о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-11-248-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Стародуб 05 мая 2011 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А. при секретаре Мелеховой Г.В., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Шуликовой Т.В. к управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе <адрес> и <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ :

Шуликова Т.В. обратилась в суд с названым иском. Ссылается на то, что она ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако ответчик необоснованно не засчитал в специальный трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время обучения в педагогическом институте, т.к. на момент отмены постановления Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (на 01.10.1993 г.) истцом не выработано 2/3 продолжительности стажа, требуемого для назначения пенсии. Истица просит признать решение управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе <адрес> и <адрес> незаконным, включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городском округе <адрес> и <адрес> муниципальном районе назначить и выплатить ей трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью на основании п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения в органы Пенсионного фонда, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Шуликова Т.В. исковые требования поддержала, просила суд восстановить нарушенное право истца, обязав ответчика назначить пенсию с момента обращения за ней.

Представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городском округе <адрес> и <адрес> муниципальном районе <адрес> (далее по тексту - УПФР) Трушко Е.А. против удовлетворения иска возражает, пояснила, что Шуликова Т.В. обратилась за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением об отказе в установлении пенсии УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ ей в назначении пенсии отказано, разъяснено, что из времени работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (далее по тексту - специальный стаж) истцу следует исключить следующий период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время обучения в педагогическом институте. На момент обращения истца у неё было 24 года 06 мес. 18 дн. специального стажа, спорный период исключен правомерно.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу требований постановления Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" суд учитывает при оценке пенсионных прав истца законодательство, действовавшее в спорный период.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В п.1 данного Списка предусмотрены должность «учитель», в разделе «наименование учреждений» - п.1 школы всех типов и наименований.

Как следует из материалов дела, Шуликова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. работала старшей пионервожатой средней школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. обучалась в педагогическом институте, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учитель <адрес> школы <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем МОУ <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФР за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ решением № Шуликовой Т.В. отказано в назначении трудовой пенсии.

Из специального стажа истца ответчиком исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время обучения в педагогическом институте, в связи с тем, что на момент отмены постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 (на 01.10.1993 г.) Шуликовой Т.В. не выработано 2/3 продолжительности стажа, требуемого для назначения пенсии.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В силу п. 4 данного Положения время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Довод в ответчика о том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953 с 1 октября 1993 г. утратило силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а истец на эту дату не выработал 2/3 педагогического стажа, поэтому время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах не подлежит включению в специальный стаж, несостоятелен.

Учитывая, что на время обучения в педагогическом учебном заведении названным Положением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. предусматривалось включение данного периода в специальный стаж, спорному периоду непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность истицы и на момент обращения в УПФР истица выработала свыше 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, суд полагает необоснованным решение УПФР об исключении из специального стажа времеми обучения в педагогическом учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и полагает возможным удовлетворить заявленные требования.

Специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ, не оспариваемый сторонами, составляет 24 года 06 месяцев 18 дней. В связи с зачетом судом оспариваемого периода специальный стаж истца на момент обращения её за назначением пенсии составил более 25 лет.

При таких обстоятельствах заявленные Шуликовой Т.В. исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шуликовой Т.В. удовлетворить.

Включить в стаж работы Шуликовой Т.В., дающий право на

досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением в течение 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском

округе <адрес> и <адрес> муниципальном районе <адрес> назначить и выплачивать Шуликовой Т.В. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением в течение 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей с момента обращения за ее назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий О.А. Геращенко