о признании незаконными действий и о понуждении к совершению действий



Дело № 2-10-602-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Стародуб 29 ноября 2010 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гарбуза Г.И., при секретаре Пусь Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района в интересах Савельевой М.И. к Администрации <адрес> о признании незаконными действии и о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Стародубского района Брянской области в порядке ст. 45, ст. 254 ГПК РФ, действуя в интересах Савельевой М.И., обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в отказе поставить Савельеву М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и просит обязать администрацию <адрес> поставить Савельеву М.И. на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивирует тем, что Савельева М.И. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Савельева М.И. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ» Савельевой М.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5 -ФЗ, к числу мер социальной поддержки, предоставляемых участникам ВОВ, относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

На основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Савельева М.И. проживает по адресу: <адрес>. Указанный <данные изъяты> принадлежит на праве собственности <данные изъяты> ФИО3. Савельева М.И. нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения, собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения не является, собственного жилья у него не имеется. Истица имеет право на получение мер социальной поддержки как участник войны в соответствие с Федеральным Законом Российской Федерации «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам.

Истица просит дело рассматривать без ее участия. Поскольку стороны не возражают против этого, суд рассматривает дело без участия истицы.

Представитель ответчика - администрации <адрес> исковые требования прокурора не признала, просит в иске отказать.

Суду представитель ответчика пояснил, что при рассмотрении заявления истицы о постановке ее на учет не было известно о том, что она не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает. Данный факт стал известен при ознакомлении с показаниями свидетеля, поэтому действия администрации <адрес> нельзя считать незаконными.

Свидетель ФИО3 суду показал, что истица Савельева М.И. приходится ему <данные изъяты> и является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. <данные изъяты> зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>. с момента их вселения <данные изъяты> <данные изъяты> принадлежит ему на праве собственности <данные изъяты> Совместное хозяйство с <данные изъяты> он не ведет, доходами каждый из них распоряжается самостоятельно, <данные изъяты> проживает в отдельной комнате, с отдельным входом. <данные изъяты> имеется централизованное газовое отопление; водопровод, подключенный к центральному водоснабжению; канализация отсутствует; туалета в доме нет, имеется туалет на территории домовладения; имеется горячая вода.

Лиц, имеющих инфекционные заболевания, препятствующие совместному проживанию, нет.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Савельева М.И. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о выделении ей жилья как участнику Великой Отечественной войны.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации: представленные документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Прокурор на основании обращения к нему истицы обратился в суд с указанным иском.

Савельева М.И. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (удостоверение серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), является также инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию (справка ВТЭК №).

Права ветеранов Великой Отечественной войны в части наделения их жильем определены в Законе Российской Федерации № 5-ФЗ от 21.01.1995 года «О ветеранах» (ст. 15 ч.1 п.3). Ветераны великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета один раз независимо от их имущественного положения.

С соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнении указанного Закона, с целью завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, Президентом Российской Федерации издан Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30).

Из смысла вышеназванных Указа и Закона «О ветеранах» следует, что участники Великой Отечественной войны имеют право на благоустроенное жилое помещение, при этом, данное понятые определено Жилищным кодексом РФ, который, в соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда имеет наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства.

Категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий определены в ст. 51 ЖК РФ.

Ст. 89 ЖК РФ определяется понятие «благоустроенность», оно должно применяться к условиям соответствующего населенного пункта, данное жилье должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 г. № 494) утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 12 данного Положения предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Установлено и не оспаривается сторонами, что в <адрес> имеется централизованные инженерные сети, в том числе хозяйственно-питьевое водоснабжение, канализация.

Савельева М.И. фактически проживает и зарегистрирована в <адрес>, который принадлежит <данные изъяты> ФИО3. <данные изъяты> непригодным для проживания не признан.

У истицы отсутствует какое - либо недвижимое имущество на праве собственности, квартир и индивидуальных домовладений за ней не числится.

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>, в котором проживает истица, обеспечен водоснабжением, электрифицирован, газифицирован, центральной канализации не имеется.

Общая площадь <данные изъяты>. В доме проживает <данные изъяты> (л.д.18). С учетом Решения <данные изъяты> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ., определившего учетную площадь (общую) в размере 14 кв.м. на одного человека, истица обеспечена достаточной нормой площади жилья.

Суд не может согласиться с доводами прокурора в части того, что истица не является членом семьи собственника.

Установлено, что она проживает в данном <данные изъяты> с момента вселения в него всей ее семьи.

Ее проживание в отдельной комнате от остальных членов семьи распоряжение своими доходами не могут являться основанием для того, чтобы не считать ее членом семьи собственника жилого помещения.

Пунктом 11 пп.А Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Однако, истица проживает в данном жилом помещении вынужденно, ввиду отсутствия у нее какого-либо иного жилого помещения, а также из-за необходимости за ней постороннего ухода.

Данное помещение не является благоустроенным.

Ввиду того, что истица не является собственником жилого помещения, благоустроить она его не может.

В соответствии со ст. 21 ч.1 п. ч Закона РФ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их материального положения.

Суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в отказе ДД.ММ.ГГГГ Савельевой М.И. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Обязать администрацию <адрес> поставить Савельеву М.И. на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Гарбуз Г.И.