Дело № 2-10-611-1
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Стародуб 27 октября 2010 года
Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Захаржевской А.А., при секретаре Перепечко Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Бородули У.Ф. к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконными действий и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах Бородули У.Ф., обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в отказе поставить Бородулю У.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и обязать ответчика поставить Бородулю У.Ф. на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ
Свои требования мотивирует тем, что Бородуля У.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» № 5-ФЗ от 21.01.1995 года. Бородуля У.Ф. имеет удостоверение серии А № от ДД.ММ.ГГГГ установленного образца, выдаваемого женам и родителям погибших военнослужащих.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 21.12.2009 года) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 21 названного Закона, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
На основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Бородуля У.Ф. нанимателем жилого помещения, собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения не является. Собственного жилья у нее не имеется. Она проживает в <адрес>, который, согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ее дочери ФИО2 в размере 3/4 домовладения на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и ее внучке ФИО3 в размере 1/4 домовладения на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> за Бородулей У.Ф. квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> не значится.
Изложенное свидетельствует о незаконности принятого решения администрацией <адрес> об отказе Бородуле У.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку Бородуля У.Ф. собственного жилья не имеет, членом семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не является, нанимателем, либо членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения не является.
Бородуля У.Ф. имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 21 Федерального Закона Российской Федерации «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года как вдова участника Великой отечественной войны 1941-1945 годов, в том числе и на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам, пояснив суду, что незаконные действия ответчика выразились в отказе Бородуле У.Ф. в постановке учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны.
Бородуля У.Ф. в судебное заседание не явилась ввиду преклонного возраста и болезни, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд определил рассматривать дело без участия истца.
Представитель ответчика - администрации <адрес>, в судебном заседании иск не признал, пояснил, что администрация <адрес> действовала законно и обоснованно, так как Бородуля У.Ф. имела в собственности 1/2 часть домовладения по адресу: <адрес>, которую подарила своей дочери ФИО2, т.е. намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.
Прокурор <адрес> законно и обоснованно обратился в суд с указанным иском.
ДД.ММ.ГГГГ Бородуля У.Ф. обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет на получение жилья как вдовы участника ВОВ ввиду отсутствия жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бородуле У.Ф. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Суд признает данный отказ незаконным ввиду следующего.
Бородуля У.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО14 умершего в 1996 году.
Согласно удостоверению серии А № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Управлением социальной защиты <адрес>, Бородуля У.Ф. имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» № 5-ФЗ от 21.01.1995 года.
Бородуля У.Ф. на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не вставала, на праве собственности жилья не имеет, умышленно жилищные условия не ухудшала. Довод представителя администрации со ссылкой на ст.53 ЖК РФ о том, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив дочери долю в доме суд не принимает, так как к данным отношениям применим специальный закон - Указ Президента №30 от 09.01.2010г. Истец находится в преклонном возрасте, не передвигается самостоятельно, за ней осуществляет уход ее дочь; решив подарить принадлежащую ей на праве собственности долю в жилом доме, она решила таким образом распорядиться при жизни принадлежащим ей имуществом, однако продолжила проживать в указанном доме, то есть умышленно свои жилищные условия Бородуля У.Ф. не ухудшала.
На момент заключения договора дарения действовал Указ президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945г.г.» №714 от 07.05.2008г., согласно п.1 которого, жильем должны обеспечиваться ветераны ВОВ 1941-1945г.г., вставшие на учет до 01.03.2005г.
Бородуля У.Ф. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, который, согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ее дочери ФИО2 в размере 3/4 домовладения на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и ее внучке ФИО3 в размере 1/4 домовладения на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> В указанном доме проживали на момент заключения договора дарения 3 человека, в настоящее время - 4. Истец до ДД.ММ.ГГГГ не обращалась с заявлением на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, не имела намерения ухудшать свои жилищные условия с целью получения другого жилья.
Как вдова участника войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008г. в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010г. №30 в настоящее время истец имеет право на обеспечение жильем независимо от времени постановки на учет, так как Указом Президента РФ от 09.01.2010г. №30 отменены ограничения по времени постановки на учет.
Бородуля У.Ф. не является членом семьи ФИО3 и ФИО2, что следует из материалов дела.
Ч. 2 ст.21 Закона Российской Федерации № 5-ФЗ от 21.01.1995 года «О ветеранах» определяет, что меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка.
В соответствии со ст. 21 ч.1 п.4 указанного Закона члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> за Бородулей У.Ф. квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> не значится. Бородуля У.Ф. не является нанимателем жилого помещения, собственного жилья у нее не имеется, членом семьи собственника жилого помещения она не является.
Ввиду изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования <адрес>, выразившиеся в отказе Бородуле У.Ф. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Обязать администрацию МО городского округа <адрес> поставить Бородулю У.Ф. на жилищный учет как вдову участника войны с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней с момента ознакомления с мотивированным решением.
Председательствующий Захаржевская А.А.