иск о признании права на получение жилищного сертификата удовлетворен



                                                        Дело № 2-11-565-1

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Стародуб                                               14 октября 2011 года

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Захаржевской А.А. при секретаре Жигирей Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камоза В.П. к администрации <адрес> о признании права на получение жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л :

Камоза В.П. обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним и членом его семьи <данные изъяты> право на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" как лица, постоянно проживавшего в зоне проживания с правом на отселение, добровольно выехавшего из зоны с правом на отселение.

Свои требования истец мотивирует тем, что он проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, которыйсогласно Постановлению Правительства РФ №1582, отнесен к зоне с правом на отселение.

В соответствии со ст. 10 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец, учитывая
уровень загрязнения, воспользовался своим правом и в добровольном порядке выехал из
зоны с правом на отселение для проживания в менее загрязненной. В настоящее время истец и член его семьи проживает в <адрес> (зоне с льготным социально-экономическим статусом), истец пользуется льготами как лицо, постоянно проживавшее в зоне с правом на отселение и добровольно выехавшее из указанной зоны.

При оформлении данного статуса истцу было выдано ДД.ММ.ГГГГ удостоверение серии о праве на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако в удостоверении указан статус истца как «гражданин постоянно проживавший в зоне с правом на отселения» без указания на то, что он выехал в добровольном порядке. Отсутствие указанной записи влияет в настоящее время на оформление истцом жилищного сертификата. Несмотря на то, что он включен в сводный Список граждан для получения жилищного сертификата в текущем году, по разъяснению ответчика, указанный недостаток в документе о праве на льготы является препятствием для получения жилищного сертификата. Внести исправление в указанное удостоверение не представляется в настоящее время возможным, так как учреждение Управления по проблемам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в <адрес>, выдавшее удостоверение, в настоящее время прекратило свою деятельность. Получение нового удостоверения в другом учреждении займет длительное время, и истец в нарушение его конституционных прав, останется без жилья, и вновь вынужден будет ожидать долгое время осуществления права на получение жилищного сертификата.

Добровольное переселение истца в менее загрязненную зону производилось в соответствии с установленным Правительством порядком. Истец сменил место проживания, выехав из зоны отселения, не иначе как в добровольном порядке. Доказательствами иного ни ответчик, ни иные лица не располагают.

В судебном заседании Камоза В.П. свои требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив требования, просил также подтвердить его право при проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом получать льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицу, постоянно проживавшему и добровольно выехавшему из зоны с правом на отселение.

Представитель ответчика - администрации <адрес>, в судебном заседании иск не признал, пояснил, что недостаток в оформлении удостоверения о праве на льготы действительно является препятствием для получения льгот и компенсаций, в том числе жилищного сертификата, предусмотренных для лиц, проживавших и добровольно выехавших из зоны загрязнения.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.

Из материалов дела и объяснений истца следует, что Камоза В.П. ДД.ММ.ГГГГ проживал в населенном пункте <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ года в населенном пункте <адрес> - зоне с правом на отселение согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582, затем выехал на иное место жительства, в подтверждение чего ему выдано Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС <адрес> удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ о праве на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите, граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как гражданину, постоянно проживавшему в зоне отселения.

Истец работал с ДД.ММ.ГГГГ год работал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ год истец работал в <адрес> (зоне с правом на отселения), с ДД.ММ.ГГГГ года - в <адрес> (зоне с льготным социально-экономическим статусом)

С ДД.ММ.ГГГГ года Камоза В.П. проживает в <адрес>, относящемся к зоне загрязнения с льготным социально-экономическим статусом.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке его на учет для получения жилья как пострадавшего от аварии на ЧАЭС (переселенец из зоны загрязнения).

Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Камоза В.П. был поставлен по новому месту жительства на льготную очередь пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Положениями п.11 статьи 13, статьями 22,17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями), гарантировано обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке из зоны с правом на отселение и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 14.07.2011) "О

федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено исполнение государственных обязательств по обеспечению лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" путем реализации Государственных жилищных сертификатов, являющихся именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Всоответствиис Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 12.07.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"

граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в том числе в соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках указанной выше подпрограммы.

Положениями статей 51, 52, 55, 56 Жилищного кодекса РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещения требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до обеспечения их жилыми помещениями (субсидиями на приобретение жилья) или до выявления предусмотренных законом оснований снятия их с учета. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты оснований дающих им право на получение субсидии на приобретение жилья.

Системное толкование приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что право на получение сертификата на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета имеют граждане, выехавшие в добровольном порядке из зоны с правом на отселение, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года.

Порядок добровольного отселения жителей из зоны проживания с правом на отселение установлен Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Для граждан, принявших решение о добровольном переселении, в соответствии с Законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также указанным Постановлением Правительства РФ предусмотрен ряд особых льгот и компенсаций, которые предоставляются на основании полученного в местных органах исполнительной власти специального удостоверения. В данном удостоверении отмечается значение плотности загрязнения почвы цезием-137 в месте, где проживает гражданин, а также указывается состав семьи гражданина и содержится информация о жилой площади гражданина, которая у него имелась на территории зоны проживания с правом на отселение. В месте переселения граждане имеют право на получение благоустроенного жилья, им предоставляются льготные условия для приобретения квартир или домов в собственность, а также компенсируются затраты на строительство.

            Семья Камоза В.П. выехала в добровольном порядке из зоны с правом на отселение, чтовытекает, по сути, из наименования зоны (граждане могут воспользоваться своим правом на переселение, но это не является их обязанностью), обстоятельство добровольного выезда из зоны с правом на отселение подтверждается также тем, что истец был свободен в выборе места дальнейшего проживания. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ супругой истца К.Л.А. был приобретен дом в <адрес>. К.Л.А. дала письменное обязательство в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории <адрес> о сдаче жилого помещения, занимаемого ею на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилье является совместной собственностью истца и его супруги. Согласно техническому обследованию ГУП «Брянсккоммунпроект» жилого <адрес> в <адрес> указанный дом непригоден для постоянного проживания. Жилье в <адрес> было муниципальным и предоставлено супруге истца в связи с работой. Прежнее жилье, занимаемое Камоза В.П. в <адрес>, также являлось муниципальным временного характера, представляло собой комнату в общежитии. Переселение Камоза В.П. соответствует установленному Правительством порядку. Доказательств иного ответчиком не представлено, доказательствами иного не располагает от иных источников и суд.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> право собственности на жилые помещения за Камоза В.П. и членами его семьи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с января ДД.ММ.ГГГГ года не зарегистрировано. По сведениям ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» (Стародубский филиал) от ДД.ММ.ГГГГ за Камоза В.П. недвижимости не значится, за К.Л.А. значится на праве собственности только жилой дом в <адрес> - непригодный к проживанию.

Оценив установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что Камоза В.П. обоснованно признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и включен администрацией <адрес> в Список очередников на получение жилых помещений по основаниям, дающим право на получение субсидии на приобретение жилья из федерального бюджета

То обстоятельство, что в Удостоверении о праве на льготы нет указания на то, что Камоза В.П. добровольно переселился из зоны с правом на отселение, а также иных необходимых сведений, суд рассматривает как ошибку органа, выдавшего указанное удостоверение, не влекущую за собой ограничения права Камоза В.П. на получение им льгот и компенсаций, установленных ст.22 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как лицом, проживавшим в зоне с правом на отселение и добровольно выехавшим.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Удовлетворить исковые требования Камоза В.П..

    Признать право Камоза В.П. на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны отселения, предусмотренные ст.22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС".

Признать за Камоза В.П. и членом его семьи К.Л.А. право на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" как лицом, постоянно проживавшим в зоне проживания с правом на отселение, добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, до сохранения статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                           Захаржевская А.А.