о признании незаконными действий и о понуждении к совершению действий



Дело № 2-10-608-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Стародуб 30 ноября 2010 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гарбуза Г.И., при секретаре Пусь Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района в интересах Кузютиной Е.И. к Администрации <адрес> о признании незаконными действии и о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Стародубского района Брянской области в порядке ст. 45, ст. 254 ГПК РФ, действуя в интересах Кузютиной Е.И., обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия администрации муниципального <адрес>, выразившиеся в отказе поставить Кузютиной Е.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и просит обязать администрацию <адрес> поставить Кузютину Е.И. на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивирует тем, что Кузютина Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Кузютина Е.И. имеет удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ установленного образца, выдаваемого женам и родителям погибших военнослужащих.

ДД.ММ.ГГГГ Кузютина Е.И. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдовы умершего ветерана Великой Отечественной войны.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ» Кузютиной Е.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 21.12.2009 года) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 21 названного Закона, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Кузютиной Е.И. нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения, собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения не является.

Собственного жилья у Кузютиной Е.И. не имеется, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанный <данные изъяты> на праве общей долевой собственности (доля <данные изъяты>) принадлежит <данные изъяты> ФИО2.

Согласно выписке из государственно реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № у Кузютиной Е.И. отсутствует какое - либо недвижимое имущество на праве собственности.

Истица имеет право на получение мер социальной поддержки установленных ст. 21 Федерального Закона Российской Федерации «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года как вдова участника Великой отечественной войны 1941-1945 годов, в том числе и на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.

Действия администрации <данные изъяты>, выразившиеся в отказе Кузютиной Е.И. в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, являются незаконными и не основанными на требованиях нормативно правовых актов.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам.

Кузютина Е.И. и представитель ответчика просят дело рассматривать без их участия. Поскольку возражений против этого не имеется, суд рассматривает дело без участия истицы и представителя ответчика.

Свидетель ФИО2 суду показала, что истица Кузютина Е.И. приходится <данные изъяты> и является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. <данные изъяты> зарегистрирована и фактически проживает по <адрес>. Указанный <данные изъяты> принадлежит <данные изъяты> на праве дарения. Совместное хозяйство с <данные изъяты> она не ведет, доходами каждый из них распоряжается самостоятельно, членом ее семьи Кузютина Е.И. не является.

Уход за <данные изъяты> не требуется.

В <данные изъяты> частично имеются удобства: имеется водопровод, местная канализация, пользование которой ограничено из-за невозможности подъезда к отстойнику и его откачки. Центральная канализация отсутствует.

Туалет в <данные изъяты> отсутствует.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Кузютина Е.И. обращалась в администрацию <адрес>, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях: как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ», Кузютиной Е.И. было отказано в постановке на учет.

Прокурор на основании обращения к нему истицы обратился в суд с указанным иском.

Кузютина Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 года.

В повторный брак истица не вступала, до ДД.ММ.ГГГГ на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не вставала, на праве собственности жилья не имеет, умышленно жилищные условия не ухудшала.

За истицей квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> не значится, у истицы отсутствует какое - либо недвижимое имущество на праве собственности.

Часть 2 статьи 21 Закона Российской Федерации № 5-ФЗ от 21.01.1995 года «О ветеранах» определяет, что меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка.

Права супругов умерших участников Великой Отечественной войны в части наделения их жильем определены в Законе Российской Федерации № 5-ФЗ от 21.01.1995 года «О ветеранах» ( ч.2 ст.21), согласно которому они обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета один раз независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 21 ч.1 п.4 указанного Закона члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

С соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение указанного Закона, с целью завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, Президентом Российской Федерации издан Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30).

Из смысла вышеназванных Указа и Закона «О ветеранах» следует, что участники Великой Отечественной войны имеют право на благоустроенное жилое помещение, при этом, данное понятые определено Жилищным кодексом РФ, который, в соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда имеет наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства.

Категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определены в ст. 51 ЖК РФ.

Ст. 89 ЖК РФ определяется понятие «благоустроенность», оно должно применяться к условиям соответствующего населенного пункта, данное жилье должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. № 494) утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 12 данного Положения предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Установлено и не оспаривается сторонами, что в <адрес> имеются централизованные инженерные сети, в том числе хозяйственно-питьевое водоснабжение, центральная канализация.

Кузютина Е.И. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>.

Указанная <данные изъяты> принадлежит на праве <данные изъяты> ФИО2 (л.д.16).

Общая площадь <данные изъяты>., <данные изъяты> проживает <данные изъяты> С учетом Решения <данные изъяты> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, определившего учетную площадь (общую) в размере 14 кв.м. на одного человека, истица обеспечена достаточной нормой площади жилья.

Суд не может согласиться с доводами прокурора в части того, что истица не является членом семьи собственника.

Установлено, что она проживает в <данные изъяты> с момента вселения в него всей ее семьи.

Ее проживание в отдельной комнате от остальных членов семьи распоряжение своими доходами не могут являться основанием для того, чтобы не считать ее членом семьи собственника жилого помещения.

Пунктом 11 пп.А Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Однако, истица проживает в данном жилом помещении вынужденно, ввиду отсутствия у нее какого-либо иного жилого помещения, а также из-за необходимости за ней постороннего ухода.

Данное помещение не является благоустроенным.

Ввиду того, что истица не является собственником жилого помещения, благоустроить она его не может.

В соответствии со ст. 21 ч.1 п. ч Закона РФ «О ветеранах» вдовы участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их материального положения.

Иск прокурора подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в отказе ДД.ММ.ГГГГ Кузютиной Е.И. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Обязать администрацию <адрес> поставить Кузютину Е.И. на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Гарбуз Г.И.