о признании незаконными действий и о понуждении к совершению действий



Дело № 2-10-578-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Стародуб 25 ноября 2010 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гарбуза Г.И., при секретаре Пусь Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района в интересах Матлаша Н.И. к Администрации <данные изъяты> о признании незаконными действии и о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Стародубского района Брянской области в порядке ст. 45, ст. 254 ГПК РФ, действуя в интересах Матлаша Н.И., обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в отказе поставить Матлаша Н.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и просит обязать администрацию <адрес> поставить Матлаша Н.И. на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивирует тем, что Матлаш Н.И. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ Матлаш Н.И. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ» Матлашу Н.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5 -ФЗ, к числу мер социальной поддержки, предоставляемых участникам ВОВ, относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

На основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Матлаш Н.И. проживает по адресу: <адрес>. Указанный <данные изъяты> принадлежит его <данные изъяты> ФИО3, не обеспечен коммунально-бытовыми удобствами.

Матлаш Н.И. членом семьи ФИО3 не является, <данные изъяты> не осуществляет уход за <данные изъяты>, между ними часто возникают ссоры.

Матлаш Н.И. нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения, собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения не является, собственного жилья у него не имеется.

Истец имеет право на получение мер социальной поддержки как участник войны в соответствие с Федеральным Законом Российской Федерации «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Матлаш Н.И. просит дело рассматривать без его участия. Поскольку стороны не возражают против этого, суд рассматривает дело без участия истца.

Представитель ответчика - администрации <адрес> исковые требования прокурора не признал, просит в иске отказать, поскольку истец проживает в доме <данные изъяты> как член семьи, жилая площадь достаточная для их совместного проживания, оснований для постановки его на учет не имеется, истец не обращался в администрацию <адрес> с заявлением о благоустройстве жилого помещения, данные заявления администрацией города удовлетворяются.

Проживает истец в доме, где имеется газоснабжение, электроосвещение, имеется водопровод.

Степень благоустройства соответствует существующей в <адрес>

Свидетель ФИО3 суду показал, что его <данные изъяты>- Матлаш Н.И. проживает с ним с ДД.ММ.ГГГГ переселен из <адрес>, так как дом, в котором он ранее проживал, пришел в негодность в связи с тем и за <данные изъяты> нужен был уход.

Живет <данные изъяты> в <данные изъяты>, не желает, чтобы <данные изъяты> далее проживал с ним, тот не может за собою ухаживать, за ним ухаживает его <данные изъяты> дает ей деньги на приобретение продуктов питания, на то, чтобы она стирала ему белье и готовила еду. В доме имеется газовое отопление, во дворе дома имеется водозаборная колонка и туалет. В доме фактически проживает он, его <данные изъяты> - ФИО5, так как за <данные изъяты> нужен постоянный уход.

Он сам с <данные изъяты> отношений не поддерживает, совместного хозяйства с ним не ведет, <данные изъяты> ему денег не дает, он (свидетель) свои деньги тратит в основном на сигареты и водку, питается в столовой.

Свидетель ФИО5 суду показала, что истец приходится ей <данные изъяты>.

Он нуждается в постоянном постороннем уходе, она за ним ухаживает, так как в доме нет водопровода и канализации, воду приходится набирать из водозаборной колонки во дворе дома. Отношения у <данные изъяты> не сложились, <данные изъяты> злоупотребляет спиртными напитками, вымогает у <данные изъяты> деньги. Истец нуждается в благоустроенном жилье, чтобы мог за собой ухаживать.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Матлаш Н.И. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о выделении ему жилья как участнику Великой Отечественной войны.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ» заявление Матлаша Н.И. было удовлетворено.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ» ранее принятое решение было отменено, Матлаш Н.И. был исключен из списка лиц, нуждающихся на основании ФЗ «О ветеранах» в получении жилья на основании ст. 54 п.1 п.п.2 Жилищного кодекса РФ: отсутствуют документы, подтверждающие право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Прокурор на основании обращения к нему истца обратился в суд с указанным иском.

Матлаш Н.И. является инвалидом и участником Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., умышленно своих жилищных условий не ухудшал.

Права ветеранов Великой Отечественной войны в части наделения их жильем определены в Законе Российской Федерации № 5-ФЗ от 21.01.1995 года «О ветеранах» (ст. 15 ч.1 п.3). Ветераны великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета один раз независимо от их имущественного положения.

С соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнении указанного Закона, с целью завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, Президентом Российской Федерации издан Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30).

Из смысла вышеназванных Указа и Закона «О ветеранах» следует, что участники Великой Отечественной войны имеют право на благоустроенное жилое помещение, при этом, данное понятые определено Жилищным кодексом РФ, который, в соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда имеет наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства.

Категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий определены в ст. 51 ЖК РФ.

Ст. 89 ЖК РФ определяется понятие «благоустроенность», оно должно применяться к условиям соответствующего населенного пункта, данное жилье должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. № 494) утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 12 данного Положения предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Установлено и не оспаривается сторонами, что в <адрес> имеется централизованные инженерные сети, в том числе хозяйственно-питьевое водоснабжение, канализация.

Матлаш Н.И. фактически проживает и зарегистрирован в <адрес> в <адрес>, который принадлежит его <данные изъяты> ФИО3. Дом непригодным для проживания не признан.

Согласно выписке из государственно реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, справки <данные изъяты> у истца отсутствует какое - либо недвижимое имущество на праве собственности, квартир и индивидуальных домовладений не имеется..

В судебном заседании установлено, что дом, в котором проживает истец, не обеспечен водоснабжением, в нем отсутствует канализация.

Общая площадь дома - <данные изъяты>. В доме проживает <данные изъяты> человека (л.д.48). С учетом Решения <данные изъяты> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, определившего учетную площадь (общую) в размере 14 кв.м. на одного человека, истец обеспечена достаточной нормой площади жилья.

Суд не может согласиться с доводами прокурора в части необходимости удовлетворения иска в связи с тем, что истец не является членом семьи собственника.

Установлено, что он проживает в данном доме на основании заявления <данные изъяты> о регистрации по данному месту жительства.

Его отдельное проживание, распоряжение своими доходами не могут являться основанием для того, чтобы не считать его членом семьи собственника жилого помещения.

Пунктом 11 пп.А Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом суд учитывает, что истцу необходим постоянный посторонний уход, осуществить который в условиях неблагоустроенности данного жилья затруднительно.

Суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с п.3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку установлено, что истец проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не обращался с заявлением о благоустройстве занимаемого им жилого помещения, суд не может принять во внимание, поскольку он не является собственником данного жилья.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в исключении ДД.ММ.ГГГГ Матлаша Н.И. из списка нуждающихся на основании Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5 -ФЗ в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Обязать Администрацию <адрес> поставить Матлаша Н.И. на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Гарбуз Г.И.