Дело № 2-11-550-1 РЕШЕНИЕ г. Стародуб 13 октября 2011 года Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А. с участием прокурора Павлютенкова П.С., при секретаре Мелеховой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Стародубского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес>» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Стародубского района Брянской области (далее по тексту - прокурор) обратился в суд с названным иском. Указывает, что прокуратурой Стародубского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «<адрес> (далее по тексту - МБОУ «<адрес>»), расположенном по адресу: <адрес>. В соответствии с частью 1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно - технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Так, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется согласно Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно п.4 части 1 ст.50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, в МБОУ «<адрес>» отсутствует устройство молниезащиты. Согласно п.З ч. 3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение песет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Однако для устранения выявленных нарушений закона требуются денежные средства, которыми образовательное учреждение не располагает. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность но его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на установку молниезащиты здания, наличие субсидиарной ответственности администрации Стародубского муниципального района по обязательствам как учредителя МБОУ «<адрес>» и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания школы средством молниезащиты следует возложить также и на администрацию Стародубского муниципального района за счет средств бюджета данного муниципального образования. В соответствии с п.4 части 1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления. Прокурор просил суд обязать МБОУ «Пятовская <адрес>» и администрацию Стародубского муниципального района оборудовать здание МБОУ «<адрес>» устройством молниезащиты. В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил суд обязать МБОУ «<адрес>», администрацию Стародубского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание МБОУ «<адрес>» устройством молниезащиты. Представители ответчиков, МБОУ «<адрес>» Пешая С.С., администрации Стародубского муниципального района <адрес> Рубайло Н.Н., требования признали, обратились к суду с соответствующими заявлениями. Пояснили, что ответчики в настоящее время не имеют финансовой возможности выполнить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, однако в срок до ДД.ММ.ГГГГ заявленные прокурором требования будут удовлетворены. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующим выводам. На основании ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Как следует из материалов дела, здание МБОУ «<адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, эксплуатируется с нарушением требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, введенных в действие приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, СНиП 21.01.-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», здание не оборудовано молниезащитой. Данный факт установлен актом № проверки соблюдения требований пожарной безопасности, составленным ДД.ММ.ГГГГ инспектором государственного пожарного надзора по <адрес>. Факт наличия нарушений не отрицается ответчиками по делу. В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. На основании ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность но его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В судебном заседании установлено, что здание МБОУ «<адрес>» передано данному учреждению на праве оперативного управления, при этом средства для выполнения мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности у учреждения отсутствуют. Как усматривается из устава МБОУ «<адрес>», его учредителем является администрация <адрес>. Согласно заявлениям, поданным в судебном заседании, представители ответчиков признали иск. В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. На основании ст.39 ГПК РФответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Учитывая, что признание иска представителями МБОУ «<адрес>» и администрации Стародубского муниципального района не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиками. Заявленный срок для устранения нарушений не позднее 01 июля 2012 г. суд признает разумным и обоснованным. Таким образом, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований. В силу требований ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Однако, учитывая имущественное положение МБОУ «<адрес>», суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию. Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<адрес>», администрацию Стародубского муниципального района <адрес> в срок до 01 июля 2012 г. в установленном законом порядке оборудовать здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес>» устройством молниезащиты. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес>» 100 рублей в доход государства в качестве уплаты государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней. Судья Геращенко О.А.