о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью



Дело №2 - 11- 392-1

Решение

Именем Российской Федерации

г. Стародуб                                                                        27 июня 2011 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гарбуза Г.И.,

при секретаре Пусь Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Автушенко Е.В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (далее ГУ - УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью,

установил:

Истица обратилась в суд с указанным иском, просит включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

Иск мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

Ответчиком в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью ей было отказано.

Отказ мотивирован тем, что из стажа исключены периоды её работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время учебы в педагогическом институте;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;

Решение ответчика считает незаконным. Время учебы в педагогическом институте, в соответствии с положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года № 1397 в стаж засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (абзац 5 пункт 2). Пунктом 4 данного Положения было предусмотрено, что время работы в данном случае засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях, работа в которых дает право на досрочную пенсию.

В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, действующим в то время законодательством, предусматривалось включение в льготный стаж, в том числе при назначении пенсии на льготных условиях периодов нахождения женщины в частично оплачиваемом и неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответствующего возраста.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ - УПФ исковые требования не признала, суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется в связи с тем, что не подлежат включению в стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время учебы в педагогическом институте, так как на момент отмены постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 (на 01.10.1993г.) истицей не выработано 2/3 продолжительности стажа, требуемого для назначения пенсии;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, продолжившийся после ДД.ММ.ГГГГ.

    Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, прения, суд приходит к следующему.

       ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о назначении пенсии в ГУ - УПФ.

       ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в назначении трудовой пенсии по старости, письменно уведомив истицу о том, что не может засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время учебы в педагогическом институте, так как на момент отмены постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 (на 01.10.1993г.) истицей не выработано 2/3 продолжительности стажа, требуемого для назначения пенсии;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, продолжившийся после ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению ответчика, указанные периоды не предусмотрены правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

На момент обращения за пенсией, на ДД.ММ.ГГГГ стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, по мнению ГУ - УПФ, составляет <данные изъяты>, при исчислении стажа педагогической деятельности согласно Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5, разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 4, Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 с применение Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, с применением Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (п.5).

Установлено и не оспаривается ответчиком, что специальный стаж истицы на момент обращения за пенсией, на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Разрешая вопрос о спорных периодах работы, суд исходит из следующего.

      В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

        Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.19 ст.27 указанного Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет". Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 утвержден Список учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список). 29 октября 2002 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Право на досрочную трудовую пенсию истицы определяется либо по нормам ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 г. № 781 и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, либо по Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 с учетом Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 года №29 и с применением Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П.

Суд, изучив трудовую книжку истицы и иные представленные документы, соглашается с наличием у истицы указанного специального трудового стажа.

ГУ - УПФ необоснованно принял решение об отказе включить в трудовой стаж истицы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время учебы в педагогическом институте, так как на момент отмены постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 (на 01.10.1993г.) истицей не выработано 2/3 продолжительности стажа, требуемого для назначения пенсии.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В силу п. 4 данного Положения время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Довод в ответчика о том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953 с 1 октября 1993 г. утратило силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а истец на эту дату не выработал 2/3 педагогического стажа, поэтому время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах не подлежит включению в специальный стаж, несостоятелен.

Учитывая, что на время обучения в педагогическом учебном заведении названным Положением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. предусматривалось включение данного периода в специальный стаж, спорному периоду непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность истицы и на момент обращения в УПФР истица выработала свыше 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, суд полагает необоснованным решение УПФР об исключении из специального стажа времени обучения в педагогическом учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и полагает возможным удовлетворить заявленные требования.

ГУ - УПФ необоснованно принял решение об отказе включить в трудовой стаж истицы период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии со ст.ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации". (Разъяснение Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5).

С позицией ГУ - УПФ суд не может согласиться, так как в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Действующим с 01.02.2002 года Трудовым кодексом РФ вышеуказанные отпуска не засчитываются в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Однако, в силу ст.ст. 12 и 424 Трудового кодекса РФ, Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Трудовой кодекс РФ не ограничил права заявительницы в части зачета времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

       Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком включается в специальный стаж только в случае, если он был предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ.

      Из материалов дела следует, что Автушенко Е.В. согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ. К работе Автушенко Е.В. после отпуска приступила с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

     Таким образом, отпуск истице по уходу за ребёнком был предоставлен до 06.10.1992 года, поэтому период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) подлежит включению в специальный стаж.

         Таким образом, специальный стаж работы истицы на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> что дает ей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью со дня обращения.

Ввиду изложенного, суд признает отказ в назначении пенсии незаконным, исковые требования подлежащими удовлетворению.

        В силу ст. 19 закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

       В судебном заседании установлено, что истица с заявлением о назначении пенсии обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

На взыскании госпошлины истец не настаивает.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Автушенко Е.В. удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в городском округе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Автушенко Е.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей - незаконным.

Включить в стаж Автушенко Е.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

       Признать за Автушенко Е.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> назначить и выплачивать Автушенко Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

       Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий                                      Г.И. Гарбуз