о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза мусора



Дело № 2-10-364-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Стародуб 11 августа 2010 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего

судьи Геращенко О.А.

с участием прокурора Курильского А.А.,

при секретаре Мелеховой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Меленского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей Меленского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области, ссылаясь на то, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на Дата обезличена года в Меленском сельском поселении числится 18 населенных пунктов, в которых проживает 2317 человека. На протяжении длительного времени в этих местах проживания граждан происходит образование и накопление бытовых отходов и мусора. Полигоны и свалки, т.е. места складирования и хранения отходов, отвечающие санитарным и природоохранным нормам и правилам, в населенных пунктах поселения отсутствуют. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами складируются в местах, отведенных сельскими администрациями, без учета требований природоохранного и санитарного законодательства. Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и другим гражданам, органы местного самоуправления Меленского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области, не принимают мер по организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке, ограничившись только сбором и вывозом отходов с территории с. Меленск. В нарушении ст.ст. 7, 14 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до настоящего времени в установленном законе порядке администрацией поселения не организован в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории всех населенных пунктов поселения.

Бездействие администрации сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения, способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Меленского сельского поселения Стародубского района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения; обязать администрацию Меленского сельского поселения Стародубского района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Курильский А.А. заявленные требования уточнил, просил суд обязать администрацию Меленского сельского поселения Стародубского района Брянской области организовать на территории населенных пунктов д.Горислово, с.Яцковичи, п.Победа, д.Выстриково, д.Голибисово, д.Берновичи, п.Берновичский, д.Гриденки, с.Меленск, п.Желтая Акация, д.Невзорово, д.Савенки, д.Суховерхово, с.Новое, д.Газуки, д.Меженики, п.Жеча, п.Вольный сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Представитель ответчика, зам. главы администрации Меленского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области, Крюков А.И. в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В судебном заседании Дата обезличена г. представитель ответчика Крюков А.И. против иска возражал, суду пояснил, что на территории сельского поселения имеется место складирования отходов. Сбор и вывоз отходов из с. Меленск производится по графику Меленским МУП ЖКХ. Из остальных населенных пунктов вывоз мусора в связи с малочисленностью населения осуществляется периодически. Строительство полигона твердых бытовых отходов на территории поселения либо вывоз отходов на соответствующий полигон, расположенный в г.Стародуб не представляется возможным в связи с отсутствием финансовой возможности. Представитель просил в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 3, 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.ст. 8, 14 и 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как усматривается из письма комитета природопользования и охраны окружающей среды Брянской области от Дата обезличена года Номер обезличенКП на территории Стародубского района по сельским поселениям определены места и отведены земельные участки под санкционированные свалки. Транспортировка отходов на санкционированные свалки осуществляется населением и организациями самостоятельно. Расстояние от свалок до ближайших населенных пунктов от 0,5 до 1,0 км. Расстояние от свалок до ближайшего водоема от 1,5 до 2,0 км. На свалках размещаются отходы в основном 4-5 классов опасности.

Письмом управления Роспотребнадзора по Брянской области от Дата обезличена г. Номер обезличен подтверждено то, что образующиеся на территориях сельских населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классам опасности. В большинстве сельских населенных пунктов утилизация и переработка отходов не организована. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень ее бактериального загрязнения.

Данный факт подтвержден также показаниями представителя администрации Меленского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области Крюкова А.И., который пояснил суду, что на территории данного сельского поселения систематический сбор и вывоз отходов осуществляется в с. Меленск, население остальных населенных пунктов поселения вывозит либо утилизирует отходы самостоятельно.

Кроме того, свидетель ФИО5, специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Унечском, Мглинском, Стародубском и Суражском районах Брянской области, суду пояснила, что в ходе проверки специалистами Роспотребнадзора выявлено, что на территории данного сельского поселения имеются не санкционированные свалки, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован в установленном законом порядке.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Утверждения представителя ответчика о том, что администрация в полной мере исполняет определенные законодательством полномочия в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов суд отвергает как не доказанные в судебном заседании.

Суд не принимает во внимание как не основанный на законе довод представителя ответчика о том, что администрация не осуществляет организацию вывоза бытовых отходов с территории поселения в связи с отсутствием финансовой возможности. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В судебном заседании установлено, что соответствующие мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов, образующихся в населенных пунктах Меленского сельского поселения, на момент рассмотрения дела ответчиком проводятся не должным образом, а именно не организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующим законодательством на территории населенных пунктов д.Горислово, с.Яцковичи, п.Победа, д.Выстриково, д.Голибисово, д.Берновичи, п.Берновичский, д.Гриденки, п.Желтая Акация, д.Невзорово, д.Савенки, д.Суховерхово, с.Новое, д.Газуки, д.Меженики, п.Жеча, п.Вольный.

При таких обстоятельствах обоснованность иска Брянского природоохранного прокурора нашла свое подтверждение в судебном заседании, доводы прокурора ответчиком не опровергнуты. Доказательств, подтверждающих осуществление администрацией мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся в перечисленных населенных пунктах Меленского сельского поселения, ответчиком не представлено.

Не осуществление мероприятий по организации сбора и вывоза бытовых отходов, образующихся в перечисленных населенных пунктах Меленского сельского поселения создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и других граждан, а также нарушает их права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41 и 42 Конституции РФ.

Таким образом, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Брянского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Меленского сельского поселения Стародубского района Брянской области организовать на территории населенных пунктов д.Горислово, с.Яцковичи, п.Победа, д.Выстриково, д.Голибисово, д.Берновичи, п.Берновичский, д.Гриденки, п.Желтая Акация, д.Невзорово, д.Савенки, д.Суховерхово, с.Новое, д.Газуки, д.Меженики, п.Жеча, п.Вольный сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней.

Судья Геращенко О.А.