о понуждении к совершению действий



Дело № 2-11-276-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Стародуб                                                                                  08 июня 2011 года

       Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А.,

при секретаре Мелеховой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байдак О.М. к администрации <адрес>, администрации <адрес> об обжаловании бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий,

                                                           УСТАНОВИЛ:

Байдак О.М. обратилась в суд с названным иском. Ссылается на то, что она является сиротой. С ДД.ММ.ГГГГ г. обучалась в ГОУ для детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО <адрес> <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте. Однако никакого решения администрацией <адрес> принято не было. ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась в администрацию <адрес>, однако опять ответа на заявление не последовало. Байдак О.М. просит суд признать бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не постановке ее на учет как сироты, нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать администрацию <адрес> поставить ее на учет как сироту, нуждающуюся в жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию <адрес> предоставить ей расположенное в городе <адрес> жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Байдак О.М. и ее представитель Шук П.С. требования уточнили, просили суд признать бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не постановке ее на учет как сироты, нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать администрацию <адрес> поставить ее на учет как сироту, нуждающуюся в жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию <адрес> в течение 180 дней со дня вступления решения в законную силу предоставить истице расположенное в городе <адрес> жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Просили восстановить нарушенное право истицы.

В судебное заседание истица Байдак О.М. не явилась, уведомлена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело без ее участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.

Представитель ответчика администрации <адрес> Суханов В.В. против иска возражал, в судебном заседании пояснил, что истица обращалась в администрацию города, ей было предоставлено общежитие, однако для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Байдак О.М. предоставила не все необходимые документы.

Ответчик, администрация <адрес>, представителя в судебное заседание не направил, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представил письменные возражения на иск, просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Байдак (добрачная фамилия - К.) О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с июня ДД.ММ.ГГГГ года осталась без попечения родителей, поскольку мать истицы - К.С.И. решением суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ К. (Байдак) О.М. обучалась в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес>».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К. (Байдак) О.М. обучалась в ГОУ НПО <адрес> <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении.

Согласно ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствиис Постановление Администрации Брянской области от 09.11.2007 N 889 (ред. от 16.10.2009) «Об утверждении Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения» жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и <адрес> на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории <адрес>, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предоставляет детям-сиротам особые жилищные права. В частности, п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 устанавливают, что лица из данной категории, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Из смысла действующего законодательства усматривается, что дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без попечения родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» за К. О.М. на территории <адрес> квартир и индивидуальных домовладений не числится.

          Согласно заявлению Кулинич О.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она обратилась в Администрацию <адрес> письменно за предоставлением ей жилого помещения, указала, что ей негде жить, является сиротой.

Администрацией <адрес> не был разрешен вопрос о постановке истца на жилищный учет, в нарушение установленного Порядка приобретения жилья Байдак К. О.М. не была включена в банк данных о детях-сиротах, нуждающихся в предоставлении жилья.      

      В связи с изложенным, суд признает незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в непринятии мер к постановке на льготный жилищный учет Байдак (К. О.М., как лицо из числа детей-сирот, нуждающейся во внеочередном обеспечении жильем.

При разрешении спора в части наличия права на предоставление жилого помещения у Байдак О.М. на момент рассмотрения спора, суд руководствуется следующим: в настоящее время Байдак О.М. зарегистрирована по месту жительства в комнате <адрес> <адрес>, утратившего статус общежития. Согласно поквартирной карточке площадь комнаты составляет 10,8 кв.м.

Исходя из основных начал жилищного права (ст.1ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Закон предоставляет детям-сиротам и лицам из их числа право проживать в жилом помещении, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам, площадью не ниже 33 кв.м. Истица желает по своему усмотрению и в своих интересах воспользоваться принадлежащим ей правом проживать в названном жилом помещении.

Суд из указанного желания истца не усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов других граждан. Социальный наем истцом комнаты в бывшем общежитии суд не рассматривает как факт реализованного либо частично реализованного истцом права, предоставляемогоЗаконом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Проживание истца в указанной комнате не является, по мнению суда, препятствием к реализации им права на получение жилья в порядке и по основаниям, установленным названным законом.

Как следует из преамбулы и ст.1 Закона"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Достижение истцом 23-летнего возраста, своевременно обратившегося за предоставлением жилья, но не поставленного до указанного возраста на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не включенного в соответствующий банк данных в результате незаконных действий городской администрации, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Ввиду изложенного суд отвергает довод ответчика об отсутствии обязательств в предоставлении истцу жилого помещения вне очереди по договору социального найма ввиду достижения им возраста 23 лет.

      В соответствии с действующим Порядком приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 9 ноября 2007 г. N 889 жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и <адрес> на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории <адрес>, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты по окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждениях всех типов профессионального образования.

Приобретаемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья. Жилое помещение приобретается с учетом согласия ребенка-сироты на вселение в это помещение. Площадь приобретаемого жилого помещения должна предоставляться с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но не ниже 33 кв. м общей площади жилья на одного человека. Возможно приобретение комнаты для временного проживания без снятия детей-сирот с жилищного учета.

Жилые помещения, приобретенные на основании указанного Порядка, предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по договору социального найма в установленном жилищным законодательством порядке.

Учитывая, что за Байдак О.М. не было закреплено жилое помещение, она зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, то в соответствии с указанным Порядком жилое помещение, предоставляемое Байдак О.М., должно быть расположено на территории <адрес>.

Федеральное законодательство не содержит указания на конкретный срок, в течение которого дети-сироты должны быть обеспечены жильем. Согласно регионального Порядка жилые помещения предоставляются согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Разрешение требований о предоставлении лицам, из числа детей-сирот жилой площади во внеочередном порядке не ставится федеральным законодательством в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, в том числе очередь по списку внеочередников.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требования истицы в части признания незаконными действий администрации <адрес>, выразившиеся в непринятии мер к постановке на жилищный учет Байдак О.М. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся во внеочередном предоставлении жилья по окончании пребывания в образовательном учреждении, возложении обязанностей на администрацию <адрес> в течение 180 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить Байдак О.М. соответствующее жилое помещение.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Байдак О.М. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в непринятии мер к постановке на жилищный учет Байдак О.М., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся во внеочередном предоставлении жилья по окончании пребывания в образовательном учреждении.

Обязать Администрацию Брянской области в течение 180 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить Байдак О.М., являвшейся ребенком-сиротой, не имевшей закрепленного жилого помещения, жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, площадью не ниже 33 кв.м. с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в городе Стародубе.

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                              О.А. Геращенко