответчика, глава администрации Мишковского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области, Романенко А.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что ответчик не бездействует, сбор и вывоз отходов от населения в с.Мишковка, с.Дохновичи, с.Тарасовка, с.Случок производится по договоренности с руководителями сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Население остальных населенных пунктов Мишковского сельского поселения вывозит либо утилизирует отходы самостоятельно. Для надлежащей организации на всей территории поселения сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора у администрации нет финансовой возможности, просил в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 3, 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.ст. 8, 14 и 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из письма комитета природопользования и охраны окружающей среды Брянской области от Дата обезличена года Номер обезличенКП на территории Стародубского района расположено десять сельских поселений: Воронокское, Гарцевское, Десятуховское, Занковское, Запольскохалеевичское, Каменское, Меленское, Мишковское, Мохоновское, Понуровское с общим количеством жителей 23940 человек. Постановлением главы администрации муниципального образования «Стародубский район» от Дата обезличена г. Номер обезличен утверждены правила обращения с отходами производства и потребления на территории Стародубского муниципального района. Из существующих 10 сельских поселений только в одном Десятуховском сельском поселении организован сбор и вывоз ТБО на полигон МУП ЖКХ Стародубского района. Все остальные девять поселений не осуществляют централизованный сбор и вывоз образующихся отходов на районный полигон. По всем сельским поселениям определены места и отведены земельные участки под санкционированные свалки. Транспортировка отходов на санкционированные свалки осуществляется населением и организациями самостоятельно.
Письмом управления Роспотребнадзора по Брянской области от Дата обезличена г. Номер обезличен подтверждено то, что в большинстве сельских населенных пунктов утилизация и переработка отходов не организована. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень ее бактериального загрязнения.
Данный факт подтвержден также показаниями главы администрации Мишковского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области Романенко А.И., который пояснил суду, что на территории данного сельского поселения сбор и вывоз отходов осуществляется согласно устной договоренности с руководителями сельхозпредприятий из населенных пунктов с. Мишковка, с.Дохновичи, с.Тарасовка, с.Случок, население остальных населенных пунктов поселения собирает и вывозит мусор самостоятельно.
Кроме того, свидетель ФИО5, специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Унечском, Мглинском, Стародубском и Суражском районах Брянской области, суду пояснила, что в ходе проверки специалистами Роспотребнадзора выявлено, что на территории данного сельского поселения имеются не санкционированные свалки, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах обоснованность иска Брянского природоохранного прокурора нашла свое подтверждение в судебном заседании, доводы прокурора ответчиком не опровергнуты.
Суд отвергает как не основанный на законе довод представителя ответчика о том, что администрация не в полной мере исполняет определенные законодательством полномочия в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов в связи с отсутствием необходимого финансирования. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В судебном заседании установлено, что соответствующие мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов, образующихся в населенных пунктах Мишковского сельского поселения, на момент рассмотрения дела ответчиком не проводятся.
Доказательств, подтверждающих осуществление администрацией мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся в населенных пунктах Мишковского сельского поселения, ответчиком не представлено.
Таким образом, бездействие администрации Мишковского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и других граждан, а также нарушает их права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41 и 42 Конституции РФ.
Таким образом, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Брянского природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мишковского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в следующих населенных пунктах поселения: с. Суходолье, д. Дедов, п. Желанный, д. Хомутовка, п. Стодолы, п. Иванчиковский, с. Дохновичи, с.Мишковка, с. Тарасовка, д. Случок.
Обязать администрацию Мишковского сельского поселения Стародубского района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней.
Судья Геращенко О.А.